Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема художественного стиля




Эстетическое. Эстетическое, вообще говоря, есть область выражения или выразительности. Следовательно, необходимо ясно представлять себе, что такое выражение. Выражение всегда является слиянием каких-нибудь двух планов, и, прежде всего, внутреннего и внешнего. Если мы, рассматривая что-нибудь внутреннее, начинаем это внутреннее видеть внешне, т.е. своими обыкновенными физическими глазами, то это значит, что изучаемое нами внутреннее получило для себя свое выражение. И если мы, рассматривая что-нибудь внешнее своими физическими глазами, изучаем при этом то, что для данного предмета является его внутренним содержанием, это значит, что наше внешнее стало выражением внутреннего, стало выразительным. Наблюдая, например, какую-нибудь рембрандтовскую старуху чисто физическими глазами, мы начинаем замечать, что здесь перед нами целая прожитая жизнь этой старой женщины, — и это значит, что портрет старухи у Рембрандта стал для нас ни чем-то только внешним, лишенным внутреннего содержания, ни чем-то только внутренним, лишенным внешней видимости. Перед нами здесь есть нераздельный и целостный синтез всего внутреннего и внешнего, т.е. выражение. Наука об этом выражении и есть эстетика, а переживание этого выражения есть нечто эстетическое. Однако, здесь возможны и другие пары противоположностей, которые в своем синтезе создают всю стихию выразительности. Так, субъект, который свою внутреннюю жизнь дал в виде известного рода телодвижений, т.е. объективно материально, тем самым прибег к способу выражения. И если через телодвижения человека мы видим его внутреннюю жизнь, то эти телодвижения для нас выразительны, а сама его внутренняя жизнь, не видная глазу и не слышная для уха, явилась вовне, стала видной и слышной, т.е. получила свое выражение. Сюда же можно отнести такие пары противоположностей, как идея и материя, форма и содержание, душа и тело, индивидуальное и общественное, природа и дух, сущность и явление и т.д. То, что получается в результате диалектического синтеза этих противоположностей, есть сфера выражения, т.е. сфера эстетическая.

Заметим, что в результате всех этих эстетических синтезов получается не только прекрасное. Хотя прекрасное, как эстетическое, тоже есть диалектический синтез внутренней жизни и внешней ее данности, когда вся внутренняя жизнь выражена во внешней и телесной видимости, тем не менее существует еще много разных других форм эстетического, которые обычно называются эстетическими модификациями. Таковы: возвышенное и низменное, трагическое и комическое, ирония, юмор, символ, аллегория, эмблема, бурлеск, гротеск. Все это является теми или другими разновидностями выразительности, теми или другими формами эстетического.

Художественный стиль есть нечто эстетическое, но ни в коем случае и ни в каком виде не сводится на эстетическое. Здесь, прежде всего, необходимо иметь в виду, что художественное, а, следовательно, и художественный стиль, является материальным и чисто физическим воплощением тех или других эстетических форм, но ни в каком случае не является только простым нашим переживанием. Эстетическое никто и никогда намеренно не создавал. Оно стихийно возникает в области человеческих переживаний и ими ограничивается. Художественное же, или, выражаясь более понятно, произведение искусства, вовсе не есть только эстетическое переживание. В нем эстетическое переживание воплощено и сконструировано при помощи тех или других материальных средств. Покамест мы переживаем нечто героическое или идиллическое, для нас совершенно не требуется никаких произведений искусства. И люди часто являются героями или людьми наивными, ирониками, переживающими что-нибудь трагическое или комическое, совершенно не пользуясь никакими произведениями искусства и даже не имея никакого о них представления. Не то — искусство.

Здесь, прежде всего, необходимы физические материалы, которыми пользуется художник для воплощения тех или других эстетических идей. Человек, переживающий нечто трагическое, может не иметь никакого представления о трагедии как о произведении искусства. Но тот автор, который пишет трагедию, знает, что он пользуется именно искусством, а не только своими трагическими переживаниями. Ему нужно слово, на материале которого он создает для нас трагическую драму. В данном случае той материальной сферой, которой пользуется художник, является слово, физически произносимое или написанное, экспрессивное или сдержанное, материально создаваемое и, вообще говоря, внешне-физическое. Актеру необходима сцена, грим, соответствующее одеяние, соответствующие телодвижения, соответствующие голосовые манипуляции и т.д., и т.п. Это уже не просто выражение и не просто эстетическая область. Это является тем, что мы называем уже не только эстетическим, но и художественным, не только переживанием, но и материальным воплощением этого переживания.

Итак, все художественное является не просто переживанием, но творчеством, материальным творчеством. А потому и художественный стиль предполагает использование тех или иных физических материалов для воплощения различных эстетических форм или их совокупности. Итак, художественный стиль есть нечто эстетическое, но ни в коем случае и ни в каком виде не сводится на эстетическое, а является, прежде всего, материальным творчеством, намеренным созиданием тех или других физических предметов и вещей, несущих однако в себе ту или иную эстетическую значимость. Все художественное эстетично, но не все эстетическое художественно.

 

Лосев, А. Ф. Проблема художественного стиля

/ А. Ф. Лосев. – К: «Collegium»,

«Киевская академия Евробизнеса», 1994. – С. 184-186

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...