Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О методической работе в Политехническом техникуме г.Комсомольска-на-Амуре

1.Общие положения

1.1. Методическая работа в техникуме (далее - Техникум) является составной частью учебно-воспитательного процесса и одним из основных видов деятельности директора, методиста и преподавательского состава.

1.2. Главными задачами методической работы являются:

 обеспечение выполнения требований Государственного образовательного стандарта по специальностям и направлениям подготовки;

 оптимизация содержания и организации учебного процесса в соответствии с образовательно-профессиональными программами и потребностями региона;

 совершенствование методики преподавания учебных дисциплин и использование инновационных технологий обучения;

 организация учебно-методического сопровождения учебных дисциплин и видов учебной деятельности студентов.

1.3. Методическая работа в основном проводится на кафедрах и факультетах.

1.4. Общее руководство методической работой в Техникуме осуществляет проректор по учебной и воспитательной работе непосредственно и через научно-методический совет.

1.5. Научно-методический совет в Техникуме создан для рассмотрения рекомендаций и предложений по наиболее важным вопросам совершенствования содержания и методики обучения, повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, внедрения передового опыта обучения и воспитания.

2. Формы и содержание методической работы в Техникуме

2.1. Основными формами методической работы в Техникуме являются:

2.1.1. Заседания по рассмотрению вопросов методики обучения и воспитания:

 ученого совета и научно-методического совета Техникума;

 ученых советов и методических комиссий факультетов;

 общеуниверситетских кафедр и кафедр факультетов.

2.1.2. Научно – методические конференции, семинары и методические совещания;

2.1.3. Методические занятия: инструкторско-методические (показательные), открытые и пробные, а также лекции, доклады, сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, педагогики и психологии;

2.1.4. Разработка и совершенствование учебно-методических материалов и документов, совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса;

2.1.5. Научные исследования вопросов методики обучения и воспитания студентов и внедрение их результатов в учебно-воспитательный процесс;

2.1.6. Поиск путей интенсификации учебного процесса и организация обмена опытом методической работы;

2.1.7. Подготовка к проведению всех видов учебных занятий;

2.1.8. Проведение контроля учебных занятий.

2.2. Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов учебно-воспитательной работы, в том числе методики проведения педагогической и производственной практик, обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин и др. Они организуются и проводятся на факультетах и кафедрах.

2.3. Научно-методические конференции и семинары проводятся на факультетах и кафедрах. На них рассматриваются результаты научных исследований по проблемам Техникума, пути дальнейшего совершенствования подготовки специалистов, вопросы научной организации труда профессорско-преподавательского состава, внедрения новых методов и средств обучения и др. По наиболее важным методическим вопросам могут проводиться межвузовские научно-методические конференции и семинары.

Научно-методические конференции могут вырабатывать рекомендации, которые утверждаются директором Техникума.

2.4. Методические занятия проводятся по плану кафедры, факультета. Открытые и пробные занятия обсуждаются на заседании кафедры.

2.4.1. Инструкторско-методические занятия проводятся по наиболее сложным и важным темам учебной программы, особенно по занятиям, проводимым двумя и более преподавателями. Инструкторско-методические занятия проводятся в целях отработки методики организации и проведения занятий, освоения наиболее эффективных методических приемов, становления единства в понимании и методике отработки учебных вопросов. Инструкторско-методические занятия проводятся заведующими кафедрами, ведущими и наиболее подготовленными преподавателями.

2.4.2. Показательные занятия проводятся лучшими методистами с целью продемонстрировать образцовую организацию и методику проведения занятий, эффективные методы использования на занятиях лабораторного оборудования, средств ТСО и других элементов учебно-материальной базы. Показательные занятия организуются в соответствии с расписанием учебных занятий.

2.4.3. Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям в организации занятий и методике их проведения, а также в целях контроля учебных занятий.

2.4.4. Пробные занятия проводятся по решению заведующего кафедрой в целях определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий со студентами, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам и вопросам. Пробные занятия, как правило, проводятся без студентов, только перед преподавательским составом.

