Методические характеристики
Методические характеристики многомерных инструментов позволяют обогатить учебный материал инструментами учебной деятельности; инициировать самообучение и развитие креативно-технологического мышления: – актуализировать воспитательный потенциал учебного предмета посредством переживания научного знания художественно-эстетическим способом и оценивания его прикладной, нравственной и иной значимости; – развивать такие качества мышления учителя и учащихся, как многомерность, произвольность, аутодиалогичность за счёт включения логико-смысловых моделей представления знаний в технологию обучения, благодаря чему активизируется мышление, высвобождаются его ресурсы для оперирования дополнительными объёмами информации, ведения поиска и т.п.; – повышать орудийность деятельности путём программирования операций анализа и синтеза, а также опоры внешнего и внутреннего планов на учебные и технологические модели, необходимые при проектировании и моделировании знаний, экспликации и визуализации проблемных ситуаций, поиске их решений; – формировать «технологический фильтр» как шаблон для критической оценки дидактических средств и педагогических объектов. Психологические характеристики затрагивают различные аспекты продуктивного мышления: – мышление приобретает свойства системности благодаря запрограммированной системной переработке информации непосредственно в процессе первичного восприятия; – поддерживаются механизмы памяти и улучшается контроль информации благодаря наглядному представлению знаний на естественном языке в свёрнутой форме; – лучше работает интуитивное мышление: облегчается отбор и вывод информации из подсознания, совмещение логических и эвристических действий при проектировании благодаря структурированной информации, представленной в семантически связной форме.
Улучшается способность к «смысловой грануляции» и свёртыванию информации благодаря тому, что вырабатывается стереотип формулирования и применения ориентирующих операторов с последующим их замещением информацией в сверну той форме. Улучшается свойство аутодиалога, основанное на том, что абстрактные свойства изучаемого объекта задаются левым полушарием, а правое полушарие накапливает внешний опыт и помогает левому сопоставлять признаки и оперировать ими. Роль многомерных моделей как «виртуального собеседника» в том, чтобы помогать «сгущать» и прояснять информацию, формулировать вопросы и генерировать нестандартные идеи, заставлять мыслить самостоятельно. Проектирование учебного материала Проектирование тем с использованием дидактически многомерных инструментов включает: – определение места темы в предмете; – формулирование барьеров, противоречий и задач проектирования темы; – формулирование эвристических вопросов для экспликации и присвоения темы; проектирование познавательного, переживательного и оценочного этапов изучения темы. В качестве операторов в проектируемых моделях целесообразно использовать типовые координаты, например: цель: учебные, воспитательные и развивающие задачи; результат: знания и умения по указанной теме; познавательные, переживательные и оценочные результаты учебной деятельности; состав темы: научное знание, гуманитарный фон научного знания и др.; процесс: ориентировочные основы и алгоритмоподобные структуры действий, модели и т.п. Применение в качестве микрооператоров вопросов как средства экспликации задачи и уменьшения неопределённости позволяет строить познавательную деятельность как поисковый процесс.
Особую группу унифицированных координат образуют наборы категорий и понятий для общесистемного и предметно-системного представления знаний, например: «системныеключи» помещают изучаемый объект в координаты «пространство – время», «причины – следствия», «компромиссы – конфликты»; а «ключи предмета» вводят в круг основных категорий и понятий, используемых при изучении учебного предмета. Каждый предмет имеет своё многомерно-смысловое пространство, свои категории и особенности изучения, своё предметное мышление и предметно-системные ключи. Проектировать учебно-предметные модели легче, если предварительно сконструировать технологическую логико-смысловую модель (ЛСМ), которая играет роль опоры, ориентировочной основы действий в биконтурной схеме проектирования. Технологическая модель как обобщённый портрет группы учебно-предметных моделей упрощает подготовку всех тем раздела и позволяет повысить качество проектирования за счёт его эталонирования и коррекции. Специальная координата на логико-смысловой модели – «гуманитарный фон» – содержит информацию о том, кто, когда, при каких условиях открыл изучаемое явление, как оно служит людям и т.п. Проектирование технологии Инвариантный состав логико-смысловой модели технологий обучения содержит следующие компоненты (рис. 64): – К1 – содержательный, – К2 – сценарный, – К3 – организационный, – К4 – инструментальный, – К5 – коммуникативный, – К6 – контрольный, – К7 – авторский. В конкретных ситуациях могут добавляться и другие компоненты – К8. Инструментальный компонент (К4) выполняет важнейшую функцию, без которой технологизация образования затруднительна: инструментализацию содержания, деятельности и мышления.
Рис. 64. Инвариантный компонентный состав технологий обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|