Классификационная характеристика
Уровень и характер применения: охватывает все уровни – от метатехнологий (реализация социальной политики – Закона об охране здоровья граждан) до многочисленных микротехнологий оздоровления, тренировок и т.д. Философская основа: 1) материалистическая + 2) природосообразная; на локальном и микроуровнях могут тяготеть к идеализму. Методологический подход: гуманистический, диагностический, деятельностный. Ведущие факторы развития: 1) биогенные + 2) социогенные. Научная концепция освоения опыта: 1) деятельностная + 2) интериоризаторская. Ориентация на личностные сферы и структуры: сфера физического развития (СФР). Характер содержания и структуры: валеологические, проникающие. Вид социально-педагогической деятельности: 1)воспитательная + 2) медико-педагогическая. Тип управления социально-воспитательным процессом: 1) системы малых групп + 2) репетитор Организационные формы: 1) клубные + 2) дифференциация + 3) индивидуализация. Преобладающие средства: наглядные, практические. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: 1) личностное ориентирование + 2) коллективное и индивидуальное взаимодействие + 3) самовоспитание. Преобладающие методы: 1) объяснительные, иллюстративные + 2) свободного выбора + игровые + программные. Направление модернизации и отношение к традиционной воспитательной системе: углубление социально-воспитательных функций. Категория объектов: все категории. Целевые ориентации Сверхцель: сделать российскую школу школой здоровья. Главная цель: формирование здорового образа жизни ребенка (ЗОЖ). Оздоровительные задачи: ¶ Содействие укреплению здоровья, разностороннее и оптимальное развитие физических способностей, формирование и развитие двигательных навыков, снятие утомления и повышение физической и умственной работоспособности.
¶ Оптимальное развитие и укрепление органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма. ¶ Предупреждение и устранение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма. ¶ Закаливание организма и развитие гигиенических навыков и привычки повседневно заботиться о своем здоровье. Образовательные задачи: ¶ Овладение основами знаний в области физической культуры и способами их применения в целях физического самосовершенствования. ¶ Формирование двигательных умений и навыков, необходимых в быту, труде, военном деле, а также в целях самозащиты в экстремальных ситуациях. ¶ Развитие способностей, облегчающих овладение новыми формами движений. ¶ Борьба с дидактогенными факторами, вредными для здоровья. Задачи физического воспитания по развитию личностных качеств: ¶ Развитие потребностей в здоровом образе жизни. ¶ Развитие целеустремленности, смелости, выносливости, решительности, ловкости, гибкости, коллективизма, способности к сотрудничеству и многих других личностных качеств. ¶ Формирование негативного отношения к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркомании). ¶ Мониторинг здоровья детей: слежение за уровнем здоровья, физического развития, двигательной подготовленности и уровнем осознания ценности здоровья. Концептуальные положения v Приоритет здоровья над другими ценностями. v Здоровье – главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и здоровому, и больному человеку. vВалеологический подход. Триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов; подход к здоровью с помощью образования.
v Принцип здорового образа жизни, соблюдение санитарно-гигиенического режима. v Педагогизация окружающей среды: организация целесообразного здоровьеразвивающего пространства. v Принцип профилактики здоровья детей. v Принцип природосообразности: учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку. v Разнообразие методов и средств физического воспитания. v Использование оздоровительных сил природы, закаливание. v Принцип саморегуляции: «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные» (Н. Амосов). v Отказ от разрушителей здоровья: табака, алкоголя, наркотиков. v Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Акценты концепций авторских систем Б.П. и Л.А. Никитины: «Раннее начало физического развития и закаливания» • Идея раннего физического развития: раннего плавания, ранней гимнастики, раннего ползания или хождения. • Грудное вскармливание ребенка до появления первого зуба. • Близость (физическая) матери к ребенку. • Увеличение кругозора, возможность практически неограниченного познания мира («не запирать» малышей в коляски и пеленки!). Свобода познания мира, снятие «традиционных» запретов: «Не трогай», «Не лезь» и т.п. • Запуск всех рефлексов, которые заложены Матерью-Природой. • Легкая одежда, способствующая развитию системы осязания. • Обогащенная физкультурная среда – система устройств и приспособлений: 1) оборудование в квартире спорткомплекса В.С. Скрипалева по книге «Стадион в квартире»; 2) свободное передвижение по квартире ребенка-«ползунка»; 3) игры во «взрослые игрушки» – кастрюли, кружки, ложки, пластилин, карандаши и бумагу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|