Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модульная единица 2 «Президент РФ».




Содержание модулей дисциплины

5.2.1. Модуль 1 Общие сведения о конституционном праве.

5.2.1.1. Темы и перечень вопросов лекций

Лекция 1 (Л-1). Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука

  1. Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли права.
  2. Конституционно – правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно – правовые институты
  3. Конституционно – правовые отношения и их субъекты.
  4. Источники отрасли конституционного права.
  5. Система конституционного права.
  6. Предмет, система и источники науки конституционного права.
  7. Методы науки конституционного права

 

Лекция 2 (Л-2). Основы конституционной теории.

1. Понятие и сущность конституции.

2. Виды и функции конституции.

3. Черты и юридические свойства конституции.

4. Форма и структура конституции.

5.2.1.4. Темы и перечень вопросов практических занятий

Практическое занятие 1 (ПЗ-1). Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука

  1. Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли права.
  2. Конституционно – правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно – правовые институты
  3. Конституционно – правовые отношения и их субъекты.
  4. Источники отрасли конституционного права.
  5. Система конституционного права.
  6. Место конституционного права в системе права РФ. Тенденции развития конституционного права на современном этапе
  7. Предмет, система и источники науки конституционного права.
  8. Методы науки конституционного права

 

 

Практическое занятие 2 (ПЗ-2). Основы конституционной теории.

  1. Понятие и сущность конституции.
  2. Виды и функции конституции.
  3. Черты и юридические свойства конституции.
  4. Форма и структура конституции.
  5. Конституционная ответственность.

 

5.2.1.5. Темы и перечень вопросов для самостоятельного изучения

№ п/п Названия модульных единиц Перечень вопросов Часы Номер источника основной литературы, страницы
1. Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука   Место конституционного права в системе права РФ. Тенденции развития конституционного права на современном этапе     5 -32; 58-65
2. Основы конституционной теории.     Конституционно-правовая ответственность.     66-73

 

5.2.1.6. Темы индивидуальных домашних заданий

Модульная единица «Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука»

Задачи:

Задача 1.

ООО «Миг» и ЗАО «Дарви» получили разрешение от Правительства Санкт-Петербурга на использование в своей коммерческой рекламе изображения герба и гимна Санкт- Петербурга. Прокурор Санкт-Петербурга внес в Правительство города представление о нарушении Устава Санкт-Петербурга, поскольку Уставом зафиксировано описание герба как символа Санкт-Петербурга, и, будучи государственным символом, герб не может использоваться в коммерческой деятельности.

Одновременно против ЗАО «Дарви» и Правительства Санкт-Петербурга было возбуждено гражданское дело по защите авторских прав на музыку гимна Санкт-Петербурга композитора Рейнгольда Глиэра. От имени автора балета «медный всадник» выступали его наследники Ирина и Сента Глиэр.

Нормы каких отраслей права подлежат применению в указанной ситуации? В чем отличия публично- правового от частноправового метода регулирования? Каков предмет регулирования конституционного права?

Задача 2.

На основании ст. 135 ГПК РФ Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга возвратил гражданину Синевину его исковое заявление в связи с тем, что дело неподсудно данному суду в соответствии со ст.ст. 23-27 ГПК РФ. В частной жалобе на определение о возврате искового заявления синевин указал, что Конституция РФ (ст.47) гарантирует каждому право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого это дело отнесено законом, и что судебная система устанавливается Федеральным конституционным законом (ст. 118). Следовательно, делает вывод Синевин, подсудность каждого суда должна также устанавливаться Федеральным конституционным законом, а возврат искового заявления со ссылкой на ГПК РФ неправомерен.

В чем разница между федеральным конституционным законом и обычным федеральным законом? В какой части вопросы организации судебной системы относятся к предмету регулирования конституционного права и Федерального конституционного закона, а в какой части – к предмету процессуального законодательства?

Задача 3.

Прокурор города Н возбудил уголовное дело против группы скинхэдов, которые ворвались в помещение, принадлежащее местному отделению организации «Свидетели Иеговы», разбили обрядовую утварь и разогнали собравшихся. Дело было возбуждено по ст. 148 УК РФ – «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести».

