Пример. История Марго
Литература по рационально-эмотивной поведенческой терапии предоставляет многочисленные примеры использования данной техники. Мы приводим лишь один случай из нашей богатой практики. Марго была 28-летней женщиной, посетившей до прихода ко мне по крайней мере шестерых других терапевтов. У каждого из своих предыдущих консультантов она пробовала пройти один или два сеанса и, не почувствовав себя лучше, бросала и переходила к другому терапевту. Так продолжалось около двух лет. После нескольких первых сеансов стало ясно, почему у нее не было никакого прогресса. Просто она не была действительно заинтересована в работе над самосовершенствованием. Она очень плохо поддавалась терапии, отрезая каждый мой вопрос простым: «Не знаю». Она не читала рекомендованную литературу и не пыталась ничего узнать о теории и техниках самостоятельно. Вместо этого она ожидала, а иногда и требовала, чтобы я каким-то образом разрешил за нее ее депрессию. Она упрямо отвергала любые предложения приложить хоть какие-нибудь усилия. Строго структурированные когнитивные техники были малоэффективны в случае с Марго, потому что они позволяли ей быть в терапевтическом процессе пассивной. Ей были необходимы процедуры с меньшей вовлеченностью терапевта и большей инициативой клиента. Мы решили, что рационально-эмотивное воображение может обеспечить нужное участие. Ключевой сценой в иерархии Марго были представления о том, что причиной ее проблем во взрослой жизни были родители. Ей казалось, что она не получила соответствующего воспитания, чтобы быть счастливой, и что в ее депрессии, разбитых отношениях с мужчинами, малооплачиваемой работе и финансовых сложностях виновны родители. Она недопоняла комментарий начинающего псхоаналитика, который она услышала за несколько лет до этого, и в результате была твердо убеждена, что ее родители несут ответственность за все. Она не видела и не общалась с ними в течение пяти лет.
После того как я выслушал ее тирады против родителей, я пришел к выводу, что гнев просто обуревал Марго. Ее родители, как и любые другие, совершали ошибки, но с ее слов казалось, что они в целом поддерживали свою дочь и пытались ей помочь самым лучшим, по их разумению, образом. Когда мы начали воображение, она представила себе жизнь с родителями и все то «ужасное», что они делали. Она определила свои эмоции как сильную ярость. Когда ее попросили переключиться на менее интенсивную эмоцию, например гнев или разочарование, она сказала, что не может, но из ее невербальной реакции стало понятно, что не хочет. Она попросила попробовать что-нибудь другое, но я отказал и настаивал на использовании именно этой техники. Она рассердилась на меня за то, что я не прислушиваюсь к ее просьбам, но я продолжал процедуру. Сеанс закончился тем, что мы зашли в тупик. Марго отменила три последующих консультации. Позднее я услышал, что она ходила на прием к двум другим терапевтам, надеясь, что они избавят ее от депрессии. Через месяц она снова пришла ко мне, все еще сердитая на меня, но «готовая дать мне последнюю попытку». Она думала, что достаточно меня наказала и что я оставлю рационально-эмотивное воображение, но я этого не сделал. Необходимо в скобках отметить, что такая настойчивость нетипична в когнитивном реструктурировании. Обычно, если одна техника не работает, я спокойно перехожу к другой. Но этой клиентке не помогало ничего. Ее неудачи с другими терапевтами не были виной самих терапевтов или их методов. Я чувствовал, что настала необходимость сделать нечто совершенно отличное и что застревание на одной технике и отсутствие у Марго возможности убежать от своих проблем было как раз необходимо. Если бы я попробовал это с десятью другими клиентами, в девяти случаях я бы потерпел неудачу.
После того как я откровенно сказал ей, в чем, на мой взгляд, заключалась проблема, мы продолжили рационально-эмотивное воображение. Она содействовала процессу неполностью, но на этот раз совершила кое-какие изменения. Ей удалось слегка ослабить свою ярость, но только благодаря тому, по ее словам, что сказала себе, что тоже в какой-то мере несет ответственность. Когда она говорила это себе, то начинала чувствовать страх и вину. Я потом перенес работу воображения на это новое восприятие страха и самообвинения. При помощи рационально-эмотивного воображения она смогла до некоторой степени ослабить эти чувства. Затем мы переключались с работы над гневом против родителей на работу со страхом и чувством вины. Постепенно за время многочисленных сеансов Марго смогла снизить свою вину и гнев настолько, что ее депрессия прошла.
Комментарий
Гибкость этого метода — его самое большое достоинство и самый большой недостаток. Некоторым клиентам необходимы более конкретные инструкции о том, как изменять свои эмоции. Другие же предцочитают сами отвечать за свой перцептивный сдвиг. Дополнительная информация
Эта техника описывается в нескольких публикациях (Maultsby and Ellis, 1974; Maultsby, 1971, 1976, 1984, 1990; Wilde, 1998). ТЕХНИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВООБРАЖЕНИЯ
Принципы
Образы используются в трансформации и других аспектах когнитивного реструктурирования; около трети техник, перечисленных в этой книге, задействуют ту или иную форму воображения. В то время как методики оспаривания являются попыткой модификации в большей степени языка клиента, нежели его представлений, трансформация в основном базируется на образах и визуализациях. Образы лучше показывают, что именно необходимо изменить клиентам, чтобы лучше себя чувствовать, так как они выявляют более общие сдвиги в паттернах, в то время как чисто лингвистические техники нацелены на изменение более специфических мыслей.