2.5. Педагогические (методические) эксперименты организуются и проводятся в целях проверки на практике результатов научных исследований по вопросам обучения студентов и педагогической науки. Внедрение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций, основанных на результатах научных исследований, производится после их экспериментальной проверки, обсуждения на кафедре, рассмотрения на ученом совете Техникума (факультета).

2.6. Контроль учебных занятий проводится директором Техникума, проректором по учебной и воспитательной работе, начальником учебно-методического управления, деканом факультета, заведующим кафедрой в целях определения методического уровня проводимого занятия, степени достижения учебных и воспитательных целей, уровня подготовки лица, проводящего занятие. Подробный анализ проверенных занятий отражается в журнале контроля учебных занятий и доводится до сведения преподавательского состава.

2.7. Планирование методической работы в Техникуме (в виде планов работы научно-методического совета и работы методических секций факультетов) осуществляется на учебный год.

Методическая работа на факультетах и кафедрах также планируется на учебный год и включается самостоятельным разделом на учебный год и на месяц.

3.Методическая работа на факультете

3.1. Основным содержанием методической работы на факультете являются:

 разработка и обсуждение на ученом совете факультета учебных планов, планов и программ;

 обобщение и внедрение в учебно-воспитательный процесс положительного опыта, выработка единых взглядов по вопросам учебной, методической и воспитательной работы;

 обсуждение проспектов и рукописей учебников и учебных пособий по дисциплинам профилирующих кафедр;

 анализ состояния самостоятельной работы студентов и обеспеченности студентов учебной и учебно-методической литературой;

 обсуждение итогов экзаменационных сессий, защиты курсовых и дипломных работ и сдачи государственных экзаменов;

 организация повышения квалификации преподавателей через факультет повышения квалификации и аспирантуру;

 анализ отзывов предприятий, организаций и научно-исследовательских учреждений о выпускниках факультета и определение мероприятий по устранению недостатков подготовки специалистов.

3.2. Для непосредственной организации и руководства методической работой на факультетах создаются методические комиссии.

3.2.1. В состав методической комиссии включаются преподаватели, ведущие совместную учебную работу по определенной дисциплине или по смежным дисциплинам, заведующие кафедрами и представители деканатов. Председатель методической комиссии избирается составом комиссии и утверждается деканом факультета.

3.2.2. На заседаниях методических комиссий рассматриваются следующие вопросы:

 обсуждение учебных планов, учебных и рабочих программ (тематических планов), программ государственных экзаменов, учебно-методической литературы;

 определение оптимального содержания, последовательности изучения дисциплин, видов занятий;

 координация деятельности кафедр по совершенствованию учебно-методической работы и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса;

 обсуждение профориентационной работы в школах, на предприятиях и других организациях, проведение Дня открытых дверей;

 обсуждение итогов государственных экзаменов и защиты дипломных работ, успеваемости студентов по результатам экзаменационных сессий;

 совершенствование активных методов обучения и познавательной деятельности студентов;

 обсуждение вопросов обучения студентов по индивидуальным планам и совершенствование самостоятельной работы студентов;

 создание системы активного контроля на всех этапах подготовки специалистов;

 обсуждение вопросов оптимизации труда профессорско-преподавательского состава, учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава на новый учебный год;

 оказание помощи в становлении молодых преподавателей;

 обсуждение вопросов анкетирования студентов по организации и обеспечению учебного процесса, по оценке профессионализма и авторитета преподавателя;

 совершенствование учебно-воспитательного процесса на факультете, организации и проведения педагогической и производственной практик;

 организация и проведение методических занятий: инструкторско-методических, показательных, открытых, пробных;

 обсуждение тем и требований к курсовым и дипломным работам, подготовки студентов к защите дипломных работ;

 подбор и подготовка руководителей и рецензентов;

 осуществление контроля за своевременной подготовкой и изданием учебных программ и учебно-методических материалов по дисциплинам кафедр;

 организация и проведение выставок учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, смотров–конкурсов на лучшую методическую разработку;

 создание на факультете методического кабинета и руководство его работой по накоплению, обобщению и распространению передового опыта;

 подготовка и участие в научно-методических конференциях вуза и факультета.

