Денежно-кредитные методы регулирования инфляционных процессов.
Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие инфляционных факторов. Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствование ее структуры. «Монетарное правило» М. Фридмена состоит в том, что ежегодный прирост денежной массы должен составлять 35%. Валютная политика имеет своей целью поддержание валютного курса, отвечающего интересам национальной экономики. Оптимальной является та динамика изменения курса, которая совпадает с показателями инфляции. Кредитная политика - комплекс мер в области кредита, который призван способствовать развитию экономики, росту товарного предложения. Принципиально задача - установление положительной (т. е. превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента. Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов, либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума. Ценовая политика - прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование. При прямом вмешательстве особую опасность для инфляции имеет установление государством минимальных цен на уровне существенно выше равновесных. В этом случае для поддержания минимальных цен государство нередко должно выступать в роли покупателя. (Например, в ЕС в рамках сельскохозяйственной политики устанавливаются государственные минимальные закупочные цены, имеющие своей целью поддержку фермерских хозяйств). Установление минимальных цен подрывает стимулы к снижению издержек для производителей. Государственные закупки могут потребовать дополнительной эмиссии платежных средств.
Структурная политика, содействующая регулированию инфляции, предполагает ликвидацию (сокращения до минимума) убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте - преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. Тем самым сокращаются потребности в эмиссии, формируются возможности для снижения издержек и цен. Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и ценами монополий (олигополии), сочетаемое с наблюдением за объемами производства; пресечение уголовными, административными, налоговыми средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий. Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможеннотарифных и нетарифных инструментов. Таможенные пошлины обусловливают непосредственно повышение цен импортируемых товаров, поскольку выступают разновидностью косвенных налогов. Нетарифное ограничение импорта имеет те же ценовые последствия, что и таможенные пошлины. В результате происходит сокращение предложения импортируемых товаров, что ведет к повышению цен товаров на национальном рынке. Возросший уровень цен требует приспособления к нему величины денежной массы. В зависимости от того, какой тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития, используется тот или иной комплекс мер регулирования. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению последнего (прежде всего, использование инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы, сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование. 78
Конкретными, специально разработанными методами регулирования инфляции являются: политика доходов, политика «дорогих денег», политика налогового стимулирования производства, политика замедления скорости обращения денег. Политика доходов предполагает «замораживание» заработной платы или определение пределов ее роста. Такая фиксация заработной платы ограничивает спрос на потребительские товары. Однако данная политика неэффективна - с отменой фиксации цены вновь начинают расти. Политика «дорогих денег» представляет собой ограничение денежного спроса через денежнокредитный и налоговый механизмы (уменьшение денежной массы через повышение процентной ставки, усиление тяжести налогообложения, снижение государственных расходов). В этом случае происходит структурная перестройка экономики. Предприятия, имеющие малую рентабельность, не выдерживают налогового пресса, не могут возвратить дорогие банковские кредиты и останавливают производство, что приводит к их банкротству. В экономике остаются лишь те фирмы, которые отвечают сложившимся рыночным условиям. Политика налогового стимулирования производства включает меры как по прямому стимулированию бизнеса путем значительного снижения налогов, налагаемых на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений физических лиц (снижение налогов с населения). Политика замедления скорости обращения денег. Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он сочетается с замедлением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики. Наибольшую опасность для существования социально экономической системы представляет гиперинфляция. Если ее не удается устранить средствами макроэкономической политики, прибегают к чрезвычайному методу регулирования инфляции - денежной реформе. К денежным реформам, стабилизирующим денежное обращение, относят: - девальвацию; - ревальвацию; - деноминацию; - нуллификацию. 26. Регулирование инфляционных процессов в России и за рубежом Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования, т.е. способности Центрального банка достигать заявленные стратегические цели - снижение уровня инфляции, весьма значимым представляется исследование опыта антиинфляционного регулирования западных стран и применение наиболее успешных методов в отечественной практике. Необходимо отметить, что антиинфляционная политика всегда играла важную роль среди направлений макроэкономического регулирования. Но придаваемое этому направлению значение существенно изменялось на протяжении всей истории антиинфляционного регулирования.