Защитник обвиняемых заявил, что дело подлежит прекращению, поскольку Конституцией РФ не раскрывается содержание понятия «право на свободу совести» и не дается определение религиозного обряда. Действия, совершаемые членами организации «Свидетели Иеговы», не являются религиозным обрядом. Кроме того, Конституция РФ не содержит санкции за нарушение нормы о свободе совести, следовательно, в составе данной нормы при наличии гипотезы и диспозиции отсутствует санкция.

Подлежит ли дело прекращению на основании изложенных доводов защиты? В чем специфика такого элемента конституционно- правовой нормы, как санкция?

 

Задача 4.

Гражданин А. припарковал свой автомобиль в зоне действия знака «Остановка запрещена». Автомобиль был эвакуирован специальной службой ГИБДД. Гражданин А. посчитал действия ГИБДД неправомерными, поскольку они нарушают право собственности, гарантированной ст. 35 Конституции РФ. ГИБДД предоставило возражения, в которых указало, что реализация права собственности должна осуществляться в рамках, установленных действующим законодательством. Право ГИБДД осуществлять эвакуацию транспортных средств мешающих дорожному движению, предусмотрено действующим административным законодательством.

Какое решение следует вынести в случае передачи дела в суд? Каков объект правоотношений, регулируемых конституционным правом в отличие от административного права?

5.2.2. Модуль 2 Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993г.

 

5.2.2.1. Темы и перечень вопросов лекций

Лекция1 (Л-1). Конституционное развитие России

  1. Конституционное строительство в дореволюционной России.
  2. Развитие советских конституций (1918-1978г.г.)
  3. Конституционная реформа в России 1989-1993 г.г.
  4. Особенности подготовки и принятия Конституции РФ 1993г.

 

Лекция 2 (Л-2). Конституция РФ 1993г.

  1. Структура и содержание Конституции РФ 1993г.
  2. Конституционно-правовые нормы и институты.
  3. Система Конституции РФ 1993г.
  4. Место Конституции РФ 1993г. в системе других нормативно-правовых актов РФ

5.2.2.4. Темы и перечень вопросов практических занятий

Практическое занятие 1 (ПЗ-1).Конституционное развитие России

  1. Конституционное строительство в дореволюционной России.
  2. Развитие советских конституций (1918-1978г.г.)
  1. Конституционная реформа в России 1989-1993 г.г.
  2. Особенности подготовки и принятия Конституции РФ 1993г.

 

Практическое занятие 2 (ПЗ-2).Конституция РФ 1993г.

  1. Структура и содержание Конституции РФ 1993г.
  2. Конституционно-правовые нормы и институты.
  3. Система Конституции РФ 1993г.
  4. Место Конституции РФ 1993г. в системе других нормативно-правовых актов РФ

 

5.2.2.5. Темы и перечень вопросов для самостоятельного изучения

№ п/п Названия модульных единиц Перечень вопросов Часы Номер источника основной литературы, страницы
1. Конституционное развитие России   Конституция РСФСР 1918г.   85-94
2. Конституция РФ 1993г. Толкование Конституции РФ   78-84  

 

5.2.2.6.Темы индивидуальных домашних заданий

Модульная единица «Конституционное развитие России»

Задачи:

Задача 1.

Во время проведения выставки коллекций государственного Эрмитажа в соборе Дома Инвалидов в Париже в парижский суд обратились ассоциации держателей царских займов и займов советского правительства с требованием наложить арест на произведения, представленные на выставке, в обеспечение иска к Российской Федерации как правопреемнице Российской Империи и СССР. Одновременно было подано требование об аресте другой выставки, проходившей в то же самое время в Париже – выставки коллекций Санкт-Петербургского музея истории города, для обеспечения требований к Санкт-Петербургу о погашении обязательств, взятых на себя городом в 1906-1908 годах.

Является ли Россия правопреемницей Российской империи и СССР, а Санкт-Петербург, субъект Российской Федерации, – правопреемником губернского города Санкт-Петербурга? Какими правовыми актами это регулируется?

 

Задача 2.

