Дополнительная информация
Скрытые и двойные картинки можно найти у Attneave (1968), Berger (1977), Block & Yuker (1989), Boring (1930), Dallenbach (1951) W. Ellis (1939), Fernberger (1950), Fisher (1967, 1968), Gregory (1977), Joyce (1994), Mach (1959), Martin (1914), Newhall (1952), Wever (1927). Один из лучших источников — работа М. С. Escher (1971). Таблица 8.2 Правила трансформации1
_________________ 1 За дополнительными подробностями об этих правилах обратитесь к описанию квантового изменения в разделе, посвященном сложным транспозициям. (Прим. авт.)
СЛОЖНЫЕ ТРАНСПОЗИЦИИ
Принципы
Существует одна большая трудность в предыдущей технике — изображения для большинства клиентов слишком просты. Некоторые могут разглядеть изображение мгновенно, другим же может понадобиться на это от пяти до десяти минут. Но помощь клиенту в изменении его собственных убеждений — занятие куда более сложное. Клиентам могут понадобиться месяцы или даже годы, чтобы совершить основной когнитивный сдвиг, так что, если даже они с удовольствием готовы потратить 10-15 минут на поиски скрытого изображения, они могут не захотеть искать новую мысль в течение нескольких месяцев. Для того чтобы приблизиться к уровню сложности, присущему изменению установок, необходимо задействовать более сложные изображения. Для нахождения образа эти картинки требуют от клиентов больших затрат времени и усилий, которые приближаются к затратам усилий на изменение убеждений.
Метод
1. Покажите клиенту одно из изображений, представленных на рис. 8.6, 8.7, 8.8, 8.9, или подберите его сами. 2. Объясните клиенту/что рисунок похож на его убеждения. Попытки увидеть рациональную идею в своей жизни подобны попыткам найти какой-нибудь смысл в этих рисунках. 3. Наиболее важная часть упражнения — отслеживать, как клиент справляется с фрустрацией, возникающей, когда он не может увидеть изображение. (Особенно на картинке 8.6 с коровой.) Разочаровывается и бросает? Злится на вас, что вы показали ему эту картинку? Отказывается продолжать? Ругает себя, если не находит образ? Обвиняет вас в том, что вы ошибаетесь и на рисунке нет никакого образа? 4. Попросите клиента во время выполнения задания сообщать вам обо всех чувствах и мыслях, возникающих в потоке сознания. Записывайте все его комментарии и ваши наблюдения за поведением клиента, когда он рассматривает изображение.
Рис. 8.6. Замаскированная корова. Создана Leo Potishman и опубликована Dallenbach, 1951
5. Расскажите клиенту о том, что его фрустрация, злость на себя, чувство неполноценности, вызванные заданием, по всей вероятности, похожи на те чувства и мысли, которые возникают у него во время работы над когнициями. Обсудите подробно эту зависимость. Любая проблема, появляющаяся у клиента при рассматривании сложных изображений, возрастет, когда он начнет изменять свои убеждения. Таким образом, если он сдается или начинает сердиться на вас, то, видимо, он поступит так же и со своими убеждениями. 6. Помогите клиенту решить эти проблемы, чтобы он мог успешно завершить задание. Если он слишком напряжен, научите его расслабляться во время упражнения, если ругает себя, помогите ему оспорить свои мысли, если ему хочется все бросить, мотивируйте его на продолжение. В любом случае предлагайте свою помощь, пока ему не удастся успешно закончить упражнение. Рис. 8.7. Можете ли вы доверять этому человеку?
Ответ написан у него на лице. (Ответ и ссылки ищите в разделе дополнительной информации.) Рис. 8.8. Это слово можно прочитать на трех языках: английском, китайском и японском. Это название города. (Ответ и ссылки ищите в разделе дополнительной информации.)
Рис. 8.9. Что это? (Ответ и ссылки ищите в разделе дополнительной информации.)
7. Покажите клиенту, что приемы, которые он использовал при решении рисуночной головоломки, подобны тем, что он применяет при транспозиции своих убеждений. Перечислите все исправления и попросите клиента записать их, чтобы к ним можно было обратиться впоследствии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|