Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
Чтобы научить решать задачи, надо их решать. Д. Пойа Хазанкин Роман Григорьевич (р. …) – учитель школы № 14 г. Белорецка Республики Башкортостан, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н.К. Крупской. Классификационные параметры Уровень и характер применения: частнопредметный. Философская основа: диалектическая + сциентистская. Методологический подход: задачный, деятельностный, личностно ориентированный. Ведущие факторы развития: социогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная. Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД. Характер содержания: обучающий, светский, общеобразовательный, технократический, политехнология. Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитывающая, автономизации. Тип управления учебно-воспитательным процессом: современное традиционное обучение + «репетитор». Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные + проблемные. Организационные формы: классно-урочная + индивидуальная, академическая + клубная, дифференцированная. Преобладающие средства: знаковые + практические. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: технология сотрудничества. Направление модернизации: методическое усовершенствование. Категория объектов: массовая + работа с трудными + работа с одаренными. Целевые ориентации ¶ Обучение всех на уровне стандарта. ¶ Увлечение детей математикой. ¶ Выращивание талантливых. Концептуальные положения v Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества. v Обучение математике = обучение решению задач. v Обучение решению задач = обучение умениям типизации + умение решать типовые задачи.
v Индивидуализация обучения «трудных» и «одаренных». v Органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности. v Управление общением старших и младших школьников. v Сочетание урочной и внеурочной форм работы. Особенности методики В системе форм учебных занятий особое значение имеют нетрадиционно построенные: урок-лекция, уроки решения «ключевых задач», уроки-консультации, зачетные уроки. 1) Уроки-лекции раскрывают новую тему крупным блоком и экономят время для дальнейшей творческой работы. Их структурные элементы: – обоснование необходимости изучения темы; – проблемные ситуации, анализ этих ситуаций; – работа с утверждениями по определенной схеме; – обсуждение круга вопросов, которые близки к теме лекции и предлагаются для самостоятельной работы; – сообщение материала, выносимого на зачет, список литературы, дата проведения зачета; – разбор решения ключевых задач по теме. 2) Уроки-решения «ключевых задач». Учитель вместе с учащимися вычленяет минимальное число основных задач по теме, учит распознавать и решать их. Виды работы с задачами: – решение задачи различными методами; – решение системы задач; – проверка решения задач товарищами; – самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных, обобщенных, на применение; – участие в конкурсах и олимпиадах. После разбора ключевых задач учитель организует работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем и в составлении. Ребятам рекомендуется иметь схемы решения: ими можно пользоваться и на уроках, и на контрольных. Подбор ключевых задач позволяет уменьшить перегрузку старшеклассников: им приходится решать их меньше и в классе, и дома. Знание только алгоритмов решения ключевых задач не может удовлетворить тех, кто проявляет особый интерес к математике. С ними нужно вовремя перейти к разбору задач нестандартных, например, из журнала «Квант».
3) Уроки-консультации, когда вопросы задают ученики по заранее заготовленным карточкам. Работа с карточками на консультации состоит в том, что: – задачи компонуются в группы по содержанию, методам решения, сложности; – вычленяется задача (из числа предложенных) или формулируется новая, решение которой является ключом к методике решения задач всей группы; – формулируется и решается одна задача, которая обеспечит знакомство школьников с решением нескольких задач из разных карточек; – подбираются ключевые задачи к задачам из карточек; – определяются источники, в которых содержатся решения отдельных задач, включенных школьниками в карточки; – включается дополнительная, важная для всех (по мнению учителя) задача. 4) Зачетные уроки, цель которых - организовать индивидуальную работу, помощь старших ребят младшим, постепенно подойти к решению более сложных задач. Зачетные уроки - это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и для целей обучения, воспитания и развития. В процессе зачетов организуется вертикальная педагогика: у каждого ученика имеется научный руководитель из класса на ступеньку выше и подшефный ученик из класса на ступеньку ниже. Старшие принимают зачеты у младших товарищей. Эта форма проверки знаний дает огромные преимущества перед традиционными - опросом у доски и контрольными работами: снимает с учителя заботу о накоплении оценок; на уроках происходит творческое общение; проблемы обсуждаются свободно, можно высказывать любые мысли - плохой оценки или выговора не бывает. После повторения темы (предыдущего класса) старшие получают задание: подготовить карточку для приема зачета у ученика младшего класса. В карточку включаются вопросы теории, ключевые задачи и задания, учитывающие индивидуальные особенности сдающего (проблемы, интересы, способности). Зачет проводится по каждой теме, обычно раз в неделю. Огромную пользу получает и принимающий зачет: происходит переосмысление материала, систематизация, сопоставление нового и старого - и тем самым развивается мышление «экзаменатора».
Алгоритм зачета: 1) школьник выполняет индивидуальное задание с карточки; 2) устный отчет старшекласснику (работа в паре); 3) старшеклассник разъясняет, если обнаружил непонимание сути или пробелы в знаниях; 4) беседа в паре до полного понимания; 5) в зачетную карточку принимающий выставляет три оценки: за ответ по теории, за решение задачи с карточки, за ведение тетради; 6) принимающий обозначает с помощью условных значков качество решения каждой задачи; 7) мотивация оценок. Р.Г. Хазанкин подытоживает основные направления своей системы в 10 заповедях: 1. Стараться, чтобы теоретические знания ребят были как можно более глубокими. Школьники должны хорошо понимать глубинные взаимосвязи изучаемого предмета, знать и уметь пользоваться общими методами данной науки. 2. Связывать изучение математики с другими учебными предметами. 3. Систематически изучать, как использовать теоретические знания, решая задачи; методы доказательства и общие методы решения задач. 4. Руководящие идеи, общие приемы накапливать, систематизировать, исследовать в различных ситуациях. 5. Учить догадываться. 6. Продолжать работать с решенной задачей. 7. Учиться видеть красоту математики - процесс решения и результаты. 8. Составлять задачи самостоятельно. 9. Работать с учебной, научно-популярной и научной литературой. 10. Организовать «математическое» общение на уроке и после уроков. Внеклассные формы работы по предмету - неотъемлемая часть технологии Р.Г. Хазанкина. Кроме индивидуальной формы используются следующие: математические бои; математические олимпиады; КВН; математические вечера; летняя математическая школа; работа научного общества учащихся (НОУ). Школьники - члены НОУ активно помогают учителю в организации учебно-воспитательного процесса (разработка дидактических материалов, проверка тетрадей, оказание помощи учащимся, проведение олимпиад). Рекомендуемая литература 1. Зильбергер Н.И. и др. Формы работы Р.Г. Хазанкина / / Математика в школе. - 1986. - № 2. 2. Зильбергер Н.И. Методические указания по составлению математических задач. - Псков, 1991.
3. Зильбергер Н.И. Урок математики. Подготовка и проведение. – М.: Просвещение, 1995. 4. Преловская И. Извлечение корня, или Откуда в Белорецке столько вундеркиндов / Возвышение желаний, или Как осуществить себя. - М.: Политиздат, 1986. 5. Селевко Г. К. Физический вечер в школе // Вопросы оптики в факультативных курсах. - Ярославль, 1970. 6. Хазанкин Р. Г. Десять заповедей учителя математики // Народное образование. - 1991. - №1. 7. Хазанкин Р. Г. Как увлечь учеников математикой // Народное образование. - 1987. - № 10. 8. Халамайзер А.В. Из опыта работы Хазанкина Р.Г. // Математика в школе. - 1987. - № 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|