Законом СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР" были регламентированы экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов. Указанный Закон в настоящее время не отменен, однако предмет его регулирования в отношении садоводческих товариществ, дачных кооперативов, кооперативов в сфере производства и услуг, сельскохозяйственной и потребительской кооперации урегулирован действующими законодательными актами Российской Федерации.

Является ли РФ правопреемницей правовых актов СССР? Каково действие нормативных актов СССР и РСФСР в современной России?

Задача 3.

Гражданин Седюкин А.М., служащий Административного комитета Санкт-Петербурга, обратился в Смольнинский федеральный районный суд с требованием о предоставлении ему ежегодного отпуска в июне месяце в связи с обучением на вечернем отделении факультета менеджмента СПбГУ, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1982 года №1116 было утверждено положение о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях. В частности, указанным положением было предусмотрено, что при предоставлении рабочим и служащим, обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, ежегодных отпусков администрация предприятий, учреждений, организаций обязана приурочивать, по их желанию, эти отпуска ко времени проведения установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов в учебном заведении. Однако на его требование о предоставлении отпуска отдел кадров Административного комитета ответил ему отказом. Представитель ответчика в суде пояснил, что согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации источниками трудового права могут быть Постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти. Постановление Совета Министров СССР к таковым не относится, поскольку Правительство СССР не являлось органом исполнительной власти, а было лишь исполнительным и распорядительным органом при Совете Народных Депутатов СССР. Следовательно, данная льгота не может считаться установленной в надлежащей правовой форме.

Признавался ли в Конституции СССР принцип разделения властей? Опишите систему органов государственной власти в СССР. Каким статусом обладал Совет Министров СССР – Правительство СССР?

5.2.3. Модуль 3 Институт основ общественного и государственного строя (основ конституционного строя)

 

5.2.3.1. Темы и перечень вопросов лекций

Лекция 1 (Л-1). Общая характеристика института основ общественного и государственного строя (основ конституционного строя)

1. Понятие основ общественного и государственного строя, его соотношение с основами конституционного строя.

  1. Особенности закрепления основ общественного и государственного строя в советских конституциях.
  2. Содержание института основ конституционного строя, особенности его правового регулирования
  3. Место института основ конституционного строя в системе отрасли конституционного права.

 

Лекция 2 (Л-2). Экономические и социальные основы конституционного строя

1. Принципы построения экономической системы.

    1. единство экономического пространства;
    2. свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
    3. поддержка конкуренции;
    4. свобода экономической деятельности;
    5. равная защита всех форм собственности.

2. Использование и охрана земли и других природных ресурсов

3. Социальное государство.

 

Лекция 3 (Л-3). Политические и духовные основы конституционного строя

1. Идеологическое многообразие.

2. Политический плюрализм.

3. Светское государство

 

 

5.2.3.4. Темы и перечень вопросов практических занятий

Практическое занятие 1 (ПЗ-1).Общая характеристика института основ общественного и государственного строя (основ конституционного строя)

  1. Понятие основ общественного и государственного строя, его соотношение с основами конституционного строя.
  2. Особенности закрепления основ общественного и государственного строя в советских конституциях.
  3. Содержание института основ конституционного строя, особенности его правового регулирования.
  4. Место института основ конституционного строя в системе отрасли конституционного права.

 

Практическое занятие 2 (ПЗ-2).Экономические и социальные основы конституционного строя

1. Принципы построения экономической системы.

    1. единство экономического пространства;
    2. свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
    3. поддержка конкуренции;
    4. свобода экономической деятельности;
    5. равная защита всех форм собственности.

2. Использование и охрана земли и других природных ресурсов

3. Социальное государство.

 

Практическое занятие 3 (ПЗ-3). Политические и духовные основы конституционного строя

1. Идеологическое многообразие.

4. Политический плюрализм.

