Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Мир эстетических ценностей




СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие   5
2. Основная часть   7
2.1. Раздел 1. Мир эстетических ценностей   7
2.1.1. Тема 1.1. Сущность эстетических явлений   7
  А. Ф. Лосев. Проблема художественного стиля (эстетическое)   7
2.1.2. Тема 1.2. Прекрасное и безобразное   9
  Платон. Гиппий Больший   9
  Л. Б. Альберти. Об архитектуре  18
  А. Фиренцуола. О красотах женщин  22
  В. С. Соловьев.   Красота в природе  25
  У. Эко. История уродства (введение)  37
  У. Эко. История уродства (жуткое)  43
  К. Розенкранц. Эстетика безобразного  46
  У. Эко. История уродства (китч)  47
  Г. Брох Зло в системе ценностей искусства  50
2.1.3. Тема 1.3. Возвышенное и низменное  50
  Псевдо-Лонгин. О возвышенном  50
2.1.4.  Тема 1.4. Трагическое  68
  Аристотель. Поэтика (о трагическом)  68
2.1.5. Тема 1.5. Комическое  74
  Аристотель. Поэтика (о комическом)  74
  А. Бергсон. Смех  75
  А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. Гротеск  97
  У. Эко. История уродства (карикатура) 104
2.2. Раздел 2. Художественная деятельность и художественная культура общества 105
2.2.1. Тема 2.1. Искусство как общественное явление 105
  П. Валери. Всеобщее определение искусства 105
  Б. Брехт. Общие вопросы эстетики 110
  В. С. Соловьев. Общий смысл искусства 111
2.2.2. Тема 2.4. Содержание и форма в искусстве 120
  В. Б. Шкловский. Искусство как прием 120
  Ю. М. Лотман. О содержании и структуре понятия «художественная литература» 128
  М. М. Бахтин Автор и герой в эстетической деятельности (содержание, форма, материал) 131
2.2.3. Тема 2.5. Риторика художественной речи и поэтика художественной реальности 133
  М. М. Бахтин. Автор и герой в эстетической деятельности (проблема отношения автора к герою) 133
  М. М. Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе 139
2.2.4. Тема 2.6. Художественное произведение как форма бытия искусства 152
  И. В. Гёте. О Лаокооне 152
  И. В. Гёте. Простое подражание природе, манера, стиль 154
  Жан Поль. Приготовительная школа эстетики (о стиле или изложении) 157
  А. Ф. Лосев Проблема художественного стиля 157
2.2.5. Тема 2.7. Основные проблемы психологии искусства 166
  Платон. Ион 166
  Д. Дидро. Гений 168
  Д. Дидро. Парадокс об актере 173
  К. Г. Юнг. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы 179
  Ф. Г. Лорка. Воображение, вдохновение, освобождение 187
  Ю. М. Лотман. О глубинных элементах художественного замысла 190
  А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков Катарсис 194
2.2.6. Тема 2.9. Морфология искусства 203
  Леонардо да Винчи. Книга о живописи 203
  Жан Поль. Приготовительная школа эстетики (о лирике) 209
2.3. Раздел 3. Основные этапы развития зарубежной и русской эстетики 212
2.3.1. Тема 3.2. Эстетические идеи Средневековья 212
  У. Эко. Эволюция средневековой эстетики (эстетические концепции света) 212
  У. Эко. Эволюция средневековой эстетики (Вселенная символическая и аллегорическая) 216
2.3.2. Тема 3.4. Современная западная эстетика 219
  В. В. Кандинский. О духовном в искусстве 219
  Х. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства 225
  Б. Брехт. О неаристотелевской драме 238
2.3.3. Тема 3.5. Отечественная эстетика XIX - XX вв. 244
  П. А. Флоренский Обратная перспектива 244
3. Заключение 256
4. Список литературы 257
5. Приложение (иллюстрации)  

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Дисциплина «Эстетика» входит в раздел «Б.1. Дисциплины. Вариативная часть» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по следующим направлениям подготовки: 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», 43.03.02 «Туризм», 54.03.01 «Дизайн».

Цели изучения дисциплины «Эстетика» – сформировать у студентов целостное видение процессов, происходящих в эстетической сфере современного общества; дать комплексное представление о законах развития эстетического и художественного сознания в их тесной связи с иными историческими типами мировоззрения; ввести студентов в круг эстетических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; выработать навыки получения, анализа и обобщения информации; научить основам художественной критики.

Задачи дисциплины:

– формирование зрелого эстетического мировоззрения, способности самостоятельно оценивать явления, происходящие в современной художественной культуре;

– раскрытие закономерностей мирового художественного процесса, творческой деятельности, законов психологии искусства;

– формирование понимания многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии;

– выработка способности работать с разноплановыми источниками; способности к эффективному поиску информации и критике источников;

– привитие навыков художественной критики: способности осмысливать процессы в области искусства, умения самостоятельно анализировать художественные произведения;

– формирование умения вести дискуссии по проблемам эстетики и мировой художественной культуры;

– стимуляция творческого мышления, самостоятельности суждений, интереса к отечественному и мировому культурному и художественному наследию, его сохранению и преумножению;

– привитие навыков использования полученной информации в собственной эстетической и художественной деятельности.

Хрестоматия по дисциплине «Эстетика» представляет собой часть учебно-методического комплекса по дисциплине «Эстетика» и обеспечивает необходимую базу источников по данной учебной дисциплине. Хрестоматия содержит систематизированную подборку классических текстов зарубежных и отечественных специалистов в области данной дисциплины. В совокупности эти тексты раскрывают основные понятия и термины эстетики, а также дают представление о различных точках зрения на природу важнейших эстетических и художественных явлений и процессов. При отборе текстов составитель хрестоматии руководствовался двумя мотивами – дать возможность изучающим эстетику ознакомиться с лучшими работами классиков эстетической мысли и наиболее авторитетных эстетиков XX века; раскрыть наиболее важные вопросы, представляющие интерес с точки зрения теории и практики современного искусства.

Содержание хрестоматии отражает общую логику курса, полностью соответствует учебной программе по дисциплине «Эстетика». Тексты сгруппированы в соответствии с разделами и темами учебной программы по эстетике, что позволяет студентам систематизировать знания, полученные по данной дисциплине.  

Структура и содержание хрестоматии соответствуют тем целям и задачам, достижение которых ставится при изучении дисциплины. Хрестоматия также содержит список основной и дополнительной литературы оп дисциплине «Эстетика».

Данная хрестоматия по дисциплине «Эстетика» предназначена для студентов очной и заочной форм обучения по следующим направлениям подготовки АГИК: 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», 43.03.02 «Туризм», 54.03.01 «Дизайн».

 

 


РАЗДЕЛ 1. МИР ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...