Методы привлечения инвестиций
ФАНДРАЙЗИНГ - сбор средств. Целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки социально значимых институтов. Может осуществляться как бизнес, как благотворительная и как спонсорская деятельность. Сбор средств необходимо начинать с определения необходимых затрат. Ежемесячно организация должна платить в разные инстанции примерно одинаковые суммы: плату за аренду и коммунальные услуги, за пользование телефоном, налоги и отчисления во внебюджетные фонды, а также выплачивать заработную плату сотрудникам. Вот примерный перечень позиций, которые обязательно должны отражаться в статьях расходов как необходимый минимум: 1. Персонал (административные работники: директор, бухгалтер, постоянно работающие специалисты): заработная плата, социальное обеспечение, медицинское страхование, премиальные и другие выплаты; 2. Налоги; 3. Аренда и коммунальные услуги, ремонт оборудования. 4. Транспортные расходы: командировочные, расходы на топливо, билеты, аренда транспорта для коллективных дальних поездок; 5. Связь; 6. Представительские расходы; 7. Почтовые расходы; 8. Расходы на печать (информационные бюллетени, листовки, анкеты, отчеты, рекламные материалы); 9. Оплата банковских услуг. 10. Долги. 11. Следующим шагом должен стать перечень расходов, необходимых для осуществления деятельности организации: 12. Разовые расходы (покупка мебели, ремонт помещения); 13. Оплата труда работников, нанятых по контракту для выполнения разовых работ (те люди, которые нанимаются в связи с определенным проектом; 14. Социальные выплаты на фонд заработной платы временных работников;
15. Оборудование и материалы, необходимые для выполнения проекта; 16. Публикации в рамках проекта; 17. Иные специфические расходы, связанные с конкретным проектом. Источники финансирования: - пожертвования, вложения спонсоров, которые приходят от частного и государственного бизнеса; - проведение целевых / благотворительных мероприятий по сбору средств; - гранты, распределяемые зарубежными фондами; - финансирование из бюджета (обычно - из местного, на уровне городских или областных комитетов по культуре, по делам молодежи и т.д.); - создание малых предприятий, кооперативов, акционерных обществ с целью доходов от собственной коммерческой деятельности; - пожертвования частных лиц; - доходы от сбора членских взносов. Мы остановимся подробней на первых трех источниках финансирования - на спонсорских вложениях и на грантах. 1. РАБОТА СО СПОНСОРАМИ. Если организация приняла решение обратиться к спонсорам (юридическим или физическим), то в первую очередь нужно сформулировать миссию организации, подтверждающую ее уникальность, показывающую принципиальные отличия от других подобных ей. Для каждой творчески работающей организации это обычно не составляет труда, так как наличие концепции - обязательное условие успешности работы. Результаты локальных опросов и опыт многих организаций позволяют проследить следующую тенденцию в финансировании: - социальная помощь, включая социальную и медицинскую реабилитацию; - помощь детям - культура и искусство; - медицинская помощь; - экология; - социальные услуги; - образование; - защита прав граждан. На реализацию конкретных программ и акций средства выделяются с большей охотой, чем на долгосрочные проекты или просто на поддержание жизни организации. Какие мотивы побуждают коммерческие организации вкладывать немалые деньги на социальные и культурные программы?
