Даты жизни и творчества В. А. Фаворского
1886, 14 марта Родился в Москве. Отец–юрист, Андрей Евграфович Фаворский, мать–художница, Ольга Владимировна Шервуд.
1903–1904 Учится у И. Дудина в частной художественной школе К. Юона. Ранее посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском училище.
Окончил Московскую 5-ю гимназию. 1906–1907 Учится в Мюнхене в частной художественной академии профессора Шимона Холлоши. Слушает лекции по искусству К. Фолля на филологическом факультете Мюнхенского университета. Путешествие по Италии, Австрии, Швейцарии.
1907–1908 Первые опыты в гравюре.
1907–1912 Учится на искусствоведческом отделении историко-филологического факультета Московского университета. Дипломная работа о творчестве Джотто.
Первое выступление на выставках. На XVIII выставке Московского товарищества художников показывает деревянные скульптуры «Шахматы»; в 1912 году на XIX выставке того же товарищества – гравюры на дереве. 1912 Женитьба на художнице Марии Владимировне Дервиз.
1914–1916 В Москве выходит книга немецкого скульптора А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве» (М.: Мусагет, 1914) и книга немецкого искусствоведа К. Фолля «Опыты сравнительного изучения картин» (М.: Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916). Обе книги переведены на русский язык В. А. Фаворским и Н. Б. Розенфельдом.
Рождение сына Никиты, впоследствии художника (погиб в 1941 году на фронте Великой Отечественной войны). 1915–1917 Служба в армии, участие в первой мировой войне.
Ассистент по живописи и рисунку во Вторых свободных художественных мастерских в Москве. Участвует на Первой выставке картин Профессионального союза художников-живописцев в Москве.
Исполняет серию гравюр «Виды Москвы» и инициалы к «Суждениям господина Жерома Куаньяра» А. Франса (М.: Гослитиздат, 1963).
1918–1919 Экспонирует гравюры на Шестой государственной выставке отдела Изо Наркомпроса в Москве. 1919–1921 Служба в Красной Армии.
1921 – 1929 Профессор графического факультета Вхутемаса (Высших художественно-технических мастерских), позже Вхутеина.
Оформляет журнал «Печать и революция», исполняет гравюры к роману П. П. Муратова «Эгерия» (не изданы).
В журнале «Театр и студия» (1922. № 1/2) публикуется первая статья о художнике «Фаворский-гравер» Д. Аркина (под псевдонимом А. Ветров). Участвует на XXV выставке Московского товарищества художников. 1923–1925 Ректор Вхутемаса. В двух журналах печатаются первые обстоятельные статьи художнике: А. Эфроса «В. Фаворский и современная ксилография» (Рус. искусство. 1923. № 1) и М. Фабриканта – «В. А. Фаворский» (Печать и революция. 1923. Кн. 3). В Комиссии по изучению искусства книги при Госиздате 10 октября читает доклад «Шрифт, его типы и связь иллюстрации со шрифтом» (Гравюра и книга. 1925. № 1/2). Исполняет гравюры к трагедии А. П. Глобы «Фамарь» (М.: Гос. изд-во, 1923).
Рождение сына Ивана, впоследствии художника (погиб в 1945 году на фронте Великой Отечественной войны). Впервые выставляется за рубежом на XIV Международной художественной выставке в Венеции. Исполняет гравюры к библейской «Книге Руфь» в переводе А. Эфроса (M.: M. и С. Сабашниковы, 1925).
1925–1929 Участвует на выставках художественного общества «4 искусства» (живопись, графика, скульптура, архитектура).
На Международной выставке декоративных искусств в Париже за гравюры на дереве присуждена высшая награда «Grand prix».
Первая персональная выставка в Картинной галерее Татарской АССР (каталог со статьей П. Эттингера, Казань, 1926).
Начинает работу над иллюстрациями к произведениям П. Мериме (M.: Academia, 1927–1929 и 1933 – 1934).
Рождение дочери Марии, впоследствии художницы. Исполняет гравюры «Октябрь. 1917» и «1919–1920–1921».
