Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95» З.В. Климентовской
Нет мысли вне ее выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Д.С. Лихачев Климентовская Зинаида Викторовна – учитель начальных классов школы-лицея № 4 г. Рязани, Народный учитель РФ. В основе системы развития речи младших школьников лежит использование коммуникативно-личностного подхода в соединении с комплексной подачей языкового материала: лексики, грамматики, выразительных средств языка. Целевые ориентации программы по развитию речи рассчитаны на школу повышенного уровня: ¶ способствовать возрождению интеллектуального потенциала страны; ¶ дать высокий уровень общеобразовательной подготовки; ¶ приобщить детей к мировой цивилизации, миру искусства; ¶ расширить возможности их контактов с детьми разных стран; ¶ сформировать потребность к самосовершенствованию, самообучению, саморазвитию. Концептуальные направления v Развитие интеллекта, речи, коммуникативных возможностей. v Привитие любви к русскому языку, воспитание внимания к слову, стремления овладеть богатством русской речи. v Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. v Формирование коммуникативных способностей, умений и навыков связного изложения мыслей. v Максимальное развитие творческих способностей и логического мышления. v Развитие лучших нравственных качеств и нравственных взглядов на окружающий мир. v Ежедневная работа с единицами речи, наблюдения над словом. Особенности содержания: Систематическая лексическая работа: этимологический анализ; толкование слова; многозначность; словообразовательный анализ; подбор синонимов, антонимов; использование фразеологизмов; словесное рисование с использованием метафор.
Синтаксическая и стилистическая работа: – составление словосочетаний и предложений; – перестройка текста с творческим дополнением; – связный текст (озаглавить, выделить главную мысль); – письменные сочинения разнообразных типов; – литературное творчество детей; – освоение законов построения текста; – пользование словарями различных типов: толковым, этимологическим, словарем синонимов и антонимов. Орфоэпическая работа: привитие произносительных норм. Основные формы работы: – анализ текста-образца, принадлежащего перу мастера слова; – нестандартность фронтальной беседы, рассчитанной на монологическую речь; – конструирование предложений на заданную тему; – интегрированные уроки; – самооценки детей; – творческие разминки («Продолжи фразу», «Определи основной тип высказывания»); – создание эмоциональных ситуаций (например, восхищение природой с использованием восклицательных предложений); – составление рассказа или сказки, где необходимо употребить, например, группу родственных слов; – «необычная монологическая речь» (составление маленького собственного текста, умение правильно строить предложения, задавать вопросы). Большое значение придается диагностике и последующей коррекции деятельности учащихся и учителя.
Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России ‑ 96» Е.А. Филипповой Учителя изрекают свои истины – результаты опыта всей жизни – через пропасть, и до учеников, на другом, далеком берегу, доносятся лишь ропот волн, шум ветра и обрывки банальностей. М. Уилсон Филиппова Екатерина Алексеевна – учитель французского языка с.ш. № 34 г. Рязани, заслуженный учитель РФ. Концептуальные положения v Опора на идеи коммуникативной дидактики. v Ориентация учебного процесса на личность обучаемого, его индивидуальные интересы.
v Учет регионального компонента в обучении, создание социокультурного опыта. v Усиление прагматических аспектов изучения языка. v Контекстность (аутентичность) учебного материала – погружение учащихся в аутентичную языковую среду (страноведческая информация, социально-культурная специфика школьников, их индивидуальный жизненный опыт, традиции, привычки в общении, индивидуальная мотивация и потребность в учении). v Привлечение образного мышления учащихся при представлении героев рассказа, драматизация, театрализованные ролевые игры. v Усиление психологического аспекта в обучении – использование упражнений, которые вовлекают учащихся в размышления о выборе профессии, о себе, своих друзьях, семьях. v Игра: викторины, конкурсы, соревнования, задания на поисковый просмотр текста, разноплановые творческие задания с учетом дифференцированного подхода к учащимся. v Использование на уроках и дома различных источников информации: словарей, учебников, печатных изданий, радио, телевидения, аудио- и видеокассет и, наконец, Интернета. v Работа по системе Станиславского, основой которой является вера в предлагаемые обстоятельства (задание «Представьте себе…» с использованием деталей костюма, реквизита на уроках есть не что иное, как предлагаемые этюды в театральном училище).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|