1. «Филантропия» - помощь по «зову сердца». 2. Личная заинтересованность в решении проблемы. 3. прямая выгода (налоговые льготы). 4. Большой общественный интерес к проекту (Храм Христа Спасителя). Реклама. Благотворительные организации прелагают сделать бизнесу определенную рекламу (сообщить вместе с благодарностью фирме ее координаты, сферу деятельности). Но чаще всего коммерческие организации заинтересованы в том, чтобы самим сделать рекламу - в этом случае благотворительная организация только обеспечивает доступ к «рупору», направленному в массы. - Хорошая репутация. - Амбиции («наша организация не хуже и не беднее другой, которая на прошлой неделе пожертвовала пять тысяч долларов на проведение выставки). - Религиозные побуждения. - Чувство обязанности кому-либо - Область интересов бизнесмена. - Понимание важности и полезности работы организации, чувство благодарности. 2. ЦЕЛЕВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ СРЕДСТВ. Под целевыми мероприятиями по привлечению финансов подразумеваются мероприятия по сбору денег, которые осуществляют члены организации в пределах тех социальных групп, интересы которых представляет данная организация. Такой способ финансирования отличается сразу двумя положительными моментами. Во-первых, ведя работу в определенных социальных кругах, поддерживающих данную организацию, можно собрать достаточное количество финансовых средств, особенно если ставить конкретные и реально выполнимые цели. Во-вторых, собранными таким образом деньгами организация вправе распоряжаться исключительно по своему усмотрению (в случае финансирования различными фондами использование денежных средств часто бывает связано с теми или иными ограничениями). Участие в целевых мероприятиях по сбору финансовых средств дает людям возможность почувствовать свои собственные силы. В ходе кампаний по финансовой поддержке организации выявляются новые лидеры. Если во время такого мероприятия удается собрать существенную сумму, то и у руководителей, и у рядовых членов повышается самооценка, стимул к дальнейшей работе, возрастает вера в собственные силы, что вряд ли происходит в случае, когда ту же сумму выделяет на нужды организации какой-либо фонд или коммерческая организация. В последнем случае получение денег, может быть, и требует меньших усилий, но этот путь не дает людям настолько полно почувствовать свои возможности.
Наконец, эта практика ведет к перемене в расстановке сил. Когда группа создает собственный фонд на счет внутреннего финансирования на основе целевой деятельности по привлечению денежных средств, ее уже воспринимают как серьезного игрока на политической арене, имеющего мощную общественную поддержку. Наличие надежных источников финансовых поступлений приводит к изменениям в силовых отношениях между организацией и теми, кто стоит у власти. Вот далеко не полный перечень возможных способов привлечения финансовых средств: конкурсы, сборы по подписке, кинопросмотры, различные лотереи, фестивали, аукционы, лекции, коктейли, кулинарные книги, танцы, пешие и автобусные экскурсии, распространение рекламной продукции, театральные вечера, распродажа вещей, бывших в употреблении, продажа произведений искусства, карнавалы, концерты, благотворительные телемарафоны, спортивные соревнования, мелкое предпринимательство, рассылка писем, фермерские ярмарки, распространение календарей, вечера хорового пения и пр. 3. ГРАНТЫ. Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. Грант не нужно возвращать. Заявка - письменное обращение с просьбой о выделении гранта. Она необходима для того, чтобы убедить грантодателя (дарителя) вложить деньги в проект. Доноры (грантодатели, спонсоры) - частные лица или организации, рассматривающие заявки на грант и предоставляющие гранты. Заявители (applicants) - частные лица или организации, подающие заявки на грант. 4.ФОНДЫ. Нужно навести справки о том, какие организации имеют благотворительные программы в конкретной области, действующие в регионе. Форма помощи таких организаций обычно имеет различные виды грантов (безвозмездная материальная или финансовая поддержка). Сначала необходимо исследовать свой город или регион. Наиболее разветвленную сеть имеют в России Фонд “Евразия” и Институт “Открытое общество”. Можно попросить в фонде формы заявок и требования, к ним предъявляемые, ежегодные отчеты и печатные издания фонда (все это, как правило, имеется в фонде и предоставляется бесплатно). Спросить в фонде о их приоритетных областях, а также поинтересоваться о других известных им фондах и попросить их координаты.