Тем не менее даже чисто лингвистические техники можно адаптировать в процедуры визуализации образа. Для многих клиентов лучшим подходом является переплетение лингвистических и образных техник, поскольку такая комбинация приводит к более значительным изменениям, чем каждый из этих методов в отдельности. Однако, если клиент особенно сведущ в визуализации или кажется особенно отзывчивым к образным модификациям, терапевт может предпочесть работу с образами.
Метод
1. Для того чтобы превратить языковые техники в трансформирующие, проделайте первые три шага КРТ: определите центральные метафизические идеи клиента (Guidano, 1991; Guidano and Liotto, 1983), объективно проанализируйте их достоверность или ложность и придумайте серию контраргументов или замещающих рациональных идей (Me Mullin and Giles, 1981). Несмотря на то что и на этих трех этапах можно с успехом использовать визуализацию, мы обнаружили, что на начальных стадиях КРТ язык обычно является более гибким, чем визуализация, инструментом, по большей части из-за испытываемых клиентами в процессе визуализирования своих убеждений трудностей. Сложно, к примеру, представить себе образы, сопровождающие такую идею, как: «Я чувствую, что у меня нет цели в жизни». Мы рекомендуем использование лингвистических техник на ранних стадиях терапии по причине их простоты и эффективности. 2. Определите способности клиента к воображению, используя одну из шкал, разработанных Лацарусом (Lazarus, 1977, 1981, 1982, 1989, 1995, 1998). Эти шкалы помогут определить общую способность клиента к визуализации и укажут области, нуждающиеся в развитии. Шкалы исследуют способность клиента воссоздавать образы себя и других, прошлого, настоящего и будущего, приятного и неприятного и многих других. 3. Если клиент показывает низкие значения по своей способности к визуализации, вы можете попробовать описанные Лацарусом техники построения образа (Lazarus, 1982). 4. Для того чтобы помочь своему клиенту перейти от иррациональных убеждений к рациональным, отберите конкретные образы. Поскольку представление не задействует язык, клиентам зачастую удается более быстро изменить восприятие, используя только визуальные образы, а не семантику. Для создания таких перцептивных сдвигов вы можете использовать множество различных типов образов. Ниже приводится список основных типов.
5. Попросите клиента практиковаться в визуализации до тех пор, пока выбранный образ не станет четким.
6. После того как клиент закончит работать с образами, повторно обратитесь к лингвистическому компоненту, попросив его суммировать изменения в системе его убеждений. («Теперь, когда при помощи этих образов вы изменили эмоции, к каким вы пришли выводам? Каким иррациональным мыслям вы были подвержены? Какие рациональные мысли у вас есть сейчас?») Пример Как утверждалось выше, для того чтобы осуществить когнитивные изменения, специфические образы связываются со специфическими иррациональными идеями. Ниже приводятся визуализации, которые использовались нами при коррекции различных иррациональных идей клиентов. Центральное убеждение: люди должны всегда меня любить, иначе я буду чувствовать себя несчастным. Корригирующие образы: представление постепенного преодоления. Предложите клиенту образы совладания, которые показывали бы ему: а) любовь всех и каждого; б) любовь всех из его окружения, кроме одного человека; в) любовь большинства людей; г) любовь половины из тех, кого он знает; д) любовь лишь нескольких человек из его окружения; е) любовь только одного человека. Преподнесите эти образы так, чтобы клиент мог успешно справиться со все уменьшающимся числом любящих его людей. Центральное убеждение: делать ошибки ужасно. Корригирующие образы: можно использовать неприязненные образы. Клиенты связывают отталкивающие образы с попытками быть совершенными все время. («Представьте себе ту убийственную скуку, которую принесло бы совершенство».) Центральное убеждение: ужасно, когда что-то идет не так. Корригирующие образы: нивелирующие и нулевой реакции. Пусть клиент представит себе, что, когда все идет наперекосяк, ничего не происходит вообще. Центральное убеждение: я не могу контролировать свои эмоции. Корригирующие образы: представления о вознаграждении. Научите клиента представлять все позитивные последствия свободы и спонтанности своих эмоций. Центральное убеждение: достигнуть самодисциплины чрезвычайно тяжело. Корригирующие образы: образы достижения совершенного мастерства. Клиент воображает исключительную самодисциплину в различных ситуациях. Центральное убеждение: я должен всегда зависеть от других. Корригирующие образы: идеализирующие образы. Клиенты визуализируют сцены свободы, независимости и отсутствия привязанности. Центральное убеждение: мое неблагоприятное детство, должно быть, делает мою взрослую жизнь несчастной. Корригирующие образы: моделирующие образы. Клиент представляет целую серию людей, кто был счастлив, несмотря на ужасное детство. Центральное убеждение: я убежден, что для моих проблем существует правильное, корректное и совершенное решение, и все, что я должен сделать, — это найти его. Корригирующие образы: образы подетального совладания. Пусть клиент представит необходимые, но мелкие шаги, которые он должен проделать для решения каждой конкретной проблемы. Центральное убеждение: я — исключительный человек (принц в маске или Кларк Кент, разыскивающий телефонную будку). Я требую особых благ и привилегий, поэтому я не должен подчиняться законам и ограничениям обыкновенных смертных. Корригирующие образы: эмпатические образы. «Если бы вы были кем-то другим, захотели бы вы с собой дружить? Понравилось ли бы вам находиться около себя?» Комментарий
Некоторые виды когнитивной терапии выделяют главным образом применение лингвистических техник, а другие в то же время акцентируют использование образов. Мы обнаружили, что в когнитивном реструктурировании гораздо более эффективной является комбинация, а не отдельное применение того или иного рода техник.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|