Особенности содержания и организации
Существуют и действуют три варианта организации обучения одаренных детей: • раздельное обучение – специальные образовательные учреждения для одаренных детей; • совместно-раздельное – специальные группы (классы) для одаренных в традиционном учебном заведении (детском саду или школе); • совместное обучение – обучение одаренных в «естественной среде», т. е. когда они не вырываются из круга нормальных сверстников. Встает проблема, чему и как учить детей с незаурядными умственными возможностями, как способствовать их оптимальному развитию. Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят «стратегию ускорения» и «стратегию обогащения»; они имеют ряд конкретных форм. Стратегия ускорения обучения. Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания, того, чему учат. Одной из бросающихся в глаза особенностей интеллектуально одаренных детей является их раннее речевое развитие. В силу разных причин эти дети понимают большее количество слов и больше сообщений. Отсюда – быстрота в схватывании сущности, смысла, характерная для них. Как следствие, такие учащиеся способны усваивать учебную программу с высокой скоростью. Считается, что ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам. Рассмотрим некоторые из организационных форм ускорения, их положительные и отрицательные стороны и рекомендации, позволяющие эффективно использовать их.
Раннее поступление в школу. Ранний прием в школу весьма желателен для одаренных девочек, так как они часто проявляют готовность к школе раньше, чем мальчики, а также потому, что их не очень привлекает ускорение, которое можно использовать впоследствии (девочки более чувствительны к сложившимся взаимоотношениям с одноклассниками). У ребенка не должно быть серьезных адаптационных проблем. Он должен показать свое желание учиться. Нельзя игнорировать здоровье ребенка и уровень развития координации движений. Ускорение в обычном классе. Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Тем не менее иногда учитель может организовать индивидуализацию обучения для нескольких одаренных учеников. Этобывает лишь в тех случаях, когда учащиеся могут работать самостоятельно и увлечены предметом. Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми более старшего возраста. «Перепрыгивание» через класс. Наиглавнейшая проблема в работе с наиболее восприимчивыми к учению детьми – это обучение знаниям и навыкам на том уровне и с такой скоростью, которые мотивировали бы учащихся. Одна из возможных педагогических тактик – перевод учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. Профильные классы. Имеются в виду классы со специализацией учебных программ и отобранным составом учащихся. В этих классах один или несколько предметов проходят в более быстром темпе, по более сложной программе. Такой вид ускорения хорошо подходит учащимся с выраженной расположенностью к какой-нибудь области знаний – математика, химия, биология, иностранный язык. Радикальное ускорение. Имеется в виду особое ускорение, доказавшее свою эффективность при обучении математически одаренных детей.
В ней предлагается много ускоренных курсов но выбору для школьников начиная с седьмого-восьмого классов. Для учащихся, показавших наиболее высокие способности по математике, предусмотрена, в частности, возможность заниматься по университетской программе. Частные школы. Онивысоко эффективны в обучении далеко продвинутых и умственном отношении детей. В таких школах более склонны использовать ускорение для того, чтобы обучение соответствовало уровню способностей учащихся. Есть и специальные частные школы для одаренных. Раннее поступление в высшее учебное заведение. В целом раннее поступление оценивается благоприятно в плане академических успехов, но требует от преподавателей вуза дополнительных усилий для помощи «малолеткам». Необходимо предусмотреть психологическую поддержку для предотвращения сложностей адаптации. Исследователи, изучавшие эффективность форм ускорения на всех возрастных этапах, единодушны в том, что оптимальный результат достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Как правило, учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий – ускорения и обогащения. Стратегия обогащения обучения. Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению. Вертикальное обогащение предполагает, более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний и представляет систему мер по дополнению традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Важное значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся. Решение задач. Когда речь идет о решении задач, имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения:
– выявить проблему; – проанализировать различные варианты ее решения; – оценить достоинства каждого варианта; – обобщить все найденное и т.д. Развитие этих умений связано как с исследовательскими умениями, так и с умениями критически мыслить. Учебные программы, рассчитанные на развитие познавательных процессов, включают разные виды игровой активности: шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр. Многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хороню согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей. Это идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В. Давыдов); упомянутый выше проблемный подход к обучению (А.М. Матюшкин и др.); использование опорных схем и сигналов (В.Ф. Шаталов); использование укрупненных дидактических единиц (П.М. Эрдниев). Все эти подходы могут быть использованы применительно к ситуации обучения одаренных детей. Обогащение обучения может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д. Занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов, могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию и т.п. Мини-курсы, кружки, факультативы. Программы обогащения, ориентированные на дополнительный материал и более сложное содержание, направлены на расширение кругозора, увеличение знаний в конкретной области, на развитие мышления, на самопознание. Они могут быть корректирующими, развивающими или интегративными. Корректирующие программы создаются для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы; в них используются такие виды упражнений как ролевой тюнинг, тренинг сензитивности, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на: направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации.
В России хорошо известны такие формы обучения одаренных детей, как специальные классы, специализированные школы и школы-интернаты, факультативы, внешкольные кружки и объединения, заочные школы, станции юных техников, биологов и т.д. В них применяются дополнительные интенсивные стратегии. Стратегия «индивидуализации». В последнее время на уровне философии образования все активнее утверждается представление о необходимости учитывать в образовательно-воспитательных системах неповторимость каждого индивида и постепенный отказ от унификации личности в сфере образования. Невозможность воспитания и обучения будущего творца нового на общем «образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче. Один из основных вариантов качественного образования одаренных – индивидуализация обучения. Стратегия «исследовательское обучение». Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своего развития. Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. Стратегия «проблематизации». Этот вид качественного изменения содержания образования предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. В зарубежной педагогике он обычно не выделяется из стратегии «исследовательского обучения», а рассматривается как его составная часть. Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых – найти способы решения и наконец решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Стратегия «вырывания» предполагают, что определенное время незаурядный ребенок занимается не в своем обычном классе по традиционней программе, а в группе таких же детей по особо разработанной программе под руководством специально подготовленного учителя. Большой опыт организации подобного рода работы – «творческой комнаты» – накоплен у нас учителем-новатором И.П. Волковым, который уловил потребность учащихся испытать себя в разных областях науки, искусства, в ремеслах.
Лагерные сборы. Еще одна эффективная организационная форма – интенсивные зимние и летние программы, которые отличаются стилем, целями и методами обучения от традиционных занятий и школе. Это углубленное изучение избранного предмета, полное погружение в него, объединение своих интересов с другими и работа под руководством специалистов высокого класса, коллектив единомышленников. Учебные программы для детей с высоким умственным потенциалом должны отвечать потребностям этих детей. В них должны быть предусмотрены: – широкие вопросы, темы или проблемы; – применение междисциплинарного подхода; – углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися; – развитие умения самостоятельно работать; – развитие продуктивного абстрактного мышления и высших умственных процессов; – насыщенность заданиями открытого типа и творческими; – развитие исследовательских умений; – творческие работы; – поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи; – поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы; – поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей; – оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов; – организация мониторинговых наблюдений за психическим развитием и здоровьем; – большое значение имеет создание нормальных условий для социального вызревания ребенка (коллектив, общественная работа и т.п.). Реализация этих условий в решающей степени зависит от профессиональной подготовленности, богатства личности педагогов и тех, кто организует обучение. Предтечи, разновидности, последователи & Для обучения и воспитания способных и одаренных детей в РФ имеются специальныеучреждения как в системе школьного образования (гимназии, лицеи, колледжи), так и УДО (спецшколы, интернаты). & «Аничков лицей» (г. Санкт-Петербург) – интеграция основного и дополнительного образования: современная общеобразовательная школа в составе УДО. Удовлетворяются потребности способных детей, имеющих навыки самообразования и проявляющих интерес к научной деятельности. Продуктивное освоение сферы будущей профессиональной деятельности: выполнение научно-исследовательской работы, участие в городских научно-практических конференциях, издание научного журнала. & Модель обогащения Дж. Рензулли. Модель представляет решение проблемы обучения одаренных в условиях обычной школы как своеобразное сочетание разноуровневых и одноуровневых групп и дает альтернативу этим двум полярным вариантам. Она включает три типа обогащения, причем первые два предназначены для всех учащихся. Обогащение первого типа иначе может быть названо как «Общая ориентировочная деятельность» и включает ряд занятий, основная цель которых – помочь всем учащимся соприкоснуться с новыми темами, идеями, областями знаний, которые обычно не затрагиваются в традиционном школьном обучении. Второй тип обогащения направлен на формирование умений и навыков, без которых невозможна реализация способностей. Третий тип обогащения предназначен именно для специфических познавательных потребностей выдающихся по интеллекту детей, стремящихся к самостоятельной работе, к более глубокому изучению, исследованию вызывающей интерес проблемы. & Педагогика Предоставления Возможностей (Б.П. Никитин). Основывается на пяти правилах развития способностей: «1) раннее начало; 2) создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее; 3) организация максимального напряжения сил в процессе этой деятельности...; 4) обеспечение большей свободы в выборе деятельности; 5) помощь взрослых». & Технология воспитания и обучения детей с проблемами. Чрезвычайно важное значение имеет принцип природосообразности в работе с категорией детей с проблемами. Во втором томе подробно рассматриваются технологии, основанные на принципе природосообразности: ● Технологии дифференциации и индивидуализации обучения ● Технологии компенсирующего обучения ● Технология работы с проблемными детьми в массовой школе ● Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР ● Технология работы с умственно отсталыми детьми ● Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями ● Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений & «Педагогика Жизни» Т. Акбашева. Ум – есть свойство, данное человеку Природой, поэтому развивать его не надо. Беспокойтесь о другом: помогите человеку обнаружить в себе образ Человека, а не ум. Ум – это только инструмент. Ум будет развиваться только в том направлении, куда будете развиваться вы как Человек. Ум берется за те задачи, за которые беретесь вы как Человек. А если вы не живете как Человек, стало быть, вы не ставите перед собой Человеческие задачи, и ум ваш развивается соответственным образом. & Природосообразная REAL-методика преподавания доктора психологических наук Н. Масловой. REAL расшифровывается как: Relaxation – релаксационное обучение, позволяющее накапливать информацию и использовать правое (творческое) полушарие; Action – активная тренировка левого полушария; Learning – учеба. Суть методики в том, чтобы объяснять новый материал не только в форме логических построений, а обращаться к личностному опыту каждого ученика, соединять новую информацию с запоминающимся образом, включающим в себя цвет, звук, запах, вкус, тактильные ощущения. Такой мыслеобраз легко переходит в долговременную память, естественно – природосообразно встраивается в уже существующую систему мыслеобразов и используется учеником как активное знание. Это естественный человеческий путь приобретения знаний: в обыденной жизни люди часто используют образы и ассоциации для того, чтобы лучше что-то понять и запомнить. Рекомендуемая литература 1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои индивидуальные способности. – Рига, 1992. 2. Акбашев Т.Ф. Первые шаги в «Педагогику Жизни». – Челябинск: Версия, 1995. 3. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Панов В.И., Калиш И.В., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. 4. Кэрол Тэкэкс. Одаренные дети. – М., 1991. 5. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984. 6. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 1997. 7. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., Академия,1996. 8. Учителю об одаренных детях / Под ред. В.В. Лебедевой, В.И. Попова. – М., 1997. 9. Фетискин Н.П. Психодиагностика детской одаренности. – Москва – Кострома, 2001. 10. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М., 1990. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Каковы основные особенности технологии обучения чтению и письму А.М. Кушнира: а) природосообразность; б) отрыв чтения от артикуляции; в) мотив – соревнование с товарищами; г) развитие эйдетического чтения; д) чтение «здесь и сейчас»; е) путь развития чтения: буква – звук – слог – слово – смысл; ж) подготовительная стадия - чтение по складам; з) цель – освоение техники чтения? 2. Какие акценты характерны для следующих технологий: 1) Б.П. и Л.А. Никитиных, 2) В.Ф. Базарного, 3) Г.П. и Е.В. Воронковых, 4) А.Ф. Пазухина, 5) Л.Е. Бычковой, 6) валеологической модели: а) научно обоснованное питание; б) знание медицины и психологии; в) обучение подвижным методом; г) чистота; д) техническое оборудование; е) тренировка зрения; ж) закаливание? 3. Какие технологические приемы применяет А.М. Кушнир при обучении иностранному языку: а) интересные тексты на двух языках; б) одновременное предъявление графического и звучащего текста; в) заучивание на память слов с переводом; г) ежедневное поощрение; д) задания на перевод со словарем; е) словарные диктанты? 4. Какие качества одаренности присущи 1) одаренным детям; 2) «трудным» детям: а) неуспеваемость; б) познавательная активность; в) непредсказуемость; г) эгоистичность; д) интерес к определенным видам деятельности; е) независимость суждений; ж) расторможенность?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|