О методической работе в Политехническом техникуме г.Комсомольска-на-Амуре
1.Общие положения 1.1. Методическая работа в техникуме (далее - Техникум) является составной частью учебно-воспитательного процесса и одним из основных видов деятельности директора, методиста и преподавательского состава. 1.2. Главными задачами методической работы являются: обеспечение выполнения требований Государственного образовательного стандарта по специальностям и направлениям подготовки; оптимизация содержания и организации учебного процесса в соответствии с образовательно-профессиональными программами и потребностями региона; совершенствование методики преподавания учебных дисциплин и использование инновационных технологий обучения; организация учебно-методического сопровождения учебных дисциплин и видов учебной деятельности студентов. 1.3. Методическая работа в основном проводится на кафедрах и факультетах. 1.4. Общее руководство методической работой в Техникуме осуществляет проректор по учебной и воспитательной работе непосредственно и через научно-методический совет. 1.5. Научно-методический совет в Техникуме создан для рассмотрения рекомендаций и предложений по наиболее важным вопросам совершенствования содержания и методики обучения, повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, внедрения передового опыта обучения и воспитания. 2. Формы и содержание методической работы в Техникуме 2.1. Основными формами методической работы в Техникуме являются: 2.1.1. Заседания по рассмотрению вопросов методики обучения и воспитания: ученого совета и научно-методического совета Техникума; ученых советов и методических комиссий факультетов;
общеуниверситетских кафедр и кафедр факультетов. 2.1.2. Научно – методические конференции, семинары и методические совещания; 2.1.3. Методические занятия: инструкторско-методические (показательные), открытые и пробные, а также лекции, доклады, сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, педагогики и психологии; 2.1.4. Разработка и совершенствование учебно-методических материалов и документов, совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса; 2.1.5. Научные исследования вопросов методики обучения и воспитания студентов и внедрение их результатов в учебно-воспитательный процесс; 2.1.6. Поиск путей интенсификации учебного процесса и организация обмена опытом методической работы; 2.1.7. Подготовка к проведению всех видов учебных занятий; 2.1.8. Проведение контроля учебных занятий. 2.2. Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов учебно-воспитательной работы, в том числе методики проведения педагогической и производственной практик, обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин и др. Они организуются и проводятся на факультетах и кафедрах. 2.3. Научно-методические конференции и семинары проводятся на факультетах и кафедрах. На них рассматриваются результаты научных исследований по проблемам Техникума, пути дальнейшего совершенствования подготовки специалистов, вопросы научной организации труда профессорско-преподавательского состава, внедрения новых методов и средств обучения и др. По наиболее важным методическим вопросам могут проводиться межвузовские научно-методические конференции и семинары. Научно-методические конференции могут вырабатывать рекомендации, которые утверждаются директором Техникума. 2.4. Методические занятия проводятся по плану кафедры, факультета. Открытые и пробные занятия обсуждаются на заседании кафедры.
2.4.1. Инструкторско-методические занятия проводятся по наиболее сложным и важным темам учебной программы, особенно по занятиям, проводимым двумя и более преподавателями. Инструкторско-методические занятия проводятся в целях отработки методики организации и проведения занятий, освоения наиболее эффективных методических приемов, становления единства в понимании и методике отработки учебных вопросов. Инструкторско-методические занятия проводятся заведующими кафедрами, ведущими и наиболее подготовленными преподавателями. 2.4.2. Показательные занятия проводятся лучшими методистами с целью продемонстрировать образцовую организацию и методику проведения занятий, эффективные методы использования на занятиях лабораторного оборудования, средств ТСО и других элементов учебно-материальной базы. Показательные занятия организуются в соответствии с расписанием учебных занятий. 2.4.3. Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям в организации занятий и методике их проведения, а также в целях контроля учебных занятий. 2.4.4. Пробные занятия проводятся по решению заведующего кафедрой в целях определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий со студентами, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам и вопросам. Пробные занятия, как правило, проводятся без студентов, только перед преподавательским составом. 2.5. Педагогические (методические) эксперименты организуются и проводятся в целях проверки на практике результатов научных исследований по вопросам обучения студентов и педагогической науки. Внедрение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций, основанных на результатах научных исследований, производится после их экспериментальной проверки, обсуждения на кафедре, рассмотрения на ученом совете Техникума (факультета). 2.6. Контроль учебных занятий проводится директором Техникума, проректором по учебной и воспитательной работе, начальником учебно-методического управления, деканом факультета, заведующим кафедрой в целях определения методического уровня проводимого занятия, степени достижения учебных и воспитательных целей, уровня подготовки лица, проводящего занятие. Подробный анализ проверенных занятий отражается в журнале контроля учебных занятий и доводится до сведения преподавательского состава.
2.7. Планирование методической работы в Техникуме (в виде планов работы научно-методического совета и работы методических секций факультетов) осуществляется на учебный год. Методическая работа на факультетах и кафедрах также планируется на учебный год и включается самостоятельным разделом на учебный год и на месяц. 3.Методическая работа на факультете 3.1. Основным содержанием методической работы на факультете являются: разработка и обсуждение на ученом совете факультета учебных планов, планов и программ; обобщение и внедрение в учебно-воспитательный процесс положительного опыта, выработка единых взглядов по вопросам учебной, методической и воспитательной работы; обсуждение проспектов и рукописей учебников и учебных пособий по дисциплинам профилирующих кафедр; анализ состояния самостоятельной работы студентов и обеспеченности студентов учебной и учебно-методической литературой; обсуждение итогов экзаменационных сессий, защиты курсовых и дипломных работ и сдачи государственных экзаменов; организация повышения квалификации преподавателей через факультет повышения квалификации и аспирантуру; анализ отзывов предприятий, организаций и научно-исследовательских учреждений о выпускниках факультета и определение мероприятий по устранению недостатков подготовки специалистов. 3.2. Для непосредственной организации и руководства методической работой на факультетах создаются методические комиссии. 3.2.1. В состав методической комиссии включаются преподаватели, ведущие совместную учебную работу по определенной дисциплине или по смежным дисциплинам, заведующие кафедрами и представители деканатов. Председатель методической комиссии избирается составом комиссии и утверждается деканом факультета.
