Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности концепции В.С. Кузина




v Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.

v Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.

Особенности концепции Б.М. Неменского

v Закон художественного уподобления как основной закон художественного восприятия.

v Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения).

v Принцип опоры на апогей явления в искусстве (для раскрытия и осознания как языковых, так и содержательных его сторон).

v В искусстве типичное – это скорее характерное, доведенное до своего апогея, т.е. фактически до исключительности.

v Принцип создания потребности в приобретении зна­ний и навыков.

v Полное единство восприятия (жизни и искусства) и созидания (практической работы).

v В структуру программы по искусству закладывается «человекове­дение».

v Соединение системности с творческой свободой.

Особенности содержания

По В.С. Кузину

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисова­ние с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы, декоратив­ная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, ап­пликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действитель­ности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью.

В целом содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знани­ями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гар­монии цветовой окраски, расширяет их представления о много­образии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность.

Рисование на темы – это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

Аппликация – это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.п.

По Б.М. Неменскому

В искусстве заключены два огромных человеческих опыта. Во-первых, это профессиональный опыт данного искусства и, во-вторых, человековедческий, эмоциональ­но-нравственный, отношенческий опыт человечества – форма и содержание искусства. Их соединение было найдено с помощью интегрированного курса «ИЗО и художественный труд». Конструкция программы построена на прин­ципиально иных основах: на сочетании последовательно­сти социально-эстетических «горизонталей» с профессиональными элементами «вертикалей» (навыки и знания) при господстве в конструкции «горизонталей». «Вертика­ли» идут как бы внутри них (рис. 68).

 

 

Распределение материала по годам обучения:

1 класс – «Искусство видеть» (учимся изображать видимое);

2 класс – «Ты и искусство» (учимся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное);

3 класс – «Искусство вокруг тебя» (учимся видеть искусство в окружающей жизни);

4 класс – «Каждый народ – художник» (учимся видеть богатство, разнообразие красоты).

 

 

Рис. 68. Структура интегрированного курса «Изобразительное искусство и художественный труд».

Серьезной линией, проходящей сквозь уроки всех лет обучения, является и тема II четверти 2 класса: три вида художественной деятельности (проявление в деятельности трех видов художественного мышления – конструктивно­го, изобразительного и декоративного).

Этап «Основ художественного мышления» строится блоками по видам искусств – сначала изобразительные, декоративные и конструктивные расчленяются, а под ко­нец их объединяют не только между собой, но и с временными искусствами (музыка, литература). Сперва изучаются изобразительные искусства (два года – 5 и 6 классы), потом декоративные (7 класс) и конструк­тивные (архитектура) вкупе с монументальными (8 класс). Изучение каждого вида искусства отдельно дает очень серьезные преимущества в целостном осознании как языка, так и социальных функций, т.е. смысла существования данного искусства.

Последний год этапа (9 класс) посвящен синтезу искусств. Год этот может иметь разные пути решения, но смысл их един: объединить то, что до сих пор мы для удобства изучения разъединяли.

Старший возраст – самый оптимальный для слияния с искусством, для формирования девушкой, юношей своего духовного мира.

Каждый класс имеет свою основную тему:

5 и 6 классы: Изобразительные искусства как познание и утверждение человеческих ценностей

7 класс: Декоративные искусства – мудрость и красота вещей

8 класс: Дизайн. Архитектура и монументаль­ные искусства

9 класс: Синтез искусств

10 и 11 классы: Искусства и проблемы твоей жизни

Методические особенности

По В.С. Кузину

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, ак­варель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки полу­чаются на цветной и тонированной бумаге.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выпол­няемые в течение 7-15 мин). Наброски и зарисовки выполняют­ся в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от кон­кретных задач урока).

По Б.М. Неменскому

Ведущим принципом является закон упо­добления, раскрывающийся в первую очередь в методах педагогической драматургии, создания на уроках ситу­аций уподобления.

Серьезное значение имеет метод поэтапных открытий, т.е. четкого вычленения тем каждого урока и неповторимость их.

Этой же цели служит метод единства восприятия и созидания (практической работы).

Важную роль играет метод широких ассоциаций, возможность и необходимость творческой интерпретации содержания.

Некоторые методические приемы:

Внеклассная индивидуальная и коллективная поисковая деятельность.

Привлечение на беседах во время урока по большинству тем личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей – актуализация и активизация этого опыта для осознания темы урока, темы четверти.

