Комплексное мышление как основа творчества
Выделяемые Выготским комплексы - это ассоциативные комплексы, когда в основу освоения, отражения окружающего мира кладутся произвольные ассоциативные связи. Это могут быть любые ассоциативные связи с любым из признаков, замечаемых ребенком в том предмете, который вначале является ядром будущего комплекса. Ребенок может вокруг этого ядра построить целый комплекс связей, включая в него самые различные предметы: одни - на основании того, что они имеют тождественный с данным предметом цвет, другие - форму, третьи - размер, четвертые - еще какой-нибудь отличительный признак, бросающийся в глаза ребенку (это коллекционные, цепные, диффузные или псевдопонятийные ассоциации). (Способность к продуцированию такого рода «боковых», «неправильных», случайных ассоциативных связей является важнейшей особенностью тех умов, которые называются творческими и которые оставили след в истории культуры.) Ребенок, мыслящий в границах ассоциативных комплексов, - это ребенок, отваживающийся мыслить на свой страх и риск. Его мышление лишено формально-логической и понятийной стройности, оно еще в значительной степени случайно и вероятностно, имеет риск осуществляться по траектории заведомо ошибочной и неправильной, но зато это собственное мышление. В процессе формирования псевдопонятий траектория мыслительного движения ребенка оказывается абсолютно индивидуальной, прихотливой, собственной, в чем и состоит исключительная значимость и даже сверхценность этого процесса. Прежде чем приступить к деятельности по освоению понятий взрослого мира, ребенок на свой страх и риск эти квази, псевдопонятия изобретает. Итак, допонятийное мышление ребенка можно охарактеризовать как мышление, в котором закладываются основы иррационально-творческих структур человеческого сознания. Пример. Игра - удивительная и далеко еще не изученная психологически детская потребность. Именно в игре происходит самоактуализация ребенка в его глубинных потребностях, происходит становление несомненно допонятийных, но базовых структур его личности.
Вероятностный подход Под вероятностью понимается 1) степень возможности осуществления события, которое может произойти или не произойти (вероятность достоверного события = 1, невозможного = 0); 2) фундаментальный принцип самой жизни, в которой каждое событие совершается с какой-то степенью неопределенности (вероятности); 3) образование и развитие - вероятностные процессы. Потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто-либо другой не может предсказать результат. В учебном процессе (уроке) нельзя предсказать те моменты, в которых происходит «встреча» ребенка с культурой. Утверждение множественности истин. Право ребенка на личностно-индивидуальную траекторию в учебном процессе. Отрицание жесткой плановости урока, допущение определенной вероятности тех или иных событий в нем. Вероятностный подход к учебному процессу означает: 1) искусство учителя не столько следовать пошаговой расписанности действий, сколько удерживать широкое культурное пространство в процессе диалога с различными детскими мнениями; 2) ориентацию на метод проб и ошибок, перебор случайных вариантов, метод угадывания (поиска) истины; 3) учет неисчерпаемой гаммы возможностей, которые представляют собой ученики. Новая модель онтологии ребенка до 10 лет В этом состоит суть вероятностного подхода к ребенку - того подхода, в рамках которого мы можем предполагать то или иное будущее лишь с какой-то степенью вероятности, и относимся к вероятностным, непрограммируемым вариантам развития ребенка как к безусловной ценности.
Формирование индивидуальных интеллектуальных образов, формирование первичных понимательных интуиций, причем у каждого ребенка на свой лад, - это и есть, в сущности говоря, основное содержание начального образования, основывающегося на вероятностном принципе. Не универсальная точность понятия, а индивидуальное своеобразие личного образа, личной понимательной интуиции, личного (пусть неправильного, но индивидуально богатого) варианта - вот высшие ценности в системе вероятностного обучения. Центром образовательного пространства в вероятностной модели является не урок-схема, принципиально подвластный трансляции и репродуцированию, а урок-событие, на котором нечто происходит или не происходит лишь с известной долей вероятности. Основополагающий принцип образования, построенного на вероятностной основе, может быть выражен названием известной сказки: «Пойди туда, не знаю куда; возьми то, не знаю что». Обучение предстает как принципиально открытая система, т.е. система, не знающая своего собственного содержания, а открывающая это содержание впервые «здесь и теперь», на событийной основе, в каждом новом классе - свое. Это означает радикальную смену школьной онтологии - переход от культуры образования, ориентированной на тип «обученного человека» (человека, способного успешно следовать той или иной чужой позиции), к совершенно новой культуре образования, ориентированной на человека, способного иметь свою собственную позицию. «Свою» - в смысле не воспринятую им откуда-то извне, а являющуюся его подлинно авторской позицией. Это и есть по большому счету позиция «человека культуры». Две парадигмы образования Учебно-трансляционная парадигма образования: все, что требуется от учителя, - найти наиболее эффективные способы, с помощью которых заранее придуманное (выделенное, смоделированное) учебное содержание можно было бы сделать достоянием ученика. Иначе говоря, даже идея детской субъективности (и, следовательно, идея учебных технологий, ориентированных на детскую субъективность в границах данной парадигмы) есть не более чем средство решения трансляционных задач. В этом случае субъективность ученика не самозначима, а носит всецело подчиненный задачам характер.
Естественно, что и критерием образованности в данной парадигме оказывается тот самый объем осваиваемых учеником знаний, умений и навыков, о котором так много ведется сегодня споров. А это значит (единственно возможная логика мысли в границах описываемой парадигмы!), что из необозримо большой культуры нужно выбрать самые замечательные (и доступные возрасту, разумеется!) ее кусочки. Сама суть рождающейся на наших глазах новой образовательной парадигмы заключается в принципиальном переносе акцента с идеи освоения культуры на идею самореализации (или самоактуализации) личности в культуре. В этом случае меняется представление о смысле процесса образования: он видится теперь не столько в учебно-порционной трансляции культурных ценностей или знаний, сколько в становлении личностной субъективности «ученика» и его способности к диалогу с культурой. Суть образовательной проблематики с этой точки зрения состоит не в том, сколько и какой культурной информации, сколько и каких выделенных учебным образом знаний, умений и навыков удалось транслировать ученику, а в том, насколько у «ученика» оказалась сформированной потребность и способность к диалогу с культурой. Особенности методики Особенности урока Центром образовательного пространства является не урок-схема (трансляция или репродуцирование), а урок-событие, урок - акт культуры, урок - текст культуры. Атмосфера смехового, каламбуристического обыгрывания ситуаций. На уроке ученики обретают уверенность в себе. Культ черновика (все, что написано, сохраняется и дорабатывается), создание «сверхценного» отношения к черновику. Отметки отсутствуют. Атмосфера восприятия ошибки как нормы. Работа с родителями: – диалог с родителями; – преодоление негативного отношения к ошибкам; – изменение системы ценностей у родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|