3.2.2. На заседаниях методических комиссий рассматриваются следующие вопросы: обсуждение учебных планов, учебных и рабочих программ (тематических планов), программ государственных экзаменов, учебно-методической литературы; определение оптимального содержания, последовательности изучения дисциплин, видов занятий; координация деятельности кафедр по совершенствованию учебно-методической работы и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса; обсуждение профориентационной работы в школах, на предприятиях и других организациях, проведение Дня открытых дверей; обсуждение итогов государственных экзаменов и защиты дипломных работ, успеваемости студентов по результатам экзаменационных сессий; совершенствование активных методов обучения и познавательной деятельности студентов; обсуждение вопросов обучения студентов по индивидуальным планам и совершенствование самостоятельной работы студентов; создание системы активного контроля на всех этапах подготовки специалистов; обсуждение вопросов оптимизации труда профессорско-преподавательского состава, учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава на новый учебный год; оказание помощи в становлении молодых преподавателей; обсуждение вопросов анкетирования студентов по организации и обеспечению учебного процесса, по оценке профессионализма и авторитета преподавателя; совершенствование учебно-воспитательного процесса на факультете, организации и проведения педагогической и производственной практик; организация и проведение методических занятий: инструкторско-методических, показательных, открытых, пробных; обсуждение тем и требований к курсовым и дипломным работам, подготовки студентов к защите дипломных работ; подбор и подготовка руководителей и рецензентов; осуществление контроля за своевременной подготовкой и изданием учебных программ и учебно-методических материалов по дисциплинам кафедр; организация и проведение выставок учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, смотров–конкурсов на лучшую методическую разработку; создание на факультете методического кабинета и руководство его работой по накоплению, обобщению и распространению передового опыта; подготовка и участие в научно-методических конференциях вуза и факультета. 3.3. Работа методической комиссии организуется по годовому плану, утвержденному деканом факультета. 3.4. Решения методической комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов при участии на заседании не менее 50% членов комиссии.
Решения методической комиссии являются обязательными для исполнения кафедрами данного факультета и кафедрами, обеспечивающими подготовку студентов по специальности, направлению. 3.5. Итоги работы методической комиссии обсуждаются на заседании ученого совета факультета. 4. Методическая работа на кафедре 4.1. Кафедра является центром методической работы. Основной формой ее методической работы являются заседания кафедры. 4.2. Кроме того, на кафедре планируется и проводится: разработка учебных программ, рабочих планов (тематических планов) и согласование их с учебными программами смежных кафедр; написание и обсуждение рукописей учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов по дисциплинам кафедры; проведение показательных лекций и практических занятий наиболее опытными и подготовленными преподавателями; взаимное посещение занятий преподавателями с целью обмена опытом преподавания учебных дисциплин кафедры; проведение и обсуждение пробных занятий начинающих преподавателей, а также отдельных занятий по узловым вопросам дисциплины (курса); анализ и обсуждение итогов преподавания учебных дисциплин, проведения отдельных видов учебных занятий (деловых игр, практик, защиты курсовых и дипломных работ и др.); обсуждение вопросов организации и контроля учебной работы студентов, анализ бюджета времени студентов и объема всех видов учебных занятий; обсуждение отзывов о работе выпускников; разработка и совершенствование средств наглядности обучения (схем, стендов, диапозитивов, диафильмов и т.п.), применения ЭВМ и технических средств обучения; работа с родственными и взаимообеспечивающими кафедрами по обмену опытом, наилучшей увязке учебных программ и последовательности прохождения соответствующих курсов. 4.3. На кафедре может создаваться методическая комиссия. Состав методической комиссии определяется заведующим кафедрой и утверждается на заседании кафедры. Руководитель (председатель) методической комиссии кафедры, как правило, входит в состав методической комиссии факультета. 4.3.1. На методическую комиссию кафедры возлагается: анализ качества учебных программ и рабочих планов (тематических планов), представление результатов на обсуждение кафедрой; непосредственное участие в разработке учебно-методических документов; проверка обеспеченности преподаваемых дисциплин учебно-методической литературой и принятие мер к изданию этой литературы в редакционно-издательском управлении Техникума; организация проверочных посещений учебных занятий, обсуждение итогов проверок качества преподавания дисциплин; анализ отзывов о работе выпускников и разработка на их основе предложений по уточнению учебных программ и учебных планов по специальности, направлению; разработка рекомендаций по совершенствованию организации и обеспечению самостоятельной работы студентов; анализ качества подготовки студентов; внесение предложений по индивидуальному обучению студентов. 4.3.2. Рекомендации методической комиссии, рассмотренные и одобренные на заседании кафедры, являются обязательной основой для практических действий всех преподавателей кафедры.
Приложение 3
План методической работы на 2008-2009 уч.г
1. Организационная работа
2. Технологическое обеспечение образовательного процесса
3. Информационная деятельность
4. Контроль, диагностика, анализ результативности
Приложение 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|