Русским обществом друзей книги в Москве издается оформленная художником поэма А. С. Пушкина «Домик в Коломне». Исполняет гравюру «Ф. М. Достоевский» (Лит. энциклопедия, 1930. Т. 3), цветные гравюры к детской книжке С. Я. Маршака «Семь чудес» (в книжной форме не изданы), гравюры к «Рассказам о животных» Л. Н. Толстого (M.: Academia, 1932). 1930–1934 Профессор Полиг рафического института в Москве. Исполняет гравюры к роману Ч. Диккенса «Тяжелые времена» (М.: Мол. гвардия, 1933) и к повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (Собр. соч. М.: Гослитиздат, 1931. Т. 1).
Исполняет гравюры к повести С. Д. Спасского «Новогодняя ночь» (Изд-во писателей в Ленинграде, 1932) и к «Избранной лирике» И. Гете (М.; Л.: Academia, 1933).
Исполняет гравюры к «Рассказам» Б. А. Пильняка (М.: Федерация, 1932), начинает работу над гравюрами к повести Г. П. Шторма «Труды и дни Михаила Ломоносова» (М.: Гослитиздат, 1934).
Персональная выставка в клубе им. Авиахима в Москве. Выходит книга П. Д. Эттингера «Книжные знаки В. А. Фаворского» (М.: Сов. коллекционер, 1933). Первая монументальная работа– росписи и сграффито в Музее охраны материнства и младенчества в Москве (не сохранились). Первая работа в театре – оформление «Двенадцатой ночи» Шекспира во Втором МХТ. Исполняет гравюры к книге Данте «Vita nova» (M.: Academia, 1934) и начинает работу над гравюрами к произведениям M. M. Пришвина «Женьшень–корень жизни» (М.: Моск. т-во писателей, 1934; собр. соч. М.: Гослитиздат, 1936. Т. 2) и «Кащеева цепь» (собр. соч. М.: Гослитиздат, 1937. Т. 3).
1934–1938 Профессор по книге и гравюре в Институте изобразительного искусства в Москве.
Работает над росписью по фаянсу на фаянсовом заводе им. М. И. Калинина. Путешествует по Кавказу.
Сграффито и роспись плафона в Доме моделей треста «Мосбелье» в Москве на Сретенке (не сохранились). Оформляет спектакль «Мольба о жизни» Ж. Деваля во Втором МХТ. Исполняет рисунок и гравюру «Пушкин-лицеист».
1936–1941
Консультант мастерской монументальной живописи при Всероссийской академии архитектуры.
Оформляет спектакль «Собака на сене» Лопе де Вега в Московском театре Революции.
На Всемирной выставке в Париже за работу по оформлению Советского павильона (барельефы на тему «Народы СССР») присуждена высшая награда «Grand prix». Исполняет гравюры к «Слову о полку Игореве» (М.: Гослитиздат, 1938). Начало работы над серией двойных карандашных портретов.
Путешествие по Калмыкии в связи с работой над калмыцким эпосом «Джангар» (М.: Гослитиздат, 1940).
Исполняет гравюры к «Гамлету» Шекспира в переводе Б. Пастернака (М.: Гослитиздат, 1941).
1941 – 1943 Живет с семьей в Самарканде. Исполняет серию самаркандских линолеумов.
Персональная выставка в Самарканде.
1943 – 1948 Профессор Московского института прикладного и декоративного искусства. 1944 Выставка в Москве в Доме архитектора (совместно с Л. Бруни).
Оформляет спектакль «Великий государь» В. Соловьева в Театре им. Е. Вахтангова. Начало работы над серией гравюр «Великие русские полководцы» («Михаил Кутузов», 1945; «Александр Невский», 1946; «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский», 1947).
Поездка в Киргизию. Работает над иллюстрированием киргизского эпоса «Манас». Исполняет гравюры к «Сонетам Шекспира в переводах С. Маршака» (М.: Сов. писатель, 1948).
Исполняет гравюры для «Избранных произведений» А. С. Пушкина (М.: Детгиз, 1949) и для «Короля Лира» Шекспира в переводе Б. Пастернака (М.: Гослитиздат, 1949).
Исполняет гравюры к книге «Роберт Бернс в переводах С. Маршака» (М.: Гослитиздат, 1950).
Исполняет гравюры в две доски для «Слова о полку Игореве» (М.: Детгиз, 1952).
