Технологии учебников и учебно-методических комплексов
● Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100» & Учебно-методический комплект «Гармония» (Н.Б. Истомина) & Учебно-методический комплект «Начальная школа – XXI век» (Н.Ф. Виноградова) & Учебно-методический комплект «Школа России» (А.А. Плешаков) & Учебно-методический комплект «Классическая начальная школа» & Учебно-методический комплект «Сообщество» («Step by Step» - «Шаг за шагом») & Проект «Перспективная начальная школа» & Учебно-методический комплект авторизованной педагогики Рекомендуемая литература 1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы. – М., 1999. 2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1983. 3. Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. – М.: Учпедгиз, 1959. 4. Кикоин И.К. Физика. 9 класс. – М., 1996. 5. Ладыженская Т.А. и др. Практическая методика русского языка. 5 класс. – М., 1995. 6. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов педагогических институтов / Под ред. проф. З.Я. Рез. – М.: Просвещение, 1985. 7. Монахов В.М. Технологии проектирования учебного процесса // Школьные технологии. – 2000. – № 3. 8. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. 9. Общая методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1967. 10. Нижников А.И., Монахов В.М. Проектирование траектории профессионального становления учителя // Школьные технологии. – 2000. – № 6. 11. Погорелов А.В. Геометрия: Учебное пособие для 6-10 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1984. 12. Цветков Л.А. Органическая химия: Учебник для 10 класса. – М.: Просвещение, 1983. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
Где это только возможно, обучение должно стать переживанием. А. Эйнштейн Зайцев Николай Александрович (р. …) – педагог-новатор, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых подходах к обучению грамоте и обеспечивающих высокую результативность. Комплекс оригинальных методических приемов, разработанных за 30 лет целенаправленной творческой деятельности Н.А. Зайцева, базируется на исследованиях классиков отечественной науки о человеке - И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева и др. Сущность технологии Н.А. Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Н.А. Зайцев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции. Само по себе абстрактно-логическое, речевое отражение мира представляет только определенную часть возможностей интеллекта. И попытка опережающего использования именно этих возможностей, по мнению Н.А. Зайцева, приводит не к опережению в развитии целостной личности, а к замедлению его. Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: частнопредметный. Философская основа: природосообразная, прагматическая. Методологический подход: индивидуальный, задачный, стратегический. Ведущие факторы развития: социогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная. Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД. Характер содержания: обучающий, светский, общеобразовательный, монотехнология. Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, дидактическая. Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + дифференциация + «репетитор».
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные + игровые. Организационные формы: классно-урочная + дифференцированная + индивидуальная. Преобладающие средства: наглядные + вербальные. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: педагогика сотрудничества. Направление модернизации: альтернативное + природосообразное. Категория объектов: все категории. Целевые ориентации ¶ Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам. Концептуальные положения v Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому. v Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа. v Соединение обучения с пением (запоминание складов в форме легких складовых песенок-напевок). v Путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению). v Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической. v Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность. v Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины. Особенности содержания Игра-пособие «Кубики Зайцева» содержит 52 картонки, легко собирающиеся в кубики по навальцованным линиям, три листа таблиц и методическое руководство. Кубики различаются: – по 12 цветовым признакам (цвет, сочетание цветов, одно-двубуквенные склады с буквами трех цветов); – по объему; – по звучанию наполнителя («звучащие кубики Зайцева»); – по вибрации наполнителя; – по весу; – по сочетаниям признаков. По Зайцеву, склад - это «осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата», каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая согласная со знаками Ь и Ъ. Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, глухости, твердости и мягкости. Игра-пособие «Стосчет» («Миллиардер»). В пособие входят два набора картонных полос длиной 65 см по 10 шт. в каждом, с рядами чисел: от 0 до 9, от 10 до 19... от 90 до 99, шириной от 6 до 23 см (ширина полосы возрастает с увеличением значения числового ряда). Наборы отличаются тем, что в одном десяток представлен пирамидкой из кружочков, набранных как 4+3+2+1, в другом - двумя рядами квадратиков 5+5. Кроме того, есть две таблицы - белая и красная. Белая знакомит с употреблением знаков «+», «–», «=» на элементарных арифметических примерах, красная позволяет ребенку легко понять существо таких действий, как умножение и деление.
Основная задача «Стосчета» кроме знакомства с цифрами, числами и четырьмя математическими действиями - представить любое число в пределах сотни в четырех его образах: звуковом, графическом (цифровом), количественном и компоновочном (возможности разложения одного числа на другие или, наоборот, составление). Особенности «Стосчета»: максимальная наглядность, логичность построения, позволяющая даже самым маленьким детям осваивать простейшие алгоритмы и производить математические действия с одно- и двузначными числами. Благодаря крупному размеру цифр не портится зрение, игра разработана и применяется так, что заставляет ребенка все время двигаться, стимулирует творческую активность. Особенности методики Весь «складовой запас» ювелирно разложен по полочкам – и на кубиках, и на столь же важных настенных таблицах. Каждому кубику соответствует столбик или строчка на таблицах. После кубиков ребята бегут к таблицам и водят по ним указкой, отыскивая нужные сочетания. В поисках одного они успевают перебрать и запомнить десятки. Блестящая систематизация позволяет очень быстро улавливать принципы подобия, алгоритмы поиска. А между делом ребята перебегают и к таблицам «Стосчета» и очень скоро научаются складывать и вычитать двузначные числа, осваивая объем арифметических навыков едва ли не до уровня третьего класса. Чем больше ребят, тем насыщенней общение и больше учителей у каждого. Последовательность тематики: 1. Твое имя. 2. Твои близкие. 3. Слово по выбору. 4. Что любим кушать. 5. Обед. 6. Магазин. 7. Зоопарк. 8. Поезд. 9. Дальнейшее расширение и усложнение содержания слов. 10. Предложения. Технологическая цепочка исполнения: 1. Показ учителя. 2. Ребенок действует с помощью руки учителя. 3. Ребенок работает сам. 4. Игры в слова, загадки, картинки. 5. Групповая работа, командная игра.
Рекомендации: не говорить детям «Я буду учить вас читать» - это они сами учатся; не переусердствовать с помощью: ребенок должен незаметно перейти к самостоятельности. Имеются логопедические варианты методики. Рекомендуемая литература 1. Зайцев Н. Сенсация? Трудно поверить? // Педагогический вестник. - 1994. - №1. 2. Зайцев Н.А. В помощь ученикам и родителям // Педагогический вестник. - 1995. - №8. 3. Зайцев Н.А., Струве Г. А. Читай и пой. – Челябинск, 1994. 4. Пижурина Н. Кубики Зайцева // Учительская газета. - 1989. - 13 июля. 5. Шарыпова Е. Читаем по Зайцеву // Частная школа. - 1995. - №3. 6. Шарыпова Е.У. У Зайцева и малыш грамотный // Педагогический вестник. - 1994.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|