Классическая и неклассическая научная рациональность
Стр 1 из 4Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Направление: 030500 Юриспруденция Программа подготовки: 03050010 Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат Форма обучения (очная)
Тула 2011 г.
Рабочая программа составлена д.ю.н., профессором кафедры гражданского права и процесса А.Ю. Головиным и обсуждена на заседании кафедры гражданского права и процесса юридического факультета, протокол № 1 от «30» августа 2011 г.
Заведующий кафедрой____________________ А.Ю. Головин
I Цели и задачи изучения дисциплины Степень магистра права, в отличие от бакалавра и специалиста, предполагает более глубокое знание не только практических аспектов юриспруденции, но и ее методологических проблем, магистрантам предоставляется возможность ознакомиться с историей отечественной и зарубежной юриспруденции, а также с методологией юридического познания. Программа составлена таким образом, чтобы подготовить магистранта к работе в научно-исследовательских учреждениях, поступлению в аспирантуру, преподаванию права, а также работе по специальности в качестве эксперта в органах правотворчества и в других областях, где необходимы специальные познания. Учебный курс "История и методология юридической науки" предусматривает изучение магистрантами методологических основ юридической науки и истории развития методологических подходов к изучению правовых явлений, начиная с древнейших времен и заканчивая современной методологией исследования правовых явлений. Данная научная дисциплина является одновременно исторической и методологической основой дальнейшего изучения теории государства и права и всеобщей истории государства и права. Методологическая основа данной дисциплины получила также достаточно широкое обсуждение в истории политических и правовых учений
В рамках указанного учебного курса изучается формирование юридических типов научного познания, понятие и принципы методологии юридической науки, методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания, классическая и неклассическая научная рациональность, современные представления о научном познании, юридическое познание как деятельность, различные стили и образы познания. Методическое обеспечение курса.Для изучения курса необходимо использовать указанные в настоящей Программе учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических печатных изданиях как на русском, так и на иностранных языках, а также интернет-ресурсы. В качестве итоговой проверки знаний, полученных в результате спецкурса, магистранты сдают зачет. Представляется, что для получения положительной оценки магистрант должен показать не только достаточный уровень знания по истории и методологии юридической науки, но и показать определенный уровень практического овладения методологией исследования.
Цели изучения курса: Изучение курса преследует цели: 1. Повысить правовую культуру магистрантов. 2. Дать магистрантам возможность использовать приобретенные знания в своей дальнейшей работе. 3. Дать магистрантам возможность логически грамотно выражать и обосновывать в правовом отношении свою точку зрения, принимать правильные и обоснованные в правовом отношении решения по проблемам, возникающим по их специальности, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями, со знанием дела исполнять свои должностные и профессиональные обязанности.
Цель учебного курса - дать исторический обзор развития юриспруденции и изложить учение о методах юридической науки. Цельюучебного курса "История и методология юридической науки" является формирование у магистрантов представлений об историческом развитии методологии исследования государства и права, становление собственного юридического мировоззрения на базе изучаемой методологической основы юридической науки. Задачи учебного курса: -ознакомить магистрантов с зарубежной и отечественной историей развития юридической науки; -способствовать формированию у магистрантов навыков изучения права посредством общенаучных и специальных методов познания; -подготовить магистрантов к практическому использованию знаний, полученных в результате теоретических исследований. При ознакомлении с учебным материалом по данному учебному курсу и в ходе подготовки к практическим занятиям, к зачету, экзамену следует иметь в виду, что на сегодняшний день значительное число вопросов не получили окончательного научного разрешения в литературе. В ней можно встретиться с неодинаковым, а порою и диаметрально противоположным истолкованием одних и тех же научных подходов. Помочь правильно сориентироваться в подобных ситуациях наряду с лекционным курсом призвана научная литература. Систематическая и добросовестная работа с ней будет способствовать не только более глубокому и основательному уяснению магистрантами особенностей юридической методологии, но и позволит им выработать практические навыки для самостоятельного получения новых знаний по данной научной проблематике.
II Содержание дисциплины Девятый семестр: Сущность права 1.1. Право как формальное равенство. 1.2. Право как свобода 1.3. Право как справедливость Понятие права 2.1. Типология правопонимания 2.2. Понятие права: многообразие определений и единство понятий Общая теория права как общественная наука 3.1. Проблема определения понятия права 3.2. Понятие предмета общей теории права Социология права – онтологическое направление общей теории права 4.1. Социология права как направление общей теории права 4.2. Взаимосвязь социологии права с другими науками. Взаимосвязь общей социологии с общей теорией права
4.3. Предмет социологии права Философия права – гносеологическое направление общей теории права 5.1. Проблемы философии права 5.2. Предмет философии права Общая теория права в системе социальных и юридических наук 6.1. Теория права в системе социальных и юридических наук 6.2. Роль теории права в развитии и совершенствовании отраслевых юридических наук Правовая аксиология 7.1. Общая характеристика 7.2. Естественно-правовая аксиология 7.3. Либертарно-юридическая аксиология Юридическая концепция общего блага 8.1. Общее блага как категория права 8.2. Проблема общего блага в постсоциалистической России Право в системе социальных норм 9.1. Специфика различных видов социальных норм 9.2. Взаимодействие права с другими социальными нормами Личность, право, государство: правовое государство, права и свободы человека и гражданина 10.1 Правовое государство: история идей и современность 10.2 Права и свободы человека и гражданина
Десятый семестр: Классическая и неклассическая научная рациональность 11.1. Понятие научной рациональности. 11.2. Проблема аподиктичного знания. 11.3. Критерии классической научной рациональности. 11.4. Формирование парадигмы классической научной рациональности. 11.5. Марксистские представления о науке. 11.6. Критерии неклассической научной рациональности. 11.7. Проблема постнеклассической научной рациональности. Коммуникативная рациональность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|