Особенности современных школьных учебников по русскому языку. Альтернативные учебники.
Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для достижения учебных целей. Основными функциями учебника являются: информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная. В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция). Учебник и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в учебнике в отличие от программы дается трактовка языковых явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются упражнения на закрепление знаний, формирование языковых, правописных и речевых умений. Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание языковых понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств. Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические сведения о языке в виде текстов и внетекстовые компоненты; аппарат организации работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т.п.).
Учебный комплекс под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта - поклассные учебники, каждый из которых традиционно содержит как теоретический материал, так и задания (упражнения) для формирования всех необходимых умений (учебно-языковых, правописных, речевых). В учебниках последовательно (линейно) излагаются сведения о языке. Исключением является вводный курс "Синтаксис и пунктуация" в V классе, назначение которого заключается в обеспечении синтаксической основы изучения всех разделов школьного курса русского языка и создании базы для работы по развитию речи школьников. В учебниках данного комплекса в определенной степени реализуется функциональный подход к описанию фактов языка. Это проявляется, в частности, в стремлении авторов раскрыть назначение, функцию изучаемого явления в языке и речи. Для этого большое внимание уделяется разъяснению такого понятия, как значение изучаемой единицы. Так, изучение частей речи, как правило, начинается с параграфов, которые называются "Что обозначает имя числительное", "Что обозначает глагол" и т.п. Более глубоко изучаются структурные особенности единиц языка; в частности, образование частей речи дается сразу после изучения их значения. И наконец, в специальных параграфах и разделах описаны особенности употребления изучаемых единиц языка. Так, например, в учебнике для VI класса имеется большой раздел "Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов", в котором рассказывается о роли названных единиц языка в достижении точности, богатства выразительности речи, описываются нормы произношения названных частей речи и т.п. Специальный раздел каждого учебника посвящен изучению речи. В этих разделах ("Речь") раскрывается сущность важнейших речеведческих понятий (что такое текст; смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте); описываются стили и типы речи (разграничение деловой и научной речи; научное рассуждение; повествование делового и научного стилей).
Подача (предъявление) теоретического материала в учебниках осуществляется как дедуктивным, так индуктивным путем в зависимости от характера изучаемых явлений и этапа их изучения. В учебниках для VI и VII классов более часто и последовательно реализуется индуктивно-дедуктивный способ подачи теоретического материала. Специальными условными обозначениями выделены: материал повышенной трудности; материал для заучивания и запоминания; лингвистические тексты, предназначенные для чтения и пересказа; материал для наблюдений; упражнения, раскрывающие значение, структуру, правописание (ЗСП). Справочный аппарат учебника содержит памятки (план морфологического разбора частей речи) и различные словари (орфографический словарик, толковый словарик, орфоэпический словарик, словарик синонимов, словарик антонимов, словообразовательный словарик).
Наличие в распоряжении учителя не одного, а нескольких учебников обеспечивает ему возможность выбора не только самих учебников, но и определенной методической системы, заложенной и реализованной в соответствующем учебном комплексе. Однако при этом необходимо учитывать и трудности, которые связаны с этим выбором. Прежде всего они обусловлены отсутствием единой трактовки некоторых явлений и фактов современного русского языка, что приводит к таким негативным явлениям, как, например, затруднения в переходе с одного учебника на другой, отсутствие у учителя (и ученика) четких представлений о том, что и как следует объяснить (или запомнить), отсутствие каких-либо разъяснений, почему возникает возможность различных трактовок одних и тех же фактов, и т.п. Пример для подтверждения сказанного: читающий, бегающий - эти формы квалифицируются то как особая форма глагола - причастие, то как самостоятельная часть речи - причастие. Подобные формы предлагается определять то по вопросу какой?., то по вопросу что делающий!. Еще пример. В одном учебнике слова, связанные сочинительной связью (лес и река), квалифицируются как словосочетание, по другой трактовке подобные сочетания слов словосочетаниями не являются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|