Альтернативная технология усвоения математики «Другая математика» А.М. Лобка
Логика усвоения математики может быть названа «понимающей математикой». Единственно возможный и по-настоящему действенный путь освоения математики - это путь понимания, а вовсе не путь запоминания. «Запоминать» математику абсолютно нелепо, смешно, абсурдно и бессмысленно. Главная цель, начиная с первого класса, - формировать структуры математического мышления, а вовсе не вычислительные навыки. Посредством принципиально новых типов задач и графических построений у детей формируются глубинные математические образы - числа, величины, равенства, положительного и отрицательного, а также образы различных арифметических операций. К середине третьего класса дети способны совершать сложные алгебраические преобразования, показывая высокий уровень математического понимания сути преобразований. И уже с опорой на алгебраические структуры происходит формирование чисто вычислительных навыков. Суть математики проявляется прежде всего в определенном качестве мышления, стиле мышления, а вовсе не в «сумме знаний». Математическое мышление глубоко эстетично по самой своей сути. Оно насквозь пронизано идеями гармонии и орнамента, идеями красоты и порядка. Можно выдвинуть даже более сильный тезис: в каких-то своих самых глубоких культурных основаниях эстетика совпадает с математикой, и математика в своих исторически первых формах есть не что иное, как попытка описания и воспроизведения гармонии. Математика на вероятностной основе - это математика, ориентированная на три основных принципа. Принцип динамических, подвижных условий. Это значит, что вероятностная математика предлагает задачи с нечеткими, размытыми очертаниями: это дает возможность переформулировки задач в процессе работы над ними, в результате чего каждая исходная задача превращается в своеобразный «куст» новых задач с уточненными формулировками. Каждая задача в вероятностной математике - это принципиально открытая задача, обладающая способностью к известному саморазвитию. Несомненно, что этот принцип позволяет формировать у ребенка принципиально подвижное, открытое мышление - мышление, готовое к встрече с нестандартными ситуациями и нестандартными задачами.
Приоритет догадки над знанием и восхождения от догадки к знанию. Ребенок все время играет в своеобразную «угадайку» по принципу столь любимой детьми этого возраста игры «холодно-горячо». Ребенок предлагает все новые и новые варианты, ориентируясь на реакцию учителя: «Холодно... Совсем холодно... А вот теперь теплее... Еще теплее... Совсем тепло... Горячо... Совсем горячо... Обжигает... Ура, правильно!» Ценность такого подхода состоит в том, что ребенок не просто приобретает какое-то знание, а проходит самостоятельный путь поиска, путь интуитивного восхождения к знанию через большее или меньшее количество «угадывающих» ходов. И чем меньше такого рода угадывающих ходов требуется ребенку для отгадывания верного решения, тем в большей степени это свидетельствует о развитости его интуитивного мышления. А в результате вероятностные задачи оказываются прекрасным способом тренировки интуиции. Принцип личностного знания. Ценным является не знание само по себе, а лишь такое знание, которое максимально индивидуализировано и существует на стержне внутреннего образа. Наконец, технология «Другая математика» использует великое дидактическое изобретение, неизвестное никому. Писчий лист, разлинованный на геометрически правильные квадратики со стороной в половину сантиметра или в один сантиметр, – это воистину удивительное дидактическое изобретение.
Через построение и описание различных клеточных конфигураций (различных фигур, состоящих из клеточных единиц) можно моделировать и описывать самые разнообразные математические понятия и закономерности, составляющие основу школьного курса математики, а также глубинные математические парадоксы. Математические идеи количества, числа, единицы, множества, равенства, сложения (и в том числе сложения с отрицательными числами), деления, умножения - все это может быть весьма эффективно смоделировано в пространстве «клеточных объектов». И притом у ребенка формируются не абстрактно-безличные понятия, а индивидуально-личностные образы, а значит, продуцируется индивидуально-личностное отношение к математике как таковой, что и является залогом ее подлинного о-своения. Пример. В процессе поиска различных конфигураций, с помощью которых на тетрадной странице может быть смоделировано одно и то же число, учитель выводит детей на идею числового равенства.
Рис. 71. Конфигурации представления числа «четыре». Предтечи, разновидности, последователи & Настольные игры плоского типа (шашки, шахматы, нарды), пространственные (кубик Рубика, конструктор), а также многие электронные (расклады, партнер и др.), результат которых подчиняется вероятностным законам и требует произведения математических преобразований. & Культурно-образовательное путешествие. Появление в школах хорошо оснащенных медиацентров, качественного компьютерного парка и обширных медиабиблиотек неизбежно переводит чисто технический вопрос в качественную плоскость: как это все состыковать с текущим учебным процессом? И здесь есть два принципиальных пути. Первый заключается в том, чтобы приспособить новые информационные возможности под задачи традиционного урока. Второй путь – это путь радикальный. Путь, предполагающий совершенно новое понимание сути образовательного процесса. Путь, который ориентирован не на заранее придуманную учебную программу, не на нормативный учебник и не на нормативный урок, а на свободное культурно-образовательное путешествие в тех информационных мирах, доступ к которым открывается с помощью школьного медиацентра и доступной каждому компьютерной техники.
Впрочем, второй путь в условиях нашей образовательной системы возможен только во внеурочной сфере. Рекомендуемая литература 1. Лобок А. М. Антропология мифа. - М.: Academia, 1996. 2. Лобок А. Вероятностное образование: екатеринбургский вариант // Школьные технологии. -1997. - №3. 3. Лобок А. Вероятностное образование // Народное образование. - 1995. - № 10, 1996. - №1. 4. Лобок А. Детская жизнь в стихотворном размере // Первое сентября. - 1995. - № 57. 5. Лобок А.М. Другая математика. - М.: Народное образование, 1998. 6. Овакимян Ю.О. Опыт применения вероятностной модели обучения // Педагогика. - 1993. - № 2.
Технология мастерских Я не согласен принять никакой истины иначе, как от свободы и через свободу. Н. Бердяев Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания ЖФЭН (GFEN)»; она основывается на идеях свободного воспитания Ж.‑Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, гуманистической психологии Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. Свое название технология получила от того, что в ней есть МАСТЕР. Но это не учитель, передающий свои знания и умения незнающему и неумеющему. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нем участие все, включая самого мастера. В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, создание произведений прикладного искусства и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания - очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|