Оформление работами учеников интерьера школы, класса и даже улицы (витрины) и праздников с обязательной постановкой эмоционально-отношенческих задач в любой практической работе (доброе – злое, радость – грусть и т.д.).

Свобода в системе ограничений.

Диалогичность. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняют и находят. Учитель искусства должен стать мастером слова, так же как и учитель литературы.

Сравнение как путь активизации мышления. Многовариантные возможности решения.

Коллективные и групповые работы – резерв активизации деятельности и мышления.

Предтечи, разновидности, последователи

& «Мировая художественная культура» (Л.М. Предтеченская).

В программе поставлена абсолютно верная цель – как можно теснее связать содержание и методы преподавания курса с актуальными задачами развития личности стар­шеклассника; переживание осознается как основной метод обучения в искусстве.

Путь синхронного рассмотрения видов искусств в их взаимодействии с об­щественными движениями эпохи, с искусствами разных народов.

В старшем школьном возрасте необходимо четко, на всю жизнь закрепить в сознании человека главные для художественного развития мысли: 1) «Фактически я не живу вне искусства, не могу жить, и никто не живет»; 2) «Искусство огромно, увлекательно, его не устанешь познавать всю жизнь»; 3) «Я уже достаточно знаю, созрел, чтобы понимать все виды искусств, самостоятельно и грамотно с ними общаться».

Целенаправленная организация духовной де­ятельности подростка, организация его переживаний – задача на порядок более сложная, нежели организация практической или только умственной деятельности школь­ника на уроке.

Последовательность освоения материала может быть построена по отношенческим проблемам, а исторические связи будут прослеживаться внутри каждой из них.

Тема красоты женщины. Тема женственности…

Тема мужественности – ой как нужна нашей молодежи!

Мудрость силы – это ответственность силы.

Тема сочувствия, порождающая тему борьбы, горя человека и горя народа, тему жертвенности и тему Победы.

& «Образ и мысль» – это инновационная образовательная технология, являющаяся национальным вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления». Внедрение этой программы в образовательные учреждения имеет цель содействовать развитию способности детей к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством, которая будет служить основой для их дальнейшего развития. Стимулом такого развития служат произведения искусства всех времен и народов. Дети самостоятельно, без вмешательства авторитетного (а часто и авторитарного) мнения взрослых, рассматривают произведения, высказывают свои наблюдения и, в меру своих возможностей, приближаются к постижению их многогранного содержания. Уникальным педагогическим инструментом общения начинающего зрителя с искусством выступает особым образом организованная фасилитированная групповая дискуссия.

& ИЗО в Германии. В системе школьного образования в Германии предмет «искусство» преподается в школах с 1-го по 13 класс. В начальной школе количество уроков искусства составляет в среднем два часа в неделю во всех федеральных землях; в средней школе - четыре часа; в 11-13 классах - от трех до пяти часов. Кроме искусства, во всех типах немецких школ преподаются самостоятельные дисциплины: «театр», «музыка» и «танец».

Учебные планы предмета «искусство в немецкой школе различаются не только в федеральных землях страны, но и в различных школах, классах. Вообще же существуют по крайней мере два направления в современной работе с детьми по изобразительному искусству - так называемые поэлементные и интегрированные (синтетические) программы, в соответствии с которыми в школах придерживаются разных систем опорных категорий развития ребенка в искусстве.

Принципы построения учебного плана и школьных программ по искусству в немецких школах таковы:

- в начальных классах программа строится в основном на принципе тематической цикличности (явления времен года - осень, зима, весна, лето);

- в средней школе программа строится на основе историко-тематического принципа;

- в старших классах целиком выдерживается исторический принцип построения программы.

Рекомендуемая литература

1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

2. Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

3. Искусство вокруг нас: Учеб. для 2(3) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998.

4. Искусство вокруг нас: Учеб. для 3 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

5. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 1(2) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1997.

6. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1998.

8. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2 кл.: В 2 ч. Ч. 1. Учись рисовать. Ч. 2. Волшебный мир. – М.: Дрофа, 1999.

9. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4 кл.: В 2 ч. Ч. 1. Учись рисовать. Ч. 2. Волшебный мир. – М.: Дрофа, 1999.

10. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.

11. Неменская Л.А. Каждый народ – художник: Учеб. для 4 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

12. Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

13. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О пробл. эстет. воспитания: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987.

14. Неменский Б.М. Познание искусством. – М., 2000.

15. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2003.

16. Программы средней школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (I – IV). – М.: Просвещение, 1985.

17. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999.

18. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1(2) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1997.

19. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2(3) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1999.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...