Технологии учебников и учебно-методических комплексов
● Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100» & Учебно-методический комплект «Гармония» (Н.Б. Истомина) & Учебно-методический комплект «Начальная школа – XXI век» (Н.Ф. Виноградова) & Учебно-методический комплект «Школа России» (А.А. Плешаков) & Учебно-методический комплект «Классическая начальная школа» & Учебно-методический комплект «Сообщество» («Step by Step» - «Шаг за шагом») & Проект «Перспективная начальная школа» & Учебно-методический комплект авторизованной педагогики Рекомендуемая литература 1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы. – М., 1999. 2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1983. 3. Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. – М.: Учпедгиз, 1959. 4. Кикоин И.К. Физика. 9 класс. – М., 1996. 5. Ладыженская Т.А. и др. Практическая методика русского языка. 5 класс. – М., 1995. 6. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов педагогических институтов / Под ред. проф. З.Я. Рез. – М.: Просвещение, 1985. 7. Монахов В.М. Технологии проектирования учебного процесса // Школьные технологии. – 2000. – № 3. 8. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. 9. Общая методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1967. 10. Нижников А.И., Монахов В.М. Проектирование траектории профессионального становления учителя // Школьные технологии. – 2000. – № 6. 11. Погорелов А.В. Геометрия: Учебное пособие для 6-10 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1984. 12. Цветков Л.А. Органическая химия: Учебник для 10 класса. – М.: Просвещение, 1983. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
Где это только возможно, обучение должно стать переживанием. А. Эйнштейн
Комплекс оригинальных методических приемов, разработанных за 30 лет целенаправленной творческой деятельности Н.А. Зайцева, базируется на исследованиях классиков отечественной науки о человеке - И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева и др. Сущность технологии Н.А. Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Н.А. Зайцев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции. Само по себе абстрактно-логическое, речевое отражение мира представляет только определенную часть возможностей интеллекта. И попытка опережающего использования именно этих возможностей, по мнению Н.А. Зайцева, приводит не к опережению в развитии целостной личности, а к замедлению его. Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: частнопредметный. Философская основа: природосообразная, прагматическая. Методологический подход: индивидуальный, задачный, стратегический. Ведущие факторы развития: социогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная. Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД. Характер содержания: обучающий, светский, общеобразовательный, монотехнология. Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, дидактическая. Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + дифференциация + «репетитор».
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные + игровые. Организационные формы: классно-урочная + дифференцированная + индивидуальная. Преобладающие средства: наглядные + вербальные. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: педагогика сотрудничества. Направление модернизации: альтернативное + природосообразное. Категория объектов: все категории. Целевые ориентации ¶ Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам. Концептуальные положения v Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому. v Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа. v Соединение обучения с пением (запоминание складов в форме легких складовых песенок-напевок). v Путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению). v Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической. v Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность. v Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины. Особенности содержания Игра-пособие «Кубики Зайцева» содержит 52 картонки, легко собирающиеся в кубики по навальцованным линиям, три листа таблиц и методическое руководство. Кубики различаются: – по 12 цветовым признакам (цвет, сочетание цветов, одно-двубуквенные склады с буквами трех цветов); – по объему; – по звучанию наполнителя («звучащие кубики Зайцева»); – по вибрации наполнителя; – по весу; – по сочетаниям признаков. По Зайцеву, склад - это «осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата», каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая согласная со знаками Ь и Ъ. Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, глухости, твердости и мягкости. Игра-пособие «Стосчет» («Миллиардер»). В пособие входят два набора картонных полос длиной 65 см по 10 шт. в каждом, с рядами чисел: от 0 до 9, от 10 до 19... от 90 до 99, шириной от 6 до 23 см (ширина полосы возрастает с увеличением значения числового ряда). Наборы отличаются тем, что в одном десяток представлен пирамидкой из кружочков, набранных как 4+3+2+1, в другом - двумя рядами квадратиков 5+5. Кроме того, есть две таблицы - белая и красная. Белая знакомит с употреблением знаков «+», «–», «=» на элементарных арифметических примерах, красная позволяет ребенку легко понять существо таких действий, как умножение и деление.
Основная задача «Стосчета» кроме знакомства с цифрами, числами и четырьмя математическими действиями - представить любое число в пределах сотни в четырех его образах: звуковом, графическом (цифровом), количественном и компоновочном (возможности разложения одного числа на другие или, наоборот, составление). Особенности «Стосчета»: максимальная наглядность, логичность построения, позволяющая даже самым маленьким детям осваивать простейшие алгоритмы и производить математические действия с одно- и двузначными числами. Благодаря крупному размеру цифр не портится зрение, игра разработана и применяется так, что заставляет ребенка все время двигаться, стимулирует творческую активность. Особенности методики Весь «складовой запас» ювелирно разложен по полочкам – и на кубиках, и на столь же важных настенных таблицах. Каждому кубику соответствует столбик или строчка на таблицах. После кубиков ребята бегут к таблицам и водят по ним указкой, отыскивая нужные сочетания. В поисках одного они успевают перебрать и запомнить десятки. Блестящая систематизация позволяет очень быстро улавливать принципы подобия, алгоритмы поиска. А между делом ребята перебегают и к таблицам «Стосчета» и очень скоро научаются складывать и вычитать двузначные числа, осваивая объем арифметических навыков едва ли не до уровня третьего класса. Чем больше ребят, тем насыщенней общение и больше учителей у каждого. Последовательность тематики: 1. Твое имя. 2. Твои близкие. 3. Слово по выбору. 4. Что любим кушать. 5. Обед. 6. Магазин. 7. Зоопарк. 8. Поезд. 9. Дальнейшее расширение и усложнение содержания слов. 10. Предложения. Технологическая цепочка исполнения: 1. Показ учителя. 2. Ребенок действует с помощью руки учителя. 3. Ребенок работает сам. 4. Игры в слова, загадки, картинки. 5. Групповая работа, командная игра.
Рекомендации: не говорить детям «Я буду учить вас читать» - это они сами учатся; не переусердствовать с помощью: ребенок должен незаметно перейти к самостоятельности. Имеются логопедические варианты методики. Рекомендуемая литература 1. Зайцев Н. Сенсация? Трудно поверить? // Педагогический вестник. - 1994. - №1. 2. Зайцев Н.А. В помощь ученикам и родителям // Педагогический вестник. - 1995. - №8. 3. Зайцев Н.А., Струве Г. А. Читай и пой. – Челябинск, 1994. 4. Пижурина Н. Кубики Зайцева // Учительская газета. - 1989. - 13 июля. 5. Шарыпова Е. Читаем по Зайцеву // Частная школа. - 1995. - №3. 6. Шарыпова Е.У. У Зайцева и малыш грамотный // Педагогический вестник. - 1994.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|