Всегда нужно начинать поиск средств с фондов, организаций и учреждений, которые хорошо известны или которые вам порекомендовали, стараясь получить у них максимально возможную информацию Государственные фонды - госучреждения, финансируемые из бюджета своего государства. Примером в нашей стране может быть РФФИ (Российский Фонд Фундаментальных Исследований). Это бюрократические и требовательные фонды (доноры). Все их благотворительные программы имеют узкую направленность и ограничивают круг грантополучателей, а требования к оформлению заявок и отчетности по грантам наиболее строги. Как правило, они финансируют программы, не выходящие за пределы своей страны и не оплачивают работу иностранных граждан. Посреднические фонды - общественные организации, финансируемые государственными или частными фондами и распределяющие финансы по заявителям, удовлетворяющим требованиям фонда или программы. Примером таких фондов может быть Eurasia Fund (Фонд Евразия), имеющий представительства в различных регионах России и непосредственно управляемый из головного офиса в США (основная программа). Альтернативой государственным или посредническим фондам являются фонды частные, которые, в свою очередь, бывают независимыми и ассоциированными. Частные фонды - это негосударственные (частные) некоммерческие организации, получающие средства от граждан (в виде пожертвований) или коммерческих организаций, а также частные лица. Обычно эти фонды отличаются, по сравнению с государственными и посредническими фондами, меньшей бюрократичностью, менее жесткими требованиями к оформлению заявок, максимально упрощенной отчетностью, большей демократичностью. Хотя ряд частных фондов весьма и весьма требовательны по всем вышеперечисленным критериям. Фонды формируют исполнительные советы, рассматривающие заявки и выносящие решения о финансировании. Ассоциированные же фонды, как правило, финансируются из средств компании (коммерческих организаций, банков), с которой они ассоциированы. Например такие фонды, как Xerox Foundation, Apple, Hewlett-Packard, Дженерал Электрик (GE Fund), Merk Company Foundation (Фонд фирмы "Мерк") и др. Обычно ассоциированные фонды предоставляют гранты в областях деятельности близких или совпадающих со сферой деятельности компании. В нашей стране примером частного фонда может быть Фонд защиты интересов среднего класса (ФЗИСК).
Существуют также фонды, созданные специально для поддержки каких-либо проектов - это фонды прямого действия, фонды использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований или непосредственного предоставления услуг. И, наконец, местные фонды - создаются жителями конкретного региона, для поддержания и удовлетворения региональных потребностей. Соответственно ориентированы они на местные потребности и поддержку получают организации, оказывающие реальное влияние на региональную политику Источники информации о фондах: 1. Министерства. Фонды, действующие в России, обязательно должны зарегистрироваться в министерствах. Эта информация не является конфиденциальной и доступна 2. Представительства других государств. 3. Консультационные центры. 4. Международное сообщество. Международные правительственные организации ООН, Европейский Союз (ЕС), Совет Европы (СЕ), ЮНЕСКО, US AID, USIA и др., ряд из которых имеют представительства в России. 5. Центры фондов. Служба содержит библиотеки и базы данных, выпускает справочники. Наиболее известный из справочников FC - это Foundation Directory, в котором ежегодно публикуется информация о 5000 фондах США. Служба имеет возможность высылки по почте этого справочника, как и ряда других, по вашему запросу. Обращение в FC на английском языке. 6. Интернет. Большую услугу по сбору информации о фондах может оказать Internet. Каждый фонд имеет web-страницу, где можно узнать практически все от истории создания и учредителей до новейших программ и форме заявки конкретного типа проекта. Факторы, влияющие на выбор потенциальных доноров: 1.География. Большинство фондов и других источников финансирования ограничивают свою деятельность определенными регионами, областями или районами 2.Тематика. Благотворительный фонд финансирует проекты строго ограниченной тематики. 3.Тип поддержки. Фонды часто ограничивают типы работ (мероприятий), которые они готовы финансировать. 4.Тип получателей грантов. Различные источники финансирования и программы в рамках этих источников, как правило, ограничивают тип получателей грантов: индивидуальные исследования, студенты, неправительственные экологические организации, органы местного самоуправления, научно-исследовательские институты и т.д. ПРОЦЕСС ФАНДРАЙЗИНГА. Приводится примерный поэтапный план действий по работе в области фандрайзинга. 1 этап. Выбрать задачу, которую необходимо решить с помощью полученных ресурсов. Установить временные рамки. 2 этап. Собрать полную информацию и продумать аргументы в свою пользу. 3этап. Проанализировать возможные мотивы потенциальных спонсоров: какие из них можно поощрить. 4 этап. Проанализировать прошлый опыт сбора средств, определить своих сторонников, к которым можно обратиться в первую очередь. Определить, к кому можно еще обратиться. 5 этап. Подготовить и размножить материалы для предоставления спонсорам (заявки, пресс-релизы и др.). 6 этап. Согласовать внутри организации методы сбора средств. 7 этап. Организовать работу помощников (тех, кто непосредственно будет собирать пожертвования). Необходимо убедиться, что они имеют необходимую информацию и материалы для своей работы. 8 этап. Установить порядок контроля за поступлением средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|