Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификационные параметры технологии




Уровень и характер применения: макротехнология, может охватывать ряд предметных областей.

Философская основа: прагматическая.

Методологический подход: практико-ориентированный.

Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.

Научная концепция освоения опыта: деятельностная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СДП + СТК.

Характер содержания: общеобразовательный, профессионально ориентированный.

Вид социально-педагогической деятельности: социализация + обучающая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + самоуправление.

Преобладающие методы: продуктивные.

Организационные формы: альтернативные, интегративные.

Преобладающие средства: практические + программированные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный, демократический.

Направление модернизации: альтернативность, природосообразность.

Категория объектов: все категории.

Целевые ориентации

¶ Образовательные задачи вытекают из целей воспи­тания, основаны на определенных дидактических кон­цепциях, особенностях развития детей, их интересах, по­требностях, жизненном опыте. Дальтон-план нацелен на развитие детей в моторной, эмоциональной, социальной, когнитивной и нравственной сферах.

¶ Формирование у детей независимости и самостоятельности.

¶ Формирование коммуникативности, обучение общению.

Концептуальные положения

v Свобода, самостоятельность и сотрудничество.

v «Каждому ребенку дает­ся та свобода, которая ему по плечу».

v Выбор темпа: обучение самим учеником.

v Индивидуальный план как форма самоуправления.

v Принцип самоконтроля, рефлексии.

Особенности организации

В школах могут организовываться как гомогенные, так и гетероген­ные (разновозрастные) группы. Дети учатся самостоятель­но планировать и осуществлять учебную деятельность, со­вершать выбор, ставить цели, выступать с инициативой, творчески мыслить и действовать, распределять обязанно­сти и работать в группе. Учащиеся могут свободно сотруд­ничать друг с другом, выбирать порядок выполнения зада­ний, распределять свое время. Учитель, помимо учебных, должен формировать у детей и социальные навыки (к при­меру, способность разрешать конфликтные ситуации), со­здавая в группе атмосферу доверия, доброжелательности и активности.

В основе деятельности учащихся лежит работа над зада­чами и заданиями. В младших группах занятия начинаются с общего со­брания (круга), где обсуждаются вопросы организации деятельности учащихся на день. Затем каждый из школь­ников выбирает одно из предложенных заданий, при его выполнении берется за следующую задачу. На доске ведет­ся учет работы каждого ученика. Учитель стимулирует по­знавательный интерес школьников в различных областях науки и практики, помогает им и организует процесс по­знания. В старших группах школьники учатся планировать свою деятельность на более длительный срок, определять темпы своей работы и формы необходимой помощи со стороны учителя или более опытных товарищей.

Свобода плюс ответственность. «Ребенку, - пишет Паркхерст, - должна быть предос­тавлена полная свобода без перерывов заниматься ка­ким бы то ни было предметом, который его захватил».

«Обязательная работа в максимально комфортном режиме, учитывающем собственный выбор учащихся».

Контракт. Дальтон-план - это школьное производство со своей производственной «бюрократией» и даже с трудовым соглашением. Дети пишут план-обязательство по выполнению определенной учебной работы, подписываются под ним.

Перечисление «учебной работы» - это и есть, собственно говоря, план. Тот самый, от которого идет название методики.

Договора может не быть на бумаге, но он тем не менее существует. У каждого ученика - свой план, а это значит - своя учебная программа.

В Дальтон-плане столько программ, сколько и учеников. По каждому предмету есть три уровня обучения: минимальный, средний и развернутый, а также и три темпа прохождения программы: медленный, средний и быстрый.

Выбор. «Темп, собственный темп работы, утверждает Паркхерст, - важнейший компонент ее успешности. Пока ре­бенку не предоставляется возмож­ность воспринимать знания его соб­ственным темпом, он никогда ничего не изучит основательно».

Выбор темпа, выбор объема рабо­ты - вещи не простые, им посвящается у Паркхерст довольно много времени.

Следовательно, «ребенку должна быть дана возможность познакомить­ся с поставленной перед ним задачей во всем объеме.

Поэтому в начале школьно­го года перед учеником должна быть, развернута вся предстоящая ему 12-месячная работа. Это поможет ему разобраться в плане, намеченном для его обучения.

Особенности методики

В дальтонских школах широко используются игры в процессе обучения. Здесь стремятся создать атмосферу комфорта, доверия и сотрудничества. Организации равно­правного общения придается особое значение. Учителя совместно с детьми устанавливают правила взаимного об­щения. Эти правила должны быть достаточно гибкими, дающими возможность согласовывать индивидуальные и групповые интересы.

Решение учеб­но-воспитательных задач осуществляется посредством ор­ганизации самостоятельной деятельности учащихся (по­становка и разрешение проблемной ситуации, поиск необ­ходимой информации, выполнение упражнений). В школе функционирует Центр документации, где учащиеся могут найти необходимую информацию.

Все учащиеся выполняют программу минимум. При этом объем учебного материала может варьироваться в за­висимости от способностей и возможностей ребенка. Бо­лее сильные учащиеся успевают проработать дополнитель­ный материал, что является одной из форм дифферен­циации. Школьники, достигшие одного уровня, могут заниматься вместе по конкретным предметам (чтение, ма­тематика, родной или иностранный язык и др.). В зависи­мости от способностей учащихся и уровневых различий используются следующие формы организации учебной ра­боты: аудиторное занятие, индивидуальная помощь, само­стоятельная работа. Дети выполняют задания в собствен­ной манере и собственном темпе, стремясь получить наилучшие результаты.

Правила и границы, обеспечивающие свободу, - очень важная часть Дальтон-педагогики.

Понятно, что лучше всего для этих целей подходят правила, выработан­ные совместно всеми членами школьного сообщества.

Учитель позволяет погружаться в тему так глубоко, как этого хочет ученик, и не разбивает его школьную жизнь на разрозненные осколки академичес­ких предметов. Школьник пла­вает в учебном пространстве, не запутываясь в нем, потому что у него есть план, придуманный им самим или в соавторстве со взрослым.

Он может легко найти необходи­мую информацию. Научение разным способам её поиска - одна из важных частей Дальтон-образования.

Самостоятельность. В любой Дальтон-школе огром­ная библиотека со множеством энциклопедий, словарей, подбор­кой произведений художествен­ной литературы, подшивками журналов и информационный центр с картотеками и компьюте­рами.

Учебник в по­добной системе - книга из разря­да прочих, которой также надо уметь самостоятельно пользо­ваться.

Принцип самопроверки здесь один из важнейших.

Большая часть книжек, тетра­док, специальных пособий и кар­точек устроены таким образом, чтобы ребенок в процессе рабо­ты мог проверять себя сам. Впро­чем, окончательный результат он всегда показывает учителю, вместе с которым обсуждает и вырабатывает дальнейшую стратегию действий.

Рекомендуемая литература

1. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сборник научных трудов. – М.: А.П.О., 1993.

2. Паркхерст Х. Воспитание и обучение по Дальтоновскому Плану. – М., 1925.

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М., 1986.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...