5. Светское государство

 

5.2.3.5. Темы и перечень вопросов для самостоятельного изучения

№ п/п Названия модульных единиц Перечень вопросов Часы Номер источника основной литературы, страницы
1. Общая характеристика института основ общественного и государственного строя (основ конституционного строя)   Место института основ конституционного строя в системе отрасли конституционного права.     94-100    
2. Экономические и социальные основы конституционного строя   Принцип свободы экономической деятельности     153-165    
3. Политические и духовные основы конституционного строя   Идеологическое многообразие   101-152; 166-173

 

5.2.3.6. Темы индивидуальных домашних заданий

Модульная единица «Общая характеристика института основ общественного и государственного строя (основ конституционного строя)»

Задачи:

Задача 1.

Во время празднования трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга доступ в центр города был ограничен. Гражданин Семенов Ж.Л. обратился в Куйбышевский федеральный районный суд Санкт-Петербурга с жалобой на действия сотрудников правоохранительных органов, воспрепятствовавших ему пройти в снимаемую им по договору найма квартиру в доме №10 по Миллионной улице. В возражениях на жалобу, представленных юридическим отделом Федеральной службы охраны было указано, что право по “недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты” предоставлено этому органу в соответствии в положениями п. 10 статьи 15 Федерального закона “О государственной охране” от 27 мая 1996 года №57-ФЗ. Ограничение прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ, может осуществляться Федеральным законом для обеспечения безопасности государства.

Семенов посчитал такой вывод необоснованным, поскольку статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы (в том числе свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства) высшей ценностью, а следовательно соображения безопасности государства (социального института, созданного для защиты личности, охраны и обеспечения её прав, но не для отстаивания своих собственных интересов) не могут служить ограничением прав и свобод граждан.

Как следует решить дело? Можно ли, и если можно, то в каком порядке, признать статью 55 (часть 3) Конституции РФ не соответствующей положениям главы “Основы конституционного строя” и в частности статье 2 той же Конституции РФ?

Модульная единица « Политические и духовные основы конституционного строя»

Задача 2.

Типография “На страже Родины” обратилась к прокурору г. Москвы с требованием принять меры к устранению нарушений Конституции и Федеральных законов, выразившиеся в следующем. По мнению типографии, установленный законом порядок лицензирования деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, равно как и лицензирование любой другой деятельности, не соответствует конституционному принципу свободы экономической деятельности. Установленный порядок лицензирования фактически означает нарушение принципа поддержки конкуренции и поощряет монополию государственных предприятий, для которых получение лицензии упрощается, поскольку помощь им осуществляет вышестоящий государственный орган.

В чем состоит принцип свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции? Соответствует ли этому принципу установленный в настоящее время в законодательстве порядок лицензирования отдельных видов деятельности? Необходимо ли государственным предприятиям получать лицензию для осуществления лицензируемых видов деятельности? Вправе ли государство как властный субъект осуществлять экономическую (в том числе предпринимательскую) деятельность?

Задача 3.

Несколько известных правозащитников, выступая перед представителями телевидения, газет и журналов, заявили, что необходимо в ближайшее время законодательно запретить деятельность любых общественных организаций, в том числе и религиозных, которые нетерпимо относятся к представителям других конфессий, которые не признают идей естественного происхождения прав и свобод человека, принципов правового и демократического государства и республиканской формы правления. На возражения оппонентов о том, что подобная позиция также представляет из себя выражение определенной идеологии, они возразили, что идеология – это система взглядов, которая навязывается человеку, тогда как в демократическом государстве существует полная свобода идей.

Оцените приведенные доводы. В чем состоит принцип идеологического многообразия?

Каким образом можно регулировать правовыми средствами убеждения и взгляды граждан? Существуют ли в настоящее время правовые ограничения на идеологическую свободу?

Задача 4.

В государственном внешкольном образовательном учреждении – Дворце творчества детей Санкт-Петербурга – было организовано изучение православной религии, с исполнением отдельных религиозных обрядов и совершения паломничеств к святым местам. Комитет по образованию на запрос петербургского отделения мусульман России с требованием дать правовую оценку происходящему ответил, что не усматривает в действиях подведомственной организации нарушения закона. Обучение построено на научной основе, оно осуществляется в рамках добровольного внешкольного посещения, поэтому никаких оснований считать эту деятельность противоречащей закону нет.