Преодоление инфляции - как основная цель денежно-кредитного регулирования возникает только в период расцвета монетаризма. В период господства кейнсианского подхода в государственном регулировании основной целью регулирования, в том числе денежно-кредитного, - было достижение полной занятости, преодоление инфляции приоритетной задачей не являлось. Впервые необходимость борьбы с инфляцией остро проявилась после Второй Мировой Войны. Разрушенная войной экономика характеризовалась дезорганизацией денежного обращения, недостатком товарного предложение, что вело к высоким темпам роста цен. В этот период борьба с инфляцией осуществлялась в рамках общеэкономического восстановления разрушенного хозяйства и, в первую очередь, денежного обращения. Между тем уже в этот период в ряде западноевропейских стран возникли первые элементы политики доходов; наиболее яркими примерами могут служить Великобритания и Нидерланды. В результате снижения инфляции с двухзначных до однозначных цифр инфляционный ориентир приобрел статус цели денежно-кредитной политики. Антиинфляционная политика была разбита на два этапа: первый этап состоял в сокращении инфляции, второй - в удержании её на постоянном уровне. Официальный переход произошел только на втором этапе в 1999 г. Помимо инфляционного ориентира проводился мониторинг и таргетировалось несколько показателей: · между фактическим и потенциальным ВВП, который отражал текущий и проектный деловой цикл; · в совокупных доходах и расходах (или дефицит текущего счета платежного баланса);
· темп прироста ВВП, безработицы, а также реальной и номинальной заработной платы; · денежное предложение и временная структура рыночных процентных ставок; · бюджетный дефицит. Кроме того, был введен жесткий контроль над движением капитала, действовавший на протяжении всех 90-х годов. Это позволило снизить волатильность иностранных инвестиций, увеличить их срок, сделало страну более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры. Что касается использования инфляционного таргетирования для управления инфляцией в России, то на наш взгляд, ЦБ РФ пока не может его эффективно использовать ввиду невыполнения следующих условий: во-первых, независимость ЦБ РФ носит по-прежнему во многом формальный характер; во-вторых, не достигнуты открытость и транспарентность денежно-кредитной политики; в-третьих, согласно исследованиям, до сих пор отсутствует доверие к денежным властям; в-четвертых, инструментарий денежно-кредитной политики ЦБ РФ не способен обуздать инфляцию, которая в РФ носит немонетарный характер. Интересным для России является и опыт Японии, с точки зрения, развития внутреннего производства. Японская модель базировалась на следующих основных принципах. Во-первых, это примат задач развития производства над другими задачами, в том числе над финансовой стабилизацией, а также отказ от слепого следования законам так называемого свободного рынка (например, отказ от рекомендаций послевоенной Японии ориентироваться, при отсутствии у неё собственного сырья и наличия мощной квалифицированной рабочей силы, прежде всего, на развитие трудоемких отраслей). Так, сразу после окончания войны Япония оказалась перед дилеммой: либо целиком сосредоточиться на преодолении тогдашней гиперинфляции, либо первоначально сосредоточить усилия на восстановлении разрушенного войной производства. Японское правительство выбрало второй путь. Восстановление производства проводилось путем предоставления последнему дешевых и целенаправленных кредитов особенно через образованный в 1947 г. Банк по финансированию восстановления (при угрозе жестких санкций предприятиям в случае не целевого использования кредитов). В результате к 1949 г., году проведения «шоковой терапии», японское промышленное производство по различным отраслям было восстановлено на 80-100%, В последующие годы японское государство играло огромную роль в проведении такой инвестиционно-структурной политики, которая способствовала формированию всего спектра отраслей, присущих индустриально-развитым странам, с все большим упором на приоритетное развитие наукоемких производств.
Во-вторых, это длительное сохранение жесточайшего государственного контроля за внешнеэкономической и валютной деятельностью (по сути настоящей монополии внешней торговли). Только в 1970-е годы, убедившись в конкурентоспособности своей промышленности и прочности национальной валюты, Япония постепенно отошла от подобного жесткого контроля. В-третьих, в Японии проводился бескомпромиссный курс на защиту национального капитала в сфере производства, банковском деле и других сферах. В связи с этим предпочтение отдавалось не столько импорту иностранного капитала, сколько импорту передовой иностранной технологии. Таким образом, можно говорить о формировании в Японии по сути особой модели экономического развития, получившей название «планово-рыночной экономики». В стране была создана своя модель государственного регулирования на базе взаимодействия административного аппарата и хозяйственной системы частного предпринимательства. С помощью этой системы вырабатываются и успешно применяются различные методы воздействия на хозяйственные решения частных предприятий, связанные с инвестициями, научно-технической политикой, ценообразованием на важнейшие продукты и ресурсы и пр. Эти методы не подменяют рыночный механизм, а поддерживают, дополняют и корректируют его функционирование. Учет японского опыта особенно важен для современной России, основными задачами которой являются сегодня: восстановление производства, национального сельского хозяйства, развитие банковского сектора, что является, в свою очередь, необходимыми условиями для преодоления инфляционных процессов. Наряду с этим при построении антиинфляционной политики чрезвычайно важно учитывать опыт стран, успешно справившихся с проблемой инфляции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|