3.3. Работа методической комиссии организуется по годовому плану, утвержденному деканом факультета.

3.4. Решения методической комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов при участии на заседании не менее 50% членов комиссии.

Решения методической комиссии являются обязательными для исполнения кафедрами данного факультета и кафедрами, обеспечивающими подготовку студентов по специальности, направлению.

3.5. Итоги работы методической комиссии обсуждаются на заседании ученого совета факультета.

4. Методическая работа на кафедре

4.1. Кафедра является центром методической работы. Основной формой ее методической работы являются заседания кафедры.

4.2. Кроме того, на кафедре планируется и проводится:

 разработка учебных программ, рабочих планов (тематических планов) и согласование их с учебными программами смежных кафедр;

 написание и обсуждение рукописей учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов по дисциплинам кафедры;

 проведение показательных лекций и практических занятий наиболее опытными и подготовленными преподавателями;

 взаимное посещение занятий преподавателями с целью обмена опытом преподавания учебных дисциплин кафедры;

 проведение и обсуждение пробных занятий начинающих преподавателей, а также отдельных занятий по узловым вопросам дисциплины (курса);

 анализ и обсуждение итогов преподавания учебных дисциплин, проведения отдельных видов учебных занятий (деловых игр, практик, защиты курсовых и дипломных работ и др.);

 обсуждение вопросов организации и контроля учебной работы студентов, анализ бюджета времени студентов и объема всех видов учебных занятий;

 обсуждение отзывов о работе выпускников;

 разработка и совершенствование средств наглядности обучения (схем, стендов, диапозитивов, диафильмов и т.п.), применения ЭВМ и технических средств обучения;

 работа с родственными и взаимообеспечивающими кафедрами по обмену опытом, наилучшей увязке учебных программ и последовательности прохождения соответствующих курсов.

4.3. На кафедре может создаваться методическая комиссия. Состав методической комиссии определяется заведующим кафедрой и утверждается на заседании кафедры. Руководитель (председатель) методической комиссии кафедры, как правило, входит в состав методической комиссии факультета.

4.3.1. На методическую комиссию кафедры возлагается:

 анализ качества учебных программ и рабочих планов (тематических планов), представление результатов на обсуждение кафедрой;

 непосредственное участие в разработке учебно-методических документов;

 проверка обеспеченности преподаваемых дисциплин учебно-методической литературой и принятие мер к изданию этой литературы в редакционно-издательском управлении Техникума;

 организация проверочных посещений учебных занятий, обсуждение итогов проверок качества преподавания дисциплин;

 анализ отзывов о работе выпускников и разработка на их основе предложений по уточнению учебных программ и учебных планов по специальности, направлению;

 разработка рекомендаций по совершенствованию организации и обеспечению самостоятельной работы студентов;

 анализ качества подготовки студентов;

 внесение предложений по индивидуальному обучению студентов.

4.3.2. Рекомендации методической комиссии, рассмотренные и одобренные на заседании кафедры, являются обязательной основой для практических действий всех преподавателей кафедры.

 


Приложение 3

 

План методической работы на 2008-2009 уч.г

№ п/п Направление деятельности Целевая установка (задачи) Содержание основной деятельности Сроки Ответственный

 

