Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко
В образовании истина не требует доказательств, доказательств как раз теперь требуют от нее. Из канонов ДМТ Войтенко Татьяна Павловна – кандидат психологических наук, доцент Калужского государственного педагогического института им. К.Э. Циолковского. Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: общешкольная метатехнология. Философская основа: экзистенциализм + гуманизм. Методологический подход: природосообразный, личностно ориентированный. Ведущие факторы развития: биогенные + социогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная. Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД. Характер содержания: общеобразовательный + развивающий. Вид социально-педагогической деятельности: поддержка, социализация. Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + индивидуальный. Преобладающие методы: развивающие. Организационные формы: классно-урочная + клубная. Преобладающие средства: вербальные + практические. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: поддержка, сотрудничество. Направление модернизации: альтернативное. Категория объектов: все категории. Целевые ориентации ¶ Образовательная цель школы – саморазвитие личности. ¶ Основной задачей педагогов становится создание условий для развития самосознания ребенка, его способности к самообучению. ¶ Развитие навыков целеполагания, планирования, самоконтроля, формирование умения делать выбор, адекватно оценивать собственные возможности и интересы. ¶ Задача педагогического взаимодействия – научить ребенка понимать и любить себя и окружающий мир, жить в полную силу.
Концептуальные положения v Сущностной характеристикой онтогенеза человека является развитие его субъектности. v Процесс развития субъектности имеет диалоговый характер: все собственно человеческие способности первоначально разворачиваются в некотором интерпсихическом пространстве, объединяющем соучастников развития – со-бытийной общности. v Движущие силы развития – действия соучастников со-бытия. Развитие человека проходит через смену со-бытийных общностей. v Важной характеристикой онтогенеза является полнота. Полный онтогенез – полный цикл развития внутреннего «Я» человека – обеспечивается прохождением всех со-бытийных общностей. Стадии развития человека (со-бытийные общности), по В.И. Слободчикову: воплощение (7-9 месяцев); оживление (1 год); одушевление (5-6 лет); персонализация (17-18 лет); индивидуализация (39-42 года); универсализация. v Учебные дисциплины являются не содержанием образования, а средством, материалом, на котором организуется образовательный процесс. v Содержание образования для каждого конкретного ученика не может быть строго фиксированным – ученик должен иметь возможность сам определять содержание своего образования и выбирать такой путь обучения, который поможет лично ему достичь наилучших результатов. v Понимание личности ребенка как целостной не допускает возможности отдельного воспитания какой-либо ее «части» (например, воли, хороших манер, трудолюбия, чувств и т.д.) с помощью специфических, подходящих именно для этой «части», методов. v Целостное понимание личности требует и целостной организации воспитательного процесса. v Целостное воспитание личности ребенка – есть искусство создания образцов для подражания. v Исходным во взаимодействии взрослого с ребенком является отношение к нему как к человеку, обладающему неповторимым жизненным опытом, уникальным психологическим складом и возможностями духовного роста.
Особенности содержания Четыре образовательно-возрастные школьные ступени представляются как ступени развития внутреннего «Я» ребенка, его самости: 1 ступень (дошкольное образование) – пробуждение самосознания; 2 ступень (начальное образование) – самопознание и принятие себя; 3 ступень (основное образование) – самоопределение; 4 ступень (среднее образование) – самостроительство. Отношение к ученику как к целостной личности со всеми присущими ей талантами как в учебной, так и во внеучебной сферах. Содержание образования в нашей школе представлено тремя блоками (включающими соответствующие программы и образовательную среду): когнитивным, аффективно-экспрессивным, нормативно-социальным. Программы когнитивного блока ориентированы, в основном, на развитие познавательной сферы ребенка и усвоение знаний. Это программы таких предметных курсов как математика, родной язык, естествознание и т.д. Аффективно-экспрессивные программы затрагивают эмоциональный мир ребенка и служат развитию его потребности самоосознания и самовыражения. Это достигается через занятия музыкальным и литературным творчеством, техническим и художественным конструированием, драматизацией, хореографией и т.д. Ведущей ориентацией нормативно-социального блока является развитие социальных умений и качеств личности – самостоятельности, ответственности, умения делать выбор, определять цель и работать в сотрудничестве с другими. Для реализации этих задач также имеются соответствующие образовательные модули («практическая жизнь», «социальные контакты» и т.д.). Деление программ на виды является скорее рабочим приемом, помогающим педагогам не упустить из поля внимания важность развития всех сфер личности ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|