Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример. История Чеда




 

Чед — молодой человек 27 лет, обратившийся в консультацию по поводу глубокой депрессии. Это был необыкновенный юноша — умный, креативный, эмпатичный, но не очень удачливый. Основ­ной ошибочной темой Чеда было ощущение своей неполноцен­ности в интеллекте, навыках общения и эмоциональной стабильно­сти. После предварительного обучения релаксации мы сосредо­точились на изменении различных аспектов этого представления. Он представил, что был неполноценен во всех аспектах своей жизни, кроме работы, потом — во всем, кроме работы, вечеринок и любовных отношений. Тем не менее Чед чувствовал себя подав­ленным.

Мы изменили тактику, и ему нужно было представить другую серию образов, в которых он постепенно модифицировал понятие об объективной достоверности своей ущербности. Сначала он во­образил, что его убеждение верно на 100%, что в объективной ре­альности он неполноценен настолько, насколько он себе это пред­ставлял, и мысленно увидел, как он ведет и чувствует себя соответ­ствующим образом. Затем он представил, что его идея верна лишь на 75%. Мы создали так пять образов, в последнем он вообразил, что его убежденность в своей неполноценности абсолютно беспоч­венна.

Практикуясь, Чед представлял, что он продолжает вести себя, чувствовать и думать так, как будто он был неполноценным, хотя фактически это не подтверждалось. Это упражнение привело его к одному очень важному открытию. Он понял, что его чувства и пове­дение полностью контролировались его мыслями, а не тем, что подтверждало его никчемность, что только мысли о своей ущербно­сти заставляли его вести себя подобающим образом. Он чувство­вал и вел себя абсолютно одинаково как на уровне 25% достовер­ности, так и на уровне 75%. Истинность или ложность его мыслей не влияли на его поведение и эмоции, имело значение только его убеждение. Отделив фактическую достоверность и ложность от сво­их представлений о ней, Чеду удалось возвратиться к исходному гештальту и понять свою ошибку. Он принимал свое неудачное по­ведение за доказательство своей неполноценности, но процесс по­степенной модификации показал ему, что независимо от того, как он вел себя и чувствовал, правда, основанная на доказательствах, не имеет никакого отношения к его восприятию.

Комментарий

 

Обычно терапевт не знает наперед, каким может быть проб­лемный компонент в каждой конкретной схеме клиента. Тем не менее, чтобы увидеть и отделить нужный компонент, он может проявить гибкость в модификации паттерна.

Дополнительная информация

 

Мы провели неформальный эксперимент с картинками, похожими на ту, что представлена здесь в качестве примера. На 15 клиентах мы обнаружили, что они могут увидеть альтернативный образ, только прой­дя как минимум через четыре модификации. Наш клинический опыт в отношении понятий указывает на сходные результаты.

Поступательное преобразование тем и схем описано в работах Bugelski (1970); Dobson and Kendall (1993); Klinger (1980); Laza­rus (1971, 1977, 1982, 1989, 1995, 1997, 1998); Sheikh (1983a, 1993b), Sheikh and Shaffer (1979); Singer and Pope (1978); Williams (1996a, 1996b).

РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Принципы

 

Альберт Эллис и другие специалисты в рационально-эмотив-ной поведенческой терапии используют технику под названием рационально-эмотивное воображение (РЭВ) (rational emotive imagery), которая нацелена на изменение восприятия клиента в целом. Она включена в раздел, посвященный трансформации, а не в раздел по опровержению, потому что направлена на общие паттерны мышления, а не на конкретные, индивидуальные когниции.

В большей части когнитивных техник, описанных в этой книге, терапевт следует основным процедурам точной иденти­фикации деструктивных идей клиента и затем применяет опре­деленные предписанные упражнения и приемы для того, чтобы облегчить изменение нереалистичного восприятия. В этой роли консультант направляет терапевтический процесс: записывает указания и затем руководит клиентом, когда тот их выполняет.

В технике РЭВ указания выписывает клиент, а не терапевт. Терапевт помогает клиенту четко определить источник диском­форта и глубоко сосредоточиться на ведущей теме этого диском­форта (например, страхе, чувстве отверженности, чувстве непол­ноценности, сильного недоверия к другим). Определив домини­рующую тему, терапевт предлагает клиенту сосредоточить свою творческую энергию на поиске стратегий по снижению интен­сивности центральной темы. Следовательно, в случае сильного недоверия к другим клиент может выбрать наиболее действен­ную технику опровержения, с помощью которой он будет убеж­дать себя, что некоторым людям молено доверять больше, чем дру­гим. Он может подчеркнуть необходимость работы над тем, как Заранее определить надежность человека, или над тем, чтобы не раскрываться в вопросах, где его легче всего обидеть. Или он мо­жет решить, что ему нужно комбинировать несколько подходов.

Понятно, что успех этого метода зависит от трех факторов: 1) степени успешности клиента в выполнении относительно не­структурированных терапевтических процедур; 2) степени креа­тивности, с которой клиент подбирает когнитивные стратегии; 3) степени вовлеченности клиента в терапевтический процесс.

Опытный читатель понимает, что мы произвели небольшую модификацию первоначальной эллисовской разработки этой техники (см. шаг № 7).

 

 

Метод

 

1. Для клиента будет полезным расслабиться перед упражне­нием, так как это улучшает концентрацию.

2. Составьте иерархию ситуаций, которые расстраивают клиен­та. Ситуации должны быть описаны достаточно детально, чтобы клиент мог их себе хорошо представить. Посмотрите, нельзя ли привести их к какому-то общему знаменателю, чтобы у вас получилось уменьшить их число до нескольких центральных тем. Важно, чтобы клиент подтвердил, что ко­нечный список точно отражает главные источники его дис­комфорта.

3. Попросите клиента мысленно представить каждую ситуа­цию, ассоциирующиеся с ней чувства и те ведущие темы, которые лучше всего характеризуют эти чувства. Попросите его работать до тех пор, пока он не начнет чувствовать изме­нения в своих эмоциях.

4. Пусть клиент начнет с любой из этих ведущих тем и сосредо­точится на связанных с нею чувствах, используя для моди­фикации этих чувств любую придуманную им стратегию. Клиент должен продолжать работать, пока не почувствует изменения в своих эмоциях.

5. Скажите клиенту, что, для того чтобы произвести изменения в эмоциях, он должен сосредоточиться на том, что он говорит самому себе. Пусть он запишет советы, которые он дает сам себе, если это поможет ему лучше сосредоточиться и более четко их припомнить. Добейтесь, чтобы он начал полностью осознавать свои убеждения.

6. Клиент должен практиковаться по пятнадцать минут в день, пока он не сможет устойчиво воспроизводить альтернатив­ные эмоции. Как только он проделает всю процедуру с пер­вой выбранной им центральной темой, он должен применить эту технику, начиная со второго шага, и в отношении остав­шихся в составленном им списке ведущих тем.

7. Чтобы клиенту было легче обрести контроль над своими эмо­циями, он должен тренироваться вызывать у себя различные эмоции в процессе представления исходных ситуаций, кото­рые были перечислены в пункте номер два. Он может трени­роваться чувствовать себя счастливым, грустным, рассер­женным, уверенным, расслабленным или каким угодно, из­меняя только свой внутренний диалог с собой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...