Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические характеристики




Методические характеристики многомерных инструментов позволяют обога­тить учебный материал инструментами учебной деятельности; инициировать самообучение и развитие креативно-технологического мышления:

актуализировать воспитательный потенциал учебного предмета посредством переживания научного знания художественно-эстетическим способом и оценивания его прикладной, нравственной и иной значимости;

развивать такие качества мышления учителя и учащихся, как многомерность, произвольность, аутодиалогичность за счёт включения логико-смысловых моделей представления знаний в технологию обучения, благодаря чему активизируется мышление, высвобождаются его ресурсы для оперирования дополнительными объёмами информации, ведения поиска и т.п.;

повышать орудийность деятельности путём программирования операций анализа и синтеза, а также опоры внешнего и внутреннего планов на учебные и технологические модели, необходимые при проектировании и моделировании знаний, экспликации и визуализации проблемных ситуаций, поиске их решений;

формировать «технологический фильтр» как шаблон для критической оценки дидактических средств и педагогических объектов.

Психологические характеристики затрагивают различные аспекты продуктив­ного мышления:

– мышление приобретает свойства системности благодаря запрограммированной системной переработке информации непосредственно в процессе первичного восприятия;

– поддерживаются механизмы памяти и улучшается контроль информации благодаря наглядному представлению знаний на естественном языке в свёрнутой форме;

– лучше работает интуитивное мышление: облегчается отбор и вывод информации из подсознания, совмещение логических и эвристических действий при проектировании благодаря структурированной информации, представленной в семантически связной форме.

Улучшается способность к «смысловой грануляции» и свёртыванию информации благодаря тому, что вырабатывается стереотип формулирования и применения ориентирующих операторов с последующим их замещением информацией в сверну той форме.

Улучшается свойство аутодиалога, основанное на том, что абстрактные свойства изучаемого объекта задаются левым полушарием, а правое полушарие накапливает внешний опыт и помогает левому сопоставлять признаки и оперировать ими. Роль многомерных моделей как «виртуального собеседника» в том, чтобы помогать «сгущать» и прояснять информацию, формулировать вопросы и генерировать нестандартные идеи, заставлять мыслить самостоятельно.

Проектирование учебного материала

Проектирование тем с использованием дидактически многомерных инстру­ментов включает:

– определение места темы в предмете;

– формулирование барьеров, противоречий и задач проектирования темы;

– формулирование эвристических вопросов для экспликации и присвоения те­мы; проектирование познавательного, переживательного и оценочного этапов изуче­ния темы.

В качестве опера­торов в проектируемых моделях целесообразно использовать типовые координаты, например: цель: учебные, воспитательные и развиваю­щие задачи; результат: знания и умения по указанной теме; познавательные, пере­живательные и оценочные результаты учебной деятельности; состав темы: научное знание, гуманитарный фон научного знания и др.; процесс: ориентировочные основы и алгоритмоподобные структуры действий, модели и т.п. Применение в качестве ми­крооператоров вопросов как средства экспликации задачи и уменьшения неопреде­лённости позволяет строить познавательную деятельность как поисковый процесс.

Особую группу унифицированных координат образуют наборы категорий и понятий для общесистемного и предметно-системного представления знаний, напри­мер: «системныеключи» помещают изучаемый объект в координаты «пространст­во – время», «причины – следствия», «компромиссы – конфликты»; а «ключи предмета» вводят в круг основных категорий и понятий, используемых при изучении учебного предмета. Каждый предмет имеет своё многомерно-смысловое пространство, свои категории и особенности изучения, своё предметное мышление и предметно-систем­ные ключи.

Проектировать учебно-предметные модели легче, если предварительно сконст­руировать технологическую логико-смысловую модель (ЛСМ), которая играет роль опоры, ориентировочной основы действий в биконтурной схеме проектирования. Техноло­гическая модель как обобщённый портрет группы учебно-предметных моделей упро­щает подготовку всех тем раздела и позволяет повысить качество проектирования за счёт его эталонирования и коррекции.

Специальная координата на логико-смысловой модели – «гуманитарный фон» – содержит информацию о том, кто, когда, при каких условиях открыл изучаемое явление, как оно служит людям и т.п.

Проектирование технологии

Инвариантный состав логико-смысловой модели технологий обучения содержит следующие компоненты (рис. 64):

– К1 – содержательный,

– К2 – сценарный,

– К3 – организационный,

– К4 – инструментальный,

– К5 – коммуникативный,

– К6 – контрольный,

– К7 – авторский.

В конкретных ситуациях могут добавляться и другие компоненты – К8.

Инструментальный компонент (К4) выполняет важнейшую функцию, без которой технологизация образования затруднительна: инструментализацию содержания, деятельности и мышления.

 

 

Рис. 64. Инвариантный компонентный состав технологий обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...