Отделение мусульман России подало обращение прокурору Санкт-Петербурга с требованием принять меры прокурорского реагирования, поскольку пропаганда религии, несмотря на конституционные положения об отделении церкви от государства, осуществляется за государственный счет. Научным такое обучение считаться не может, так как явно отдается предпочтение одной конфессии и не соблюдается равенство вероисповеданий. В преподавании ислама в той же организации было отказано, по тем соображениям, что это будто бы “воинственная религия”.

Какое решение должен принять прокурор?

5.2.4. Модуль 4 Конституционные характеристики Российского государства

 

5.2.4.1. Темы и перечень вопросов лекций

Лекция 1 (Л-1). Конституционные характеристики Российского государства

1. Демократическое государство

2. Федеративное государство.

3. Правовое государство.

4. Республиканская форма правления.

5. Суверенное государство.

 

5.2.4.4. Темы и перечень вопросов практических занятий

Практическое занятие 1 (ПЗ-1).Конституционные характеристики Российского государства

1. Демократическое государство

2. Федеративное государство.

3. Правовое государство.

4. Республиканская форма правления.

5. Суверенное государство.

5.2.4.5. Темы и перечень вопросов для самостоятельного изучения

№ п/п Названия модульных единиц Перечень вопросов Часы Номер источника основной литературы, страницы
1. Конституционные характеристики Российского государства   Суверенное государство.     122-153

 

Темы индивидуальных домашних заданий

Модульная единица « Конституционные характеристики Российского государства»

 

Задачи:

Задача 1.

В 2003 год на рассмотрение Государственной Думы был внесен проект Федерального закона, по которому с 2005 года должен был осуществиться переход от государственного бюджетного финансирования пенсий к страховой системе пенсионных взносов. При этом роль государства в пенсионном обеспечении ограничивалась только пенсионным обеспечением сирот. Все прочие социально незащищенные категории граждан должны получать пенсию в рамках пенсионного страхования соответственно внесенным страховым вкладам.

Соответствует ли этот проект конституционному принципу социального государства? Каковы в мировой практике подходы к социально-обеспечительной политике государства и какой правовой режим и правовое содержание заключает в себе принцип социального государства?

Задача 2.

В государственном внешкольном образовательном учреждении – Дворце творчества детей Санкт-Петербурга – было организовано изучение православной религии, с исполнением отдельных религиозных обрядов и совершения паломничеств к святым местам. Комитет по образованию на запрос петербургского отделения мусульман России с требованием дать правовую оценку происходящему ответил, что не усматривает в действиях подведомственной организации нарушения закона. Обучение построено на научной основе, оно осуществляется в рамках добровольного внешкольного посещения, поэтому никаких оснований считать эту деятельность противоречащей закону нет.

Отделение мусульман России подало обращение прокурору Санкт-Петербурга с требованием принять меры прокурорского реагирования, поскольку пропаганда религии, несмотря на конституционные положения об отделении церкви от государства, осуществляется за государственный счет. Научным такое обучение считаться не может, так как явно отдается предпочтение одной конфессии и не соблюдается равенство вероисповеданий. В преподавании ислама в той же организации было отказано, по тем соображениям, что это будто бы “воинственная религия”.

Какое решение должен принять прокурор?

Задача 3.

Гражданин К.В. Ансумов оспаривает принятое муниципальным образованием Мучкапский район решение об обязательном ежегодном субботнике по уборке мусора, озеленению и благоустройстве придомовых территорий в населенных пунктах района. К.В. Ансумов считает, что органы местного самоуправления не вправе принимать общеобязательные решения, поскольку они по Конституции не являются государственными органами, а значит и органами власти. Право на осуществление местного самоуправления - это право тех граждан, кто желает решать свои проблемы местного значения, однако поскольку подавляющее большинство избирателей даже не приняли участия в выборах органов местного самоуправления, то и права выступать от имени всех жителей у этих органов нет.

 

Какова правовая природа органов местного самоуправления и каковы особенности права граждан на осуществление местного самоуправления? Обоснована ли позиция К.В. Ансумова? Приведите аргументы.

