Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология свободного труда (С. Френе)




Когда учителя перестанут учить, ученики, наконец, смогут учиться.

Ларошфуко

Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Включившись в начале XX века в движение за новое воспитание, он создал в 1935 г. и до конца жизни руководил эксперименталь­ными сельскими начальными школами, где и реализовал свою альтернативную техно­логию. Объединение школ, работающих по технологии С. Френе, получило название «Новая французская школа».

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: общепедагогический (распространена по всему миру).

Философская основа: педагогика Френе имеет глубокие культурные философские и методологические основания в синергетике (направлении философии, которое рассматривает самоорганизацию как основу устройства мира) и фрейдистских взглядах на развитие индивида.

Методологический подход: приоритет природосообразного, демократического, практико-ориентированного.

Ведущие факторы развития: 1) биогенные + 2) социогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) СУД + 2) СДП + 3) ЗУН.

Характер содержания: воспитывающий + обучающий, светский, гуманис­тический, общеобразовательный.

Вид социально-педагогической деятельности: развивающая, автономизации, социализации, поддержки.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.

Преобладающие методы: проблемные, саморазвития.

Организационная форма: альтернативная.

Преобладающие средства: практические + наглядные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: антропоцентрический, свободного воспитания.

Направление модернизации: альтернативное.

Категория объектов: массовая.

Целевые ориентации

¶ Всестороннее воспитание с акцентом на СУД и СДП (светлая голова и умелые руки).

¶ Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он будет служить.

¶ Забота о здоровье ребенка.

¶ Создание благоприятной среды воспитания.

Концептуальные позиции

v Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответ­ствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способнос­тей детей.

v Школа, ориентированная на ребенка; школа – родной дом для ребенка.

v Отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса.

v Воспитание на основе общественно-полезного труда, созидательная деятельность на всех этапах обучения.

v Большое внимание школьному самоуправлению.

v Ребенок сам строит свою личность, а мы ему в этом помогаем.

v Свобода самовыражения ребенка; целенаправленное побуждение эмоциональной и интеллектуальной активности детей.

v Демократический порядок принятия решений и организации всех типов школы.

v Использование новых материальных средств обучения и воспитания (типог­рафия, рукописные учебные пособия).

Особенности организации

В школе Френе:

– нет обучения, а есть разрешение проблем, пробы, экспериментирование, ана­лиз, сравнение;

– нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы - дома, на улице, в школе;

– нет уроков от звонка до звонка;

– нет отметок, но отмечаются личные продвижения - через взаимооценивание детей и педагогов;

– нет ошибок - бывают недоразумения, разобравшись в которых совместно со всеми, можно их не допускать;

– нет программ, но есть индивидуальные и групповые планы;

– нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела, проектируемые педагогом совместно с детьми;

– педагог никого не воспитывает, не развивает, а участвует в решении общих проблем;

– нет правил, но классом правят принятые самими детьми нормы общежития;

– нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собствен­ной и коллективной безопасности и совместного движения;

– нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая сообщность.

Особенности методики

Метод проектов. Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуж­даются, принимаются, вывешиваются на стенах (это могут быть любые, даже са­мые фантастические планы). Педагог вмешивается только тогда, когда проекты нарушают свободу других. В процессе выполнения проекта каждый ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя.

Класс - открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, сами ходят к другим, переписываются, путешествуют. Поощряются коопера­ция и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование.

Самоуправление. В школе создается кооператив, во главе которого стоит вы­борный совет, руководящий самообразованием учащихся. Процедура подведения итогов опирается на ребячье самоуправление и самоорганизацию и происходит регулярно: у младших ежедневно, у старших - реже, по мере надобности.

Совмещение ценностей индивидуального развития и коллективного общественно-полез­но­го труда.

Культ информации. Важно иметь знания, но еще важнее знать, где и как их добыть. Информация имеется в книгах, аудиовизуальных и компьютерных сред­ствах, предпочтение отдается личному общению с владельцем информации.

Самовыражение личности ребенка также связано с информацией: дети пишут свободные тексты-сочинения, сами делают типографский набор, изготавливают клише, издают газеты, журнал, книжки. Типография являлась важнейшим учебным средством.

