Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология саморазвития (М. Монтессори)




«Помоги мне это сделать самому»

«Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок».

М. Монтессори

Монтессори Мария (1870-1952) - итальянский врач и педагог, реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе.

Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила глав­ной задачей школы - поставлять «пищу» для естественного процесса саморазви­тия, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему. В 1907 г. она организовала «Дом ребенка» – дошкольное учреждение, где главное внимание уделялось развитию органов чувств ребенка и созданию воспитательной среды.

Сегодня в России и в мире имеется широкая сеть образовательных учреждений, работающих по технологии М. Монтессори.

Классификационные параметры

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: антропософская.

Методологический подход: природосообразный, демократическая свобода.

Ведущие факторы развития: биогенные + психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

Ориентация на личностные сферы и структуры: СУМ + СУД + СДП.

Характер содержания: воспитательный + обучающий, светский, общеобра­зователь­ный, гуманистический.

Вид социально-педагогической деятельности: развивающая, автономизации, социализации, поддержки.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + «консультант» + «репетитор».

Преобладающие методы: игровые + творческие.

Организационные формы: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая.

Преобладающие средства: вербальные + наглядные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: антропоцентрический.

Направление модернизации: природосообразное.

Категория объектов: все категории.

Целевые ориентации

¶ Всестороннее развитие.

¶ Воспитание самостоятельности.

¶ Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятель­ности.

Концептуальные положения

v Вера в природу ребенка.

v Сущность развития ребенка – самообучение.

v Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с разви­тием - ребенок сам себя развивает, творит сам себя благодаря собственной целенаправленной деятельности.

v Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики Монтессори.

v Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности.

v Учет сензитивности и спонтанности развития.

v Единство индивидуального и социального развития; уважение права детей быть не похожими на взрослых и друг на друга.

v В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.

v Сущность разума в упорядочении и сопоставлении.

v Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры.

v Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предмет­но-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрак­тный уровень.

v Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики -организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Особенности содержания

Идея воспитывающей (культуроразвивающей, педагогической) среды. Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет под­готовленной среды. При создании ее учитывается прежде всего сензитивность - наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Монтессори-материал есть часть педагогической подготовительной сре­ды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стрем­лению ребенка к движению. М. Монтессори сама изобрела многие пособия: шершавые буквы и цифры, пирамидки, кубики и др.

Монтессори-материалы представляют, по Выготскому, психологические ору­дия, инструменты опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребе­нок концентрируется на определенной цели, медитирует, смотрит внутрь себя; манипулируя им, незаметно приобретает умения.

До 5 лет ребенок - строитель самого себя из чего бы то ни было. Он «утонча­ет», по Монтессори, все свои способности - зрение, слух, дикцию, ловкость... Воспитывающая среда для этого периода представляет материал для практичес­ких умений, развития моторики и сенсорики, рук, глаз, речи. Часть его - из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запа­ху, весу, температуре, вкусу...

После 5 лет происходит развитие сознания, ребенок превращается в исследова­теля, начинает все пробовать, разбирать, обо всем спрашивать. Тут можно ознако­мить ребенка с огромным количеством предметов и явлений окружающего мира (дидактические материалы яркие, наглядные). Здесь и математические материа­лы: числовые штанги с табличками чисел, цифры из бумаги с шершавой поверх­ностью (изобретение Монтессори), кружки, геометрические фигуры, числовой материал из бусин и т.п.

Переход к исследованию текста (как саморазвитие) происходит у ребенка к 8 годам. К этому времени педагогическая среда включает буквы алфавита, буквы из шершавой бумаги, средства письма, тексты, библиотечку.

Речь взрослого как конструктивный материал педагогической среды содержит рассказы, беседы, разговоры, игры. Проявление самовыражения, развития речи взрослые поддерживают, выслушивая ребенка, отвечая на вопросы.

В школьном периоде педагогической средой является вся система: от матери­альной базы до психологического уклада жизни коллектива. Применяются лите­ратурное и художественное творчество, музицирование. Место Монтессори-материалов заменяют мастерские, сцена, мольберт, швейная машинка, ванночки с гли­ной и пластилином.

Возрастная периодизация, разработанная М. Монтессори:

0-3 года: предметно-чувственная ориентировка, сензитивность к порядку расположения окружающих предметов;

3-6 лет: наглядно-образное мышление, сензитивность к речи, освоению языка;

6-9 лет: освоение абстрактных действий, культура поведения в сообществе, сензитивность к освоению социальных навыков;

9-12 лет: завершение первого, начального концентра школы;

12-18 лет: гимназическая и старшая ступень (самостоятельность).

Самый важный период приобретения ЗУН – от рождения до 6 лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...