5.2.1. Модуль 5. Институт конституционно-правовых основ положения человека и гражданина

 

5.2.1.1. Темы и перечень вопросов лекций

Лекция 1 (Л-1) Общая характеристика института конституционно-правовых основ положения человека и гражданина

1. Понятие и содержание института основ правового положения человека и гражданина.

2. Место института основ правового положения человека и гражданина в системе отрасли конституционного права.

3. Основные принципы правового положения человека и гражданина.

4. Система и классификация основных прав и обязанностей человека и гражданина.

 

 

Лекция 2 (Л-2) Гражданство РФ

1. Понятие и принципы гражданства РФ

2. Основание приобретения гражданства.

3.Основание прекращения гражданства.

4.Порядок изменения гражданства детей.

5. Государственные органы по делам гражданства.

Лекция 3 (Л-3) Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Лекция 4 (Л-4) Личные права и свободы

1. Право на жизнь.

  1. Достоинство личности.
  2. Право на свободу и личную неприкосновенность.
  3. Право на частную жизнь.
  4. Неприкосновенность жилища.
  5. Право на выбор национальной принадлежности и языка
  6. Свобода передвижения и выбора места жительства.
  7. Свобода совести и вероисповедания.

Лекция 5 (Л-5) Политические права и свободы

1. Право участвовать в управлении делами государства.

  1. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
  2. Право на объединение.
  3. Право на мирные собрания и публичные манифестации.
  4. Свобода мысли, слова, печати и информации.

 

Лекция 6 (Л-6) Экономические, социальные и культурные права

1. Экономические права и свободы.

- право на экономическую деятельность

- право частной собственности

- трудовые права и свободы.

2. Социальные права и свободы.

- защита материнства, детства и семьи.

- право на социальное обеспечение.

- право на жилище.

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

3. Культурные права и свободы.

- право на образование.

- свобода творчества.

- право на участие в культурной жизни.

4. Экологические права.

– право на благоприятную окружающую среду

- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

- право на возмещение ущерба, причиненного здоровья или имуществу экологическими правонарушениями.

 

Лекция 7 (Л-7) Конституционные обязанности, гарантии прав и свобод

1. Конституционные обязанности человека и гражданина

2. Конституционные гарантии прав и свобод.

3. Механизм защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина

5.2.1.4. Темы и перечень вопросов практических занятий

Практическое занятие 1 (ПЗ-1).Общая характеристика института конституционно-правовых основ положения человека и гражданина

1. Понятие и содержание института основ правового положения человека и гражданина.

2.Место института основ правового положения человека и гражданина в системе отрасли конституционного права.

3.Основные принципы правового положения человека и гражданина.

4. Система и классификация основных прав и обязанностей человека и гражданина.

 

Практическое занятие 2 (ПЗ-2).Гражданство РФ

1. Понятие и принципы гражданства РФ

2. Основание приобретения гражданства.

3.Основание прекращения гражданства.

4.Порядок изменения гражданства детей.

5.Государственные органы по делам гражданства.

Практическое занятие 3 (ПЗ-3).Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

1.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

2.Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

 

 

Практическое занятие 4 (ПЗ-4).Личные права и свободы

1. Право на жизнь.

2.Достоинство личности.

3.Право на свободу и личную неприкосновенность.

4.Право на частную жизнь.

5.Неприкосновенность жилища.

6.Право на выбор национальной принадлежности и языка

7.Свобода передвижения и выбора места жительства.

8.Свобода совести и вероисповедания.

Практическое занятие 5 (ПЗ-5).Политические права и свободы

1. Право участвовать в управлении делами государства.

2.Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

3.Право на объединение.

4.Право на мирные собрания и публичные манифестации.

5.Свобода мысли, слова, печати и информации.

 

Практическое занятие 6 (ПЗ-6). Экономические, социальные и культурные права

1. Экономические права и свободы.

- право на экономическую деятельность

- право частной собственности

- трудовые права и свободы.

2. Социальные права и свободы.

- защита материнства, детства и семьи.

- право на социальное обеспечение.

- право на жилище.

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

3. Культурные права и свободы.

- право на образование.

- свобода творчества.

- право на участие в культурной жизни.

4. Экологические права.