1. Организационная работа

1.1 Работа методического совета Координация методической работы. Рассмотрение предложений по наиболее важным проблемам содержания и методики преподавания. Анализ динамики развития лицея. 1.Итоги методической работы. 2.Распространение передового педагогического опыта через педсоветы, педучебу, работу творческих групп. 3.Совершенствование имеющейся и разработка новой нормативной документации. 4.Отслеживание результативности образовательного процесса. 5.Разработка образовательно-ориентированной профессиограммы.    
1.2 Работа предметных (цикловых) комиссий (ПЦК) Реализация инновационных педагогических и информационных технологий. Повышение профессионального уровня педагогов. Организация работы над общей и индивидуальной методическими темами. 1.Рассмотрение документации преподавателей. 2.Работа над государственными стандартами СПО. 3.Анализ мониторинга результативности деятельности преподавателей и студентов. 4.Подготовка публикаций в периодическую печать, научные сборники. 5.Организация и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий. б.Совершенствование комплексного учебно-методического обеспечения дисциплин. 7.Организация наставничества для начинающих педагогов. 8.Участие в учебно-исследовательской работе научного общества студентов. 9.Анализ внедрения инновационных педтехнологий в учебный процесс. 10.Участие в разработке образовательно-ориентированной профессиограммы    
1.3   1.4     1.5 Организация научно- исследовательской деятельности препо- давателей и студентов.   Методическое обеспечение повышения квалификации педработников и развитие педагогического творчества     Работа методического кабинета Курирование, координация, регулирование научно- исследовательской работы (НИР). Систематизация результатов НИР     Диагностика уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов. Создание мотивации к повышению уровня педагогического мастерства. достижение оптимального уровня профессиональной квалификации. Пропаганда передового педагогического опыта. Организация научно-педагогической информации. Систематизация материалов по вопросам учебно-воспитательной и методической работы 1.Формирование навыков самостоятельной теоретической и исследовательской работы студентов. 2.Закрепление навыков курсового и дипломного проектирования.     1.Повышение квалификации преподавателей и мастеров п/о. 2.Организация педучебы. 3.Взаимопосещение занятий. 4.Участие в конкурсе «Учитель года — 2008». 5.Организация наставничества. б.Проведение «Мастер-класса». 7.Участие в работе творческих групп.   1.Проведение педучебы. 2.Проведение семинаров на базе методического кабинета. 3.Организация методических выставок. 4.Организация консультаций для преподавателей и мастеров п/о. 5.Участие в организации и проведении конкурсов педагогического мастерства. 6.Обеспечение хранения, пополнения и обновление методических материалов кабинета. 7.Организация и проведение школы молодого специалиста    
1.6 Деятельность творческих групп по изучению и внедрению современных педтехнологий в образовательный процесс Обеспечение условий для перевода колледжа в инновационный режим работы на основе программно-целевого подхода к управлению развитием 1.Проведение педучебы теоретических семинаров по изучению современных педтехнологий. 2.Проведение диагностических исследований состояния образовательно-инновационных процессов в колледже. 3.Разработка условий успешной адаптации новых педтехнологий и их элементов. 4.Анализ инновационного опыта педагогов и разработка методики его использования другими преподавателями. 5.Создание концепций развития содержания учебных дисциплин, авторских рабочих программ, рациональных режимов обучения, новых педагогических методов, приемов, мониторинговых работ. 6.Создание банка («копилки») данных по современным педагогическим технологиям. 7.Создание видеотеки по результатам внедрения в практику современных педагогических технологий. 8.Творческий отчет по работе.    
1.7 Связь с информационно-методическим центром Организация сбора и накопления информации о деятельности всех подразделений колледжа. Мониторинг деятельности техникума. Изучение, обобщение передового педагогического опыта и подготовка статей в периодическую печать и научные сборники 1.Подготовка аналитической карты техникума 2.Курсовая подготовка и переподготовка. 3.Издательская деятельность. 4.Публикация материалов из опыта работы преподавателей в предметных журналах    
1.8 Сотрудничество с инновационными учебными заведениями города, края Изучение опыта работы инновационных учебных заведений Участие в мероприятиях, проводимых отделом образования    

 

2. Технологическое обеспечение образовательного процесса

2.1 Планирование развития направлений деятельности лицея достижение оптимальных конечных результатов. Совершенствование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации творческих возможностей преподавателей и студентов. Систематизация планирования образовательного процесса лицея 1.Разработка комплексного плана работы техникума, планов работы его структурных под- разделений, программы по реализации единиц методической темы. 2.Корректировка рабочих программ. 3.Совершенствование календарно-тематического планирования. 4.Совершенствование с УМК    
2.2 Разработка и совершенствование нормативных документов Обеспечение инновационной, научно-исследