Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегии избирательных кампаний




Стратегия (стратегический план) избирательной кампании – важнейший и необходимый при проведении любой избирательной кампании (независимо от ее уровня, масштаба, типа) документ, который обеспечивает эффективную организацию избирательной кампании и достижение кандидатом или партией поставленных целей. Стратегия – это свод основных идей избирательной кампании, ее содержательная часть, в которой формулируются то, какую информацию необходимо донести до избирателей, чтобы они проголосовали за соответствующих кандидата или политическую партию. В отличие от тактики избирательной кампании, то есть коммуникативной части программы, регламентирующей следующее: в какой форме и последовательности необходимо реализовать стратегическую, содержательную часть компании.

Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что стратегия избирательной кампании – это ее максимально исчерпывающий план (имеются в виду основные идеи, решения, технологии), который не может быть полностью изменен вследствие действия конкурентов или другими внешними обстоятельствами, за исключением тех, которые связаны с изменением «правил игры», т.е., к примеру, принятием нового закона на выборах.

Практика организации избирательных кампаний в разных странах мира, в том числе в Украине, позволяет выделить следующие типы стратегий избирательных кампании. В первую очередь выделяют «наивный» подход в, так сказать, чистом виде. Кандидат ориентируется на мнения своих друзей, знакомых, собственное мнение и думает, что то, что нравится им, понравится и всем избирателям. К сожалению, по широко известному в маркетинге правилу отнюдь не все, что нравится производителю товара, вызывает восторг у потребителей.

«Программный» подход предполагает следующее. Кандидат и его команда считают, что главное дать электорату хорошую программу, все объяснить. А уж электорат, читая эту программу в метро или троллейбусах, все поймет и поддержит. Найти бы еще тех избирателей, которые в метро читают программы кандидатов! Да и верят этим программам в последнее время не шибко. Отсюда понятна достаточная наивность такого подхода.

«Аппаратный» подход к разработке стратегии, как видно из названия, исходит из веры кандидата в то, что достаточно склонить на свою сторону руководство региона и все будет в порядке. Интересно, что довольно часто в сельских регионах на выборах в органы местной власти подобный подход срабатывает. Однако, все чаще здравый смысл и чувство юмора, присущие украинским избирателям, демонстрируют наивность такого подхода.

«Проблемный» подход исходит из концентрации в стратегии кампании внимания на одной (или нескольких – взаимосвязанных) проблемах, которые для избирателей данного округа выступают как жизненно важные. И, действительно, в случае если подобную проблему удается отыскать (к примеру, проблему ужасающей экологии или коррупции в органах управления районом или городом, или решение земельной проблемы, в частности, в ряде районов Крыма и т.п.) подобный подход срабатывает. Но возможности выдвижения в современной Украине каких-то глобальных проблем или оригинальных способов их решения все более ограничиваются.

«Рекламный» подход строится на том, что главным в организации избирательной кампании, как и в случае с рынком товаров и услуг, выступает максимально активное, с использованием самых разнообразных СМИ рекламирование кандидата или его программы. Бывают даже ситуации, когда стратегия кампании заменяется медиапланом, регламентирующим сколько информации, когда и по каким каналам следует передать электорату. Подобный подход также иногда приносит успех. Вспомнить, хотя бы кампанию 1998 года, которую вела Партия зеленых Украины. Ведь практически кроме хороших рекламных роликов по телевидению «за душой» у нее ничего не было. Наверное, именно поэтому подобный же ход, предпринятый в 2002 г., оставил данную партию за бортом парламента. В принципе же такой подход нередко используется, так называемыми, «технологическими» партиями.

«Социально-экономический» подход к разработке стратегии исходит из предположения о том, что избиратели голосуют на выборах, исходя исключительно из своих экономических интересов. Здесь в процессе электоральных исследований выявляются экономические интересы основных групп избирателей, которые затем по возможности учитываются в стратегии и при организации избирательной кампании. Дело это не всегда простое, но нередко приносит успех. Интересны в этом плане выборы, которые осуществляют крупные бизнесмены в мажоритарных округах или в областные, городские, районные советы.

Подход на основе «идеальной модели кандидата» базируется на предположении о том, что избиратели достаточно четко представляют себе своего будущего депутата или президента, ту совокупность личностных, деловых и иных качеств, которыми он должен обладать. Поэтому в процессе проведения социологических исследований решается задача построения подобного «портрета» идеального депутата или иного выборного лица. Ставка здесь также, как видно, делается на определенный тип электорального поведения. Однако, срабатывает такой подход достаточно редко. Все дело в том, что определить имидж идеального кандидата можно, а вот «подобрать» под него кандидатуру весьма сложно. Поэтому чаще имидж успешного кандидата на выборную должность приходится моделировать.

«Адресный» подход к разработке стратегии избирательной кампании сегодня наиболее часто применяется в организации выборов в стране. В первую очередь – в мажоритарных округах, а также в местные органы власти. Суть его в проведении до разработки стратегии широкого комплекса электоральных исследований и выделение целевых («адресных») групп электората по самым различным основаниям: социально-демографическим, региональным, поведенческим, психографическим и иным. Затем в стратегии и тактике кампании разрабатываются специфика и методы работы с этими группами. Вариантом – является подход на основе выделения типов электорального поведения.

Что касается структуры стратегии, то существуют разные точки зрения. Чаще всего (независимо от того, идет ли речь о партийных выборах или выборах кандидатов в представительные органы власти местного самоуправления) стратегия имеет следующую структуру.

1. Предпосылки стратегического планирования кампании:

Определение целей и задач кампании;

Анализ специфики избирательного округа;

Анализ ресурсов кандидата.

2. Важнейшие элементы стратегии избирательной кампании:

2.1. Выбор главной стратегической линии кампании и типа стратегии;

2.2. Определение ключевой проблемы и тем кампании;

2.3. Моделирование имиджа кандидата или бренда партии;

Выявление целевых групп электората, моделей его электорального поведения и направлений работы с ним;

Разработка месседжа и главных лозунгов кампании;

Подготовка стратегии пропаганды.

3. Стратегия и тактика кампании. В этом разделе решаются уже задачи, связанные с реальным воплощением стратегии на базе учета поступившей информации о ситуации, сложившейся в период, когда кампания началась. Это могут быть проблемы организации стратегии кампании по отношению к конкурентам; стратегии контрпропаганды; представления организационного плана проведения избирательной кампании и т.п. Элементы данного раздела стратегии при ее первичной разработке формулируются лишь при определенных условиях.

4. Сущность и специфика политического пиара

Точно таким же образом, как в рамках обычного маркетинга, паблик рилейшнз выступают в качестве важнейшей маркетинговой коммуникации, в условиях политического маркетинга подобную роль «выполняет» политический PR. Политический PR – это важнейший элемент управления массовыми политическими процессами, инструмент продвижения на политическом рынке политических идей, программ, партий, лидеров.

При этом, в политике подобная маркетинговая коммуникация играет, пожалуй, наиглавнейшую роль, поскольку простое стимулирование сбыта здесь, в отличие от коммерческого маркетинга, практически не используется. Что же касается рекламы, то она, безусловно, используется, однако, реклама имиджевая. А имиджевая реклама – это уже, собственно, метод паблик рилейшнз. Поэтому главное средство продвижения политического «товара» именно политический PR. Поэтому, кстати говоря, большинство населения и идентифицирует паблик рилейшнз именно с политикой.

Значимость политических паблик рилейшнз такова, что по утверждению ряда специалистов, PR в принципе составляет три четверти политической дея­тельности, всей политики, поскольку здесь работает важнейшая аксиома: власть не только должна работать эффективно, но и граждане должны быть убеждены в том, что она работает эффективно. Причем второе – опора для первого.

Как справедливо считает Д.В. Ольшанский, политики начинают сегодня все отчетливее понимать, что для них PR – это не проведение отдельных PR-акций или «раскрутка» политика на первых этапах его политической карьеры. Для него – это постоянное PR-сопровождение своей жизни и деятельности. Поэтому на Западе со многими политиками постоянно работают не PR-агентства, а специальные политические консультанты, владеющие всем арсеналом средств, методов и технологий паблик рилейшнз.

Что же касается средств, методов и технологий паблик рилейшнз, то в политике, безусловно, работают все те средства взаимодействия с общественно­стью и общественным мнением, которые присущи PR в целом. В то же время связи с общественностью в политической сфере имеют свою определенную методику организации, технологические приемы, зависящие от специфики страны, политической системы, в рамках которой функционируют паблик рилейшнз.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...