Начало работы над гравюрами к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (М.: Детгиз, 1956).
Работает над мозаикой для здания Советского посольства в Варшаве.
Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Выставка в Москве в Доме художника (совместно с А. Кардашевым, И. Фрих-Харом, Н. Чернышевым. Каталог со статьей А. Чегодаева). Выставка экспонировалась
также в Ленинграде и Риге.
Выступает 4 марта с речью на Первом всесоюзном съезде советских художников.
На Всемирной выставке в Брюсселе за мозаику «1905 год» присуждена Золотая медаль.
Присвоено звание народного художника РСФСР. На Международной выставке искусства книги социалистических стран в Лейпциге за линогравюру «За мир!» присуждена Золотая медаль. Издание в ГДР альбома «Wladimir Faworski. Illustrationen zu Werken der Weltliteratur» (вступительная статья М. Алпатова. Dresden: Verlag der Kunst, 1959). Издание альбома «В. А. Фаворский. Избранные произведения» (М.: Сов. художник, 1959). Начало работы над «Маленькими трагедиями» А. С. Пушкина (М.: Гослитиздат, 1961).
За иллюстрации к классическим произведениям русской литературы («Слово о полку Игореве», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии») присуждена Ленинская премия. Избран действительным членом Академии художеств СССР. Персональная выставка в Русском музее в Ленинграде. Персональная выставка во Львовской картинной галерее. Персональная выставка в Grosvenor Gallery в Лондоне (каталог со статьями Т. Mullaly, E. Estorick. London, 1962). Издание в Чехословакии книги: J. Chalaminskij. Vladimir Favorskij (Praha: Nakladatelstvi Ceskosloveskych Vytvarnych Umélcsû, 1962).
Присвоено звание народного художника СССР.
Избран в члены-корреспонденты Немецкой академии искусств (ГДР). Издание монографии: Халаминский Ю. Я. Владимир Андреевич Фаворский. М.: Искусство, 1964. Персональная выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве (каталог со статьей Е. Левитина). 23 декабря вечер в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, посвященный творчеству В. А. Фаворского. 29 декабря – смерть Владимира Андреевича Фаворского. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Общие вопросы искусства
Ангел из «Троицы» Андрея Рублева Ксилография
Что такое искусство
Мне кажется, что основой подвига является забвение себя. Когда перед тобой возникает что-нибудь большое, например, Государство, или Человечество, или что-нибудь подобное. Метод искусства, так же и науки, строится на том, что человек забывает себя ради правды в искусстве или в науке, ради красоты или справедливости. Будучи художником, я больше всего знаю область искусства. Конечно, не всегда забываешь себя, но часто это происходит с художниками. И я знаю таких художников, как Александр Иванов, Ван Гог, и многих других, которые, может быть, не всю жизнь, но часто совершали подвиги. Поражают рассказы про подвиги, когда герой физически страдает или даже умирает. Это достойно удивления. Но основа тут та же. Из любви к чему-то забыть себя [1].
–––
Искусство существует неотделимо от жизни. Вся наша жизнь связана с искусством, и в нашей повседневной жизни зарождается искусство. Как это происходит? Любовь к природе, любовь к родному городу, любовь к людям – вот откуда происходит искусство. Наша природа для людей из других стран может показаться очень скромной, неяркой. Но когда мы что-то любим, то нам открывается внутренний характер этой вещи. Мы видим ее красоту. И это кажется всего нам родней. Например, наши деревья, окружающие нас. Хотя бы береза. Она стройна, в ней есть что-то женственное с ее тонким стволом, с ее развесистой кроной, с висящими гирляндами веток: не то это косы, не то это платье. А кора! Нам кажется, что нигде на свете нет такого красивого дерева с такой чудной корой. А дуб? Особенно когда он вырос на поляне и ему не мешали другие деревья. Какой он могучий и мужественный, какой у него ствол, какие могучие ветви, какая вырезная листва! Он напоминает нам древних богатырей. <35>
Книга Руфь Обложка Ксилография
А елка! Если взглянуть повнимательней, то откроется, какое это удивительное дерево. Она устремляется вверх, как башня, как пагода, со своими этажами веток, узорно рисуясь на небе. И в то же время у нее есть широкие мохнатые лапы, образующие внизу дом и протягивающиеся к нам, точно руки, здоровающиеся с нами (недаром елку украшают на Новый год). Также и другие деревья. А наши реки? Их тоже можно очень полюбить, и в то же время они все такие разные и имеют свою физиономию: Ока и Волга, Москва и Клязьма и много других рек. Если вас увлекает что-либо, то нетрудно понять то глубокое содержание, которое лежит в этой вещи. Например, дорога, простая шоссейная дорога. Как красиво она легла по холмам меж лесов и полей! Она иногда извивается, а иногда ляжет прямо до самого горизонта, и кажется, какой могучий человек ее сделал. Она вас зовет идти по ней, увидеть города и села, леса и реки – весь мир. Нужно, чтобы вещи увлекали нас, и тогда мы видим их красоту. Мы видим красоту животных и птиц. Мы видим красоту автомобиля, паровоза, парохода, аэроплана; так же если мы кого-либо любим, то открывается внутренняя жизнь этого человека и мы видим его красоту.<...> Любовь к окружающему порождает не только искусство, но и науку. Искусство рождается тогда, когда человек любит делать вещи и в этих вещах передавать свою любовь к родной природе и людям. Мы видим столяра за работой. Какой чудесный у него инструмент и какое красивое дерево, какие стружки! Можно увлечься таким делом. А в старину всякое ремесло называли художеством, а столяра – художником. <...> Но вот художники, как мы их обыкновенно называем,– живописцы, скульпторы, графики. Им должна быть свойственна любовь к природе и к людям, но, кроме того, им должна быть свойственна любовь к материалу. Материал у искусства очень разнообразный: бумага, карандаш, краска разная, мрамор, гранит, медь и т. д. Художник, когда стремится передать любовь к какому-либо предмету или человеку, не должен просто сделать вторую березу или вторую лошадь или повторить буквально какого-либо человека. Он при помощи материала передает в скульптуре или в живописи ту красоту, какую он увидел в природе, в людях, в вещах. И материал помогает ему в этом. Так, например, наш скульптор Коненков одно делает в дереве, а другое в мраморе. Он использует свойства дерева, его ствол, корни для «лесовиков» в одном случае, а мрамор, белый, прозрачный, – для изображения девушек и женщин. А скульптор Голубкина любила глину. Глина чувствует самое легкое прикосновение, и Голубкина при помощи глины передавала самые тонкие черты лица человека. <37> И у нас много художников, и они пользуются разным материалом и изображают разное – то, что особенно любят. Я вам сказал, что искусство рождается от любви, но есть искусство, как будто рождающееся из ненависти. Но это тогда, когда мы что-нибудь любим, например, мир, а есть люди, которые мешают миру и хотят войны. И мы из-за любви к миру ненавидим таких людей и так их и изображаем [2].
–––
Всегда считал, что у искусства двоякая задача: познавать жизнь и преобразовывать жизнь, делать изображение и делать вещь, нести высокую идейность и создавать стиль, создавать нормы эстетического поведения, создавать художественно все вещи, окружающие нас. Чтобы искусство, понимая жизнь, врывалось бы в жизнь и проникало ее всю [3].
–––
Несомненно, искусство передает чувства, темы, характер и т. п. То, что обычно называют содержанием. Но ни в коем случае нельзя представлять себе, что и чувства, и темы, и характеры уже выяснены и готовенькие лежат для того, чтобы их изобразили. Только поняв тему и характер при помощи искусства, ты создаешь художественное произведение, и тогда это чувство становится не переданным через искусство, а созданным искусством и проникающим в художественное произведение всецело [4].
–––
Искусство – это тот же строй, как мир [5].
–––
Искусство это особый метод познания действительности. Особенность его в том, что он пластически познает натуру. И, следовательно, если так, то, чтобы нарисовать, нужно оценить натуру; уже пропорции, отношение частей фигуры, отношение предметов друг к другу, отношение их к пространству, зрение – требуют художественного подхода; и ведь требуется не просто фиксировать все эти моменты, а художественное изображение требует от художника понять отношения, пропорции, пространство как цельность; в этом и есть смысл изображения [6].
–––
Смысл искусства, чтобы делать цельность [7].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|