Письменная речь и навыки чтения формируются на основе детских свободных текстов, которые каждый ребенок пишет и публично читает. Класс выбирает «текст дня», фиксирует его, и все переписывают этот текст, при этом каждый может внести свои дополнения и «редакторскую» правку. Френе дал в руки детям кинокамеру, при помощи которой они создавали собственные фильмы о жизни школы.

Планирование. Учебники в школе заменены особыми карточками, содержащи­ми порцию информации, конкретное задание или контрольные вопросы. Ученик выбирает для себя определенный набор карточек (индивидуальную программу обучения). Френе создал прообраз программированного обучения - обуча­ющую ленту, к которой прикреплялись последовательно карточки с информаци­ей, с упражнением, вопросом или задачей и контрольным заданием. Каждый со­ставляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отража­ются все виды его работы.

Культ труда. В школе создается школьный кооператив, членами которого яв­ляются все учащиеся. В режиме дня предусмотрена работа в мастерских, саду, скотном дворе. Кооперативом руководит выборный совет, раз в неделю проходит общее собрание. Большое внимание уделено гласности. Каждый заполняет четыре колонки общего листа-газеты: «Я сделал», «Я хотел бы», «Я хвалю», «Я крити­кую».

Культ здоровья. Забота о здоровье ребенка включает занятия, связанные с движением, физическим трудом, вегетарианский режим, методики натуральной медицины; высшая планка здесь - гармония отношений с природой.

Учитель Френе – не лидер, у него роль консультанта, который создает условия для развития и всегда готов прийти на помощь.

Предтечи, разновидности, последователи

& Свои практические рекомендации С. Френе адресовал малокомплектной сельской, начальной школе. Однако идеи, пафос борьбы с рутиной и косностью традиционной системы обучения делают технологию Френе актуальной для всех видов учебных заведений.

В настоящее время во всем мире «по Френе» работают тысячи школ.

& В России организована Ассоциация педагогов Френе, распространяющая его идеи. Научно-технический прогресс позволил усовершенствовать и обогатить «технику Френе», используя компьютеры, копировальные устройства, аудио-, видеоаппаратуру. Рабочая библиотека пополняется за счет новых дидактических материалов – видео-, аудиозаписи, лазерные диски (CD-rom).

Рекомендуемая литература

1. Вульфсон Б.Л. Выдающийся французский педагог-гуманист // Педагогика. - 1996. - № 3.

2. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003.

3. Степихова В. Педагогика Френе в Швейцарии // Частная школа. - 1995. - №3.

4. Френе С. Антология гуманной педагогики. – М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1997.

5. Френе С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Прогресс, 1990.

 

Школа-парк (М.А. Балабан)

Свободное развитие ребенка – свободный рост дерева.

М. Балабан

Балабан Милослав Александрович (…-2005) – доцент МГУ, эксперт сети федеральных экспериментальных площадок «Эврика», автор образовательной системы «Школа-парк».

Сущность модели парковой технологии представляет отсутствие классно-урочных структур. Ее структурными единицами являются открытые парк-студии, принимающие учеников с утра до вечера, в которые могут приходить и все желающие, включая взрослых.

Парк-школа – это совокупность разновозрастных студий; каждая студия соответствует определенному предмету или виду деятельности – могут быть студии математики, словесности, театра, технологии и т. п. Студии свободно выбираются учащимися (отсутствует обязательный для учеников учебный план).

Идеальная парк-школа подразумевает такую образовательную структуру, в которой дети могли бы в соответствии со своими наклонностями и потребностями выбирать не только учебные занятия в любой удобный для них момент, но и виды деятельности (творческую деятельность, работу подмастерьем у мастера и др.).

Экспериментальная апробация образовательной системы «Школа-парк» проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на базе московского НПО «Школа самоопределения» (с 1995 г. по настоящее время; О.М. Леонтьева, Т.С. Шагова) и на базе екатеринбургской школы № 95 (1993–2001; А.М. Гольдин).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...