– право на благоприятную окружающую среду

- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

- право на возмещение ущерба, причиненного здоровья или имуществу экологическими правонарушениями.

 

Практическое занятие 7 (ПЗ-7).Конституционные обязанности, гарантии прав и свобод

 

1. Конституционные обязанности человека и гражданина

2. Конституционные гарантии прав и свобод.

3. Механизм защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина

 

5.2.1.5. Темы и перечень вопросов для самостоятельного изучения

№ п/п Названия модульных единиц Перечень вопросов Часы Номер источника основной литературы, страницы
1. Общая характеристика института конституционно-правовых основ положения человека и гражданина Элементы правового статуса человека и гражданина   174-192
2. Гражданство РФ   Приобретение гражданства РФ по рождению   193-208
  Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства Категории иностранных граждан, находящихся в РФ   209-214
  Личные права и свободы Право на жизнь   215-224
  Политические права и свободы Общая характеристика политических прав и свобод   225-240
  Экономические, социальные и культурные права   Общая характеристика экономических, социальных и культурных прав   241-248
  Конституционные обязанности, гарантии прав и свобод Международные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина   249-257

 

5.2.1.6. Темы индивидуальных домашних заданий

Модульная единица «Гражданство РФ»

Задачи:

Задача 1.

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству содержащейся в постановлении законодательного органа власти субъекта Российской Федерации нормы, предусматривающей указание во вкладыше к паспорту нового образца указание на принадлежность гражданина к какой-нибудь национальности. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" паспорт гражданина Российской Федерации является документом, подтверждающим гражданство Российской Федерации. Вопросы гражданства в Российской Федерации согласно п. "в" ст. 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Представитель Законодательного Собрания в судебном заседании заявил, что возможность указания по желанию гражданина во вкладыше к паспорту своей национальной принадлежности является мерой обеспечения конституционного права граждан этого субъекта Российской Федерации.

Какое решение должен принять суд?

Задача 2.

Жительница Уфы Эльвира Саниатуллина инициировала судебное разбирательство по вопросу о соответствии Конституции РФ Приказа МВД России, который запрещает фотографироваться на паспорт в головных уборах. По мнению заявительницы, это правило противоречит свободе вероисповедания, поскольку ношение покрывала (или хиджаба) для женщин – такое же обязательное требование ислама, как чтение Корана. Кроме того, ограничение прав граждан в соответствии со статьей 55 Конституции возможно только Федеральным законом. Ссылаясь на ту же статью Конституции, другой житель Уфы потребовал, чтобы в паспорт была вклеена фотография, где он улыбается во весь рот. Возражая на заявление, МВД РФ заявило, что осуществление прав не должно ущемлять права и охраняемые законом интересы других лиц, в целях обеспечения безопасности которых и установлена паспортная система. Паспорт, выполняющий одновременно функции удостоверения личности, документа, подтверждающего принадлежность лица к гражданству РФ и документа учета постоянного места жительства, предусмотрен многими федеральными законами, а правила выдачи паспортов устанавливаются подзаконными актами. Следовательно, указанные правила Конституции не противоречат. Тем не менее, решение Верховного Суда РФ и внесенные в соответствии с ним изменения в Приказ МВД предусмотрели возможность фотографироваться в платках, хотя, например, в штате Флорида (США) суд посчитал, что поднятие хиджаба для моментального фотографирования не представляет собой достаточного основания считать, что конституционные права мусульманок нарушены.

Может ли паспортная система ущемлять либо ограничивать права человека и при каких условиях? В каких случаях ограничения прав граждан, связанные с паспортами, правомерны, а в каких случаях - нет?

Задача 3.

Министерство экономического развития и МВД Российской Федерации обратились к Президенту РФ с предложением одобрить программу разработки электронных паспортов. Электронный паспорт должен представлять собой пластиковую карточку, в которую помимо паспортных данных будет включена информация о медицинском и пенсионном обеспечении, ИНН и другая информация. По поручению Президента РФ Правовым управлением Администрации Президента была проведена правовая экспертиза программы и дано заключение, что сосредоточение в одной базе данных всей информации о гражданине способно нарушить его конституцио

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...