Технология свободного труда (С. Френе)
Когда учителя перестанут учить, ученики, наконец, смогут учиться. Ларошфуко Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Включившись в начале XX века в движение за новое воспитание, он создал в 1935 г. и до конца жизни руководил экспериментальными сельскими начальными школами, где и реализовал свою альтернативную технологию. Объединение школ, работающих по технологии С. Френе, получило название «Новая французская школа». Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: общепедагогический (распространена по всему миру). Философская основа: педагогика Френе имеет глубокие культурные философские и методологические основания в синергетике (направлении философии, которое рассматривает самоорганизацию как основу устройства мира) и фрейдистских взглядах на развитие индивида. Методологический подход: приоритет природосообразного, демократического, практико-ориентированного. Ведущие факторы развития: 1) биогенные + 2) социогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) СУД + 2) СДП + 3) ЗУН. Характер содержания: воспитывающий + обучающий, светский, гуманистический, общеобразовательный. Вид социально-педагогической деятельности: развивающая, автономизации, социализации, поддержки. Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп. Преобладающие методы: проблемные, саморазвития. Организационная форма: альтернативная. Преобладающие средства: практические + наглядные. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: антропоцентрический, свободного воспитания.
Направление модернизации: альтернативное. Категория объектов: массовая. Целевые ориентации ¶ Всестороннее воспитание с акцентом на СУД и СДП (светлая голова и умелые руки). ¶ Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он будет служить. ¶ Забота о здоровье ребенка. ¶ Создание благоприятной среды воспитания. Концептуальные позиции v Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей. v Школа, ориентированная на ребенка; школа – родной дом для ребенка. v Отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса. v Воспитание на основе общественно-полезного труда, созидательная деятельность на всех этапах обучения. v Большое внимание школьному самоуправлению. v Ребенок сам строит свою личность, а мы ему в этом помогаем. v Свобода самовыражения ребенка; целенаправленное побуждение эмоциональной и интеллектуальной активности детей. v Демократический порядок принятия решений и организации всех типов школы. v Использование новых материальных средств обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия). Особенности организации В школе Френе: – нет обучения, а есть разрешение проблем, пробы, экспериментирование, анализ, сравнение; – нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы - дома, на улице, в школе; – нет уроков от звонка до звонка; – нет отметок, но отмечаются личные продвижения - через взаимооценивание детей и педагогов; – нет ошибок - бывают недоразумения, разобравшись в которых совместно со всеми, можно их не допускать; – нет программ, но есть индивидуальные и групповые планы; – нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела, проектируемые педагогом совместно с детьми;
– педагог никого не воспитывает, не развивает, а участвует в решении общих проблем; – нет правил, но классом правят принятые самими детьми нормы общежития; – нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения; – нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая сообщность. Особенности методики Метод проектов. Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенах (это могут быть любые, даже самые фантастические планы). Педагог вмешивается только тогда, когда проекты нарушают свободу других. В процессе выполнения проекта каждый ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя. Класс - открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, сами ходят к другим, переписываются, путешествуют. Поощряются кооперация и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование. Самоуправление. В школе создается кооператив, во главе которого стоит выборный совет, руководящий самообразованием учащихся. Процедура подведения итогов опирается на ребячье самоуправление и самоорганизацию и происходит регулярно: у младших ежедневно, у старших - реже, по мере надобности. Совмещение ценностей индивидуального развития и коллективного общественно-полезного труда. Культ информации. Важно иметь знания, но еще важнее знать, где и как их добыть. Информация имеется в книгах, аудиовизуальных и компьютерных средствах, предпочтение отдается личному общению с владельцем информации. Самовыражение личности ребенка также связано с информацией: дети пишут свободные тексты-сочинения, сами делают типографский набор, изготавливают клише, издают газеты, журнал, книжки. Типография являлась важнейшим учебным средством. Письменная речь и навыки чтения формируются на основе детских свободных текстов, которые каждый ребенок пишет и публично читает. Класс выбирает «текст дня», фиксирует его, и все переписывают этот текст, при этом каждый может внести свои дополнения и «редакторскую» правку. Френе дал в руки детям кинокамеру, при помощи которой они создавали собственные фильмы о жизни школы.
Планирование. Учебники в школе заменены особыми карточками, содержащими порцию информации, конкретное задание или контрольные вопросы. Ученик выбирает для себя определенный набор карточек (индивидуальную программу обучения). Френе создал прообраз программированного обучения - обучающую ленту, к которой прикреплялись последовательно карточки с информацией, с упражнением, вопросом или задачей и контрольным заданием. Каждый составляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отражаются все виды его работы. Культ труда. В школе создается школьный кооператив, членами которого являются все учащиеся. В режиме дня предусмотрена работа в мастерских, саду, скотном дворе. Кооперативом руководит выборный совет, раз в неделю проходит общее собрание. Большое внимание уделено гласности. Каждый заполняет четыре колонки общего листа-газеты: «Я сделал», «Я хотел бы», «Я хвалю», «Я критикую». Культ здоровья. Забота о здоровье ребенка включает занятия, связанные с движением, физическим трудом, вегетарианский режим, методики натуральной медицины; высшая планка здесь - гармония отношений с природой. Учитель Френе – не лидер, у него роль консультанта, который создает условия для развития и всегда готов прийти на помощь. Предтечи, разновидности, последователи & Свои практические рекомендации С. Френе адресовал малокомплектной сельской, начальной школе. Однако идеи, пафос борьбы с рутиной и косностью традиционной системы обучения делают технологию Френе актуальной для всех видов учебных заведений. В настоящее время во всем мире «по Френе» работают тысячи школ. & В России организована Ассоциация педагогов Френе, распространяющая его идеи. Научно-технический прогресс позволил усовершенствовать и обогатить «технику Френе», используя компьютеры, копировальные устройства, аудио-, видеоаппаратуру. Рабочая библиотека пополняется за счет новых дидактических материалов – видео-, аудиозаписи, лазерные диски (CD-rom).
Рекомендуемая литература 1. Вульфсон Б.Л. Выдающийся французский педагог-гуманист // Педагогика. - 1996. - № 3. 2. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003. 3. Степихова В. Педагогика Френе в Швейцарии // Частная школа. - 1995. - №3. 4. Френе С. Антология гуманной педагогики. – М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1997. 5. Френе С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Прогресс, 1990.
Школа-парк (М.А. Балабан) Свободное развитие ребенка – свободный рост дерева. М. Балабан Балабан Милослав Александрович (…-2005) – доцент МГУ, эксперт сети федеральных экспериментальных площадок «Эврика», автор образовательной системы «Школа-парк». Сущность модели парковой технологии представляет отсутствие классно-урочных структур. Ее структурными единицами являются открытые парк-студии, принимающие учеников с утра до вечера, в которые могут приходить и все желающие, включая взрослых. Парк-школа – это совокупность разновозрастных студий; каждая студия соответствует определенному предмету или виду деятельности – могут быть студии математики, словесности, театра, технологии и т. п. Студии свободно выбираются учащимися (отсутствует обязательный для учеников учебный план). Идеальная парк-школа подразумевает такую образовательную структуру, в которой дети могли бы в соответствии со своими наклонностями и потребностями выбирать не только учебные занятия в любой удобный для них момент, но и виды деятельности (творческую деятельность, работу подмастерьем у мастера и др.). Экспериментальная апробация образовательной системы «Школа-парк» проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на базе московского НПО «Школа самоопределения» (с 1995 г. по настоящее время; О.М. Леонтьева, Т.С. Шагова) и на базе екатеринбургской школы № 95 (1993–2001; А.М. Гольдин).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|