Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Организация деятельности нотариата




Доктрина

" Особого публичного органа для выполнения нотариальных функций в России не возникло, хотя определенные предпосылки и потребность в нем существовали. В этих условиях правительство имело возможность сделать логичный для себя выбор в пользу заимствования соответствующего зарубежного опыта. Образцы такого опыта были представлены в виде нотариального законодательства Франции, Германии и Австрии, вместе с Россией входивших в состав романо-германской правовой семьи. Западный опыт развития нотариата не в полной мере соответствовал отечественному опыту, но со времен Петра Великого на собственный опыт привыкли не слишком обращать внимания, довольствуясь иноземными образцами" < 1>.

--------------------------------

< 1> Комаров Н. И., Пашенцев Д. А., Пашенцева С. В. Указ. соч. С. 212.

 

2. 4. Развитие нотариата в России с 1917 до 1993 г.

 

После революции 1917 г. произошли существенные изменения в отношениях собственности и их правовом регулировании. Декретами о суде от 24 ноября 1917 г. N 1 < 1> и от 7 марта 1918 г. N 2 < 2> также были признаны утратившими силу все законы, которые противоречили новому политическому строю. Нотариат как составляющая прежнего правопорядка выпал из общей системы государственных органов и практически перестал существовать. При этом нотариальные функции были распределены между отделами юстиции, органами загса, судьями.

--------------------------------

< 1> СУ РСФСР. 1917. N 4. Ст. 50.

< 2> СУ РСФСР. 1918. N 26. Ст. 420.

 

В связи с разрешением частной торговли и промышленности в 1921 году (НЭП) и принятием нового гражданского законодательства появилась потребность в нотариальном засвидетельствовании сделок, совершаемых между государственными хозяйственными организациями и частными лицами, договоров отчуждения строений, договоров подряда или поставки. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 12 августа 1921 г. < 1> было установлено, что засвидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции. В развитие этого документа циркуляром Народного комиссариата юстиции от 13 августа 1921 г. было предусмотрено учреждение указанных нотариальных столов.

--------------------------------

< 1> СУ РСФСР. 1921. N 60. Ст. 417.

 

4 октября 1922 г. СНК РСФСР было принято Положение о государственном нотариате РСФСР < 1>, которым предусматривалось создание государственных нотариальных контор < 2>. Нотариат был учрежден как государственный орган, а нотариус признавался должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия. Также согласно указанному Положению с определенными ограничениями совершение некоторых нотариальных действий делегировалось народным судьям.

--------------------------------

< 1> СУ РСФСР. 1922. N 63. С. 807.

< 2> Романовская О. В., Романовский Г. Б. Указ. соч. С. 67.

 

14 мая 1926 г. Постановлениями ЦИК и СНК СССР было принято Постановление " Об основных принципах организации государственного нотариата" < 1>. Осуществление нотариальных функций было возложено на государственные нотариальные конторы. Отдельные нотариальные действия и на определенной территории возлагались на иные государственные органы (консульские учреждения, исполкомы). Государственный нотариус не мог занимать " иных государственных должностей, за исключением должностей выборных и преподавательских, состоять членами коллегии защитников, служить по найму в кооперативных и общественных организациях и у частных лиц, а равно участвовать в торговых и промышленных предприятиях" (п. 4). Вознаграждение за свой труд государственный нотариус получал только от государства < 2>. Государственному нотариусу, а также сотрудникам государственной нотариальной конторы вменялось соблюдение нотариальной тайны. В компетенцию государственных нотариальных контор входило удостоверение сделок, свидетельствование подлинности подписей, удостоверение некоторых фактов, хранение документов, регистрация арестов, свидетельствование верности копий, совершение протестов.

--------------------------------

< 1> СЗ СССР. 1926. N 35. Ст. 252.

< 2> Романовская О. В., Романовский Г. Б. Указ. соч. С. 68.

 

С 1929 г. фактически проводилась политика, направленная на ликвидацию нотариата. 20 июля 1930 г. принято Положение о государственном нотариате РСФСР, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР < 1>. В нем были закреплены функции нотариальных органов. Указывалось, что выполнять нотариальные действия могут не только нотариальные конторы, но и районные или соответствующие им исполнительные комитеты, а также городские советы городов и поселков, не являющиеся районными центрами, но только в случае отсутствия в населенном пункте нотариальной конторы (п. 2). Общее руководство государственным нотариатом возлагалось на судебные органы < 2>.

--------------------------------

< 1> СУ РСФСР. 1930. N 38. Ст. 476.

< 2> Романовская О. В., Романовский Г. Б. Указ. соч. С. 68.

 

Характеризуя данный период развития нотариата, А. Я. Кодинцев пишет: " Сокращалась сфера деятельности нотариата из-за отмены ряда нотариальных удостоверений и из-за общего сокращения гражданского оборота. Большинство нотариальных контор было закрыто. К 1 января 1937 г. в СССР осталось всего лишь 122 конторы, в том числе в РСФСР - 74 (в 1924 г. было 414, в 1935 г. - 59)" < 1>.

--------------------------------

< 1> Кодинцев А. Я. Разрушение и восстановление системы советского нотариата в середине 30-х годов XX века // Нотариус. 2006. N 3.

 

Восстановление полноценного государственного нотариата началось после принятия Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1936 г. " О реорганизации нотариальных органов" < 1>.

--------------------------------

< 1> СУ РСФСР. 1936. N 15. Ст. 100.

 

В период Великой Отечественной войны совершение отдельных нотариальных действий имело свои особенности. В частности, 15 сентября 1942 г. СНК СССР было принято Постановление " О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время" < 1>. Указанный акт разрешал удостоверение завещаний командованием воинских частей и начальниками госпиталей.

--------------------------------

< 1> СП СССР. 1942. N 8. Ст. 133.

 

Новое Положение о государственном нотариате РСФСР было утверждено Советом Министров РСФСР 31 декабря 1947 г. < 1>. Оно предусматривало, что нотариальные действия в государственных нотариальных конторах, расположенных в республиканских, краевых, областных центрах и городах республиканского (РСФСР) подчинения, совершают старшие нотариусы, а в остальных нотариальных конторах - нотариусы. Также предусматривалась возможность совершения ряда нотариальных действий исполнительными органами сельских Советов депутатов трудящихся (станиц, хуторов, аулов).

--------------------------------

< 1> СП РСФСР. 1947. N 980.

 

Согласно Положению нотариусами государственных нотариальных контор могли быть лица, имеющие высшее или среднее юридическое образование. В отдельных случаях нотариусами могли быть лица, имеющие не менее двухлетнего стажа работы в качестве судей, прокуроров, следователей, юрисконсультов или нотариусов.

Назначение на должность нотариусов производилось только по прохождении лицом стажировки и сдаче испытаний.

30 сентября 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было утверждено Положение о государственном нотариате РСФСР < 1>. Согласно ст. 1 этого Положения задачами государственного нотариата РСФСР являются укрепление социалистической законности, предупреждение правонарушений, охрана прав и законных интересов граждан, а также государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций путем удостоверения сделок и совершения других нотариальных действий. Положение предусматривало, что на должность нотариуса мог быть назначен только гражданин СССР. Устанавливался более высокий образовательный ценз - наличие высшего юридического образования. При этом ст. 13 вводила исключение, ставшее во многом правилом: в отдельных случаях на должность нотариуса могут быть назначены лица, не имеющие высшего юридического образования, при условии что они не менее трех лет работали в должности судьи, прокурора, государственного нотариуса, юрисконсульта или адвоката. Предусматривалось также прохождение стажировки, которая не являлась обязательной.

--------------------------------

< 1> Ведомости РСФСР. 1965. N 40. Ст. 991.

 

Руководство деятельностью государственных нотариальных контор осуществлялось судебными органами. Верховный Суд РСФСР утверждал сеть государственных нотариальных контор. Председатель Верховного Суда РСФСР назначал и освобождал от должности старших нотариусов первых нотариальных контор. Нотариальные конторы содержались за счет республиканского бюджета по смете Верховного Суда РСФСР.

19 июля 1973 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР " О государственном нотариате" < 1>, сохранявший модель государственного нотариата. Нотариат получил многозвенную систему. Первая государственная нотариальная контора наделялась особым статусом, в ее функции входили совершение наиболее сложных нотариальных действий и методическая помощь остальным нотариальным конторам. Руководство нотариатом было передано органу общей компетенции (Совету Министров, Советам народных депутатов, исполнительным комитетам и т. д. ), а также органам юстиции.

--------------------------------

< 1> Ведомости ВС СССР. 1973. N 30. Ст. 393.

 

Государственные нотариусы подразделялись на старших государственных нотариусов, заместителей старших государственных нотариусов, государственных нотариусов. Государственный нотариус не был независимым участником правоотношений, он лишь фиксировал волю сторон. Исходя из концепции советского права, приоритета публичного интереса над частным, законодательство вменяло нотариусу в обязанность активно воздействовать на стороны гражданского оборота.

Согласно ст. 8 Закона СССР " О государственном нотариате" государственные нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, обязаны оказывать гражданам, государственным учреждениям, предприятиям и организациям, колхозам, иным кооперативным и другим общественным организациям содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность и другие подобные обстоятельства не могли быть использованы им во вред. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении происходило в судебном порядке; жалобы на государственных нотариусов, не связанные с совершением ими нотариальных действий, должны были подаваться в органы юстиции. За совершение нотариальных действий взималась государственная пошлина, строго регламентированная действовавшим законодательством.

Закон содержал перечень нотариальных действий, которые могли совершать государственные нотариальные конторы. В ст. 10 говорилось, что эти конторы совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки (договоры, завещания, доверенности и др. );

2) принимают меры к охране наследственного имущества;

3) выдают свидетельства о праве на наследство;

4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

5) налагают запрещения отчуждения жилого дома;

6) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

7) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

8) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

9) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

10) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

11) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке;

12) удостоверяют время предъявления документов;

13) передают заявления граждан, государственных учреждений, предприятий и организаций, колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций другим гражданам, государственным учреждениям, предприятиям и организациям, колхозам, иным кооперативным и другим общественным организациям;

14) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

15) совершают исполнительные надписи;

16) совершают протесты векселей;

17) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

18) принимают на хранение документы;

19) совершают морские протесты.

Список не являлся исчерпывающим, так как законодательством Союза ССР и союзных республик на государственные нотариальные конторы могло быть возложено совершение и иных нотариальных действий.

На должности государственных нотариусов назначались граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством союзных республик, на должности государственных нотариусов могли назначаться лица, не имеющие высшего юридического образования.

Нотариус являлся обыкновенным служащим и получал заработную плату, практически не зависящую от результатов его работы. Учитывая, что работа была во многом чисто механической, связанной с проверкой правильности заполнения утвержденных бланков договоров, доверенностей, заявлений, а также низкооплачиваемой, выпускники юридических вузов не стремились занять должность нотариуса < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Романовская О. В., Романовский Г. Б. Указ. соч. С. 67 - 69.

 

Государственные нотариусы не могли состоять на службе в других учреждениях, организациях и на предприятиях. Исключения могли быть сделаны для государственных нотариусов, занимавшихся преподавательской или научной работой.

Закон РСФСР от 2 августа 1974 г. " О государственном нотариате" < 1> практически воспроизводил текст Закона СССР " О государственном нотариате" с развитием некоторых положений, связанных с порядком совершения каждого нотариального действия.

--------------------------------

< 1> Ведомости РСФСР. 1974. N 32. Ст. 852.

 

2. 5. Возрождение нотариата в России в 1993 г.

 

В связи с переходом в России к рыночной экономике стало понятно, что государственный нотариат не способен осуществлять защиту прав и законных интересов участников экономических отношений на должном уровне. Постоянное увеличение количества государственных нотариусов не избавляло от проблем, связанных со скоростью и качеством оказываемых нотариальных услуг. Государственный нотариат финансировался по остаточному принципу, что отражалось на техническом оснащении контор. Государственные нотариусы также не были заинтересованы в своей деятельности, поскольку количество нотариальных действий не отражалось на их заработной плате.

В связи с этим было принято решение по разработке нового закона о нотариате, который бы учитывал новые веяния времени. 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ были приняты Основы законодательства РФ о нотариате. Новый закон был создан по канонам нотариата латинского типа. В нем прослеживаются черты дореволюционного законодательства России, а также современного Германского и Французского законодательства о нотариате.

Изначально Основы законодательства РФ о нотариате содержали 109 статей. В результате совершенствования законодательства за два десятка лет их количество возросло до 146 < 1>. Количество видов нотариальных действий увеличилось до 30 (ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате). Существенные изменения претерпело содержание нормативно-правового регулирования. В частности, в Основах законодательства РФ о нотариате предусмотрено существование государственного и частного нотариата. На должность нотариуса могло быть назначено только лицо, имеющее высшее юридическое образование и прошедшее годичную стажировку у нотариуса, занимающегося частной практикой, или в государственной нотариальной конторе. Постановлением Верховного совета РФ от 11 февраля 1993 г. " О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" < 2> предусматривалась возможность перехода государственных нотариусов на частную практику путем подачи соответствующего заявления в орган юстиции. Предусмотрено конкурсное назначение на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, для выбора лучших кандидатов. Профессия нотариуса стала считаться в обществе престижной, что отразилось и на желании многих юристов приобрести данный статус. Важным и полезным стало законодательное введение института страхования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой. Достаточно прогрессивным представлялось установление профессионального контроля за деятельностью нотариусов со стороны нотариальной платы субъекта РФ. Введен такой новый правовой институт, как профессиональная этика нотариуса. Детально регламентирован ряд вопросов, связанных с организацией нотариальной деятельности.

--------------------------------

< 1> По состоянию на 1 января 2017 г. было принято более 30 федеральных законов, внесших изменения в Основы законодательства РФ о нотариате.

< 2> Ведомости СНД РФ. 1993. N 10. 358.

 

За достаточно короткий период в России практически не осталось государственных нотариусов. Основная нагрузка по совершению нотариальных действий легла на нотариусов, занимающихся частной практикой, воплотивших в жизнь многовековую идею латинского нотариата - беспристрастного и независимого советника по правовым вопросам, наделенного полномочиями по удостоверению сделок и бесспорных фактов. За более чем 25-летнюю практику российский частный нотариат показал свою эффективность в этой правозащитной деятельности.

 

Контрольные вопросы и задания для самопроверки

 

1. Где и когда возникли правовые основы для развития института нотариата?

2. Когда в нашей стране появились первые органы, выполнявшие отдельные нотариальные функции?

3. Когда и на основе какого правового акта в России был создан " настоящий" нотариат?

4. В чем заключались особенности правового статуса нотариусов в Российской империи?

5. Какая модель организации нотариата была взята за основу во Временном положении о нотариальной части 1866 г.?

6. Назовите особенности развития нотариата в советский период.

 

Литература по главе

 

1. Асватурова М. Б. История возникновения нотариата в России // Нотариус. 2014. N 5. С. 40 - 44.

2. Афанасьева Е. А. Некоторые тенденции эволюции нотариата в России и мире во второй половине XIX века // История государства и права. 2015. N 3. С. 18 - 24.

3. Афанасьева Е. А. Концептуальные основы реформирования нотариата в России во второй половине XIX в. // История государства и права. 2014. N 21. С. 9 - 15.

4. Белицкая А. В. Отдельные аспекты совершения нотариальных действий в СССР в годы Великой Отечественной войны // Нотариус. 2015. N 6. С. 45 - 48.

5. Еременко А. А. От античности к средневековью: нотариальный акт в контексте формирования доминанта европейской цивилизации // История государства и права. 2015. N 24. С. 3 - 7.

6. Захаров В. В. Реформа советского нотариата 1922 г.: региональные особенности реализации (на примере Курской губернии) // История государства и права. 2014. N 21. С. 15 - 21.

7. Исторические хроники российского нотариата / Под ред. А. Тихенко. М., 2003.

8. Кодинцев А. Я. Разрушение и восстановление системы советского нотариата в середине 30-х годов XX века // Нотариус. 2006. N 3.

9. Сычев О. М. О времени возникновения нотариата в России: историко-правовой анализ // Нотариальный вестник. 2008. N 7. С. 45 - 50.

10. Шаповалова Л. Л. Институт нотариата в России: историко-правовой аспект. Ставрополь, 2000.

 

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА

 

Глава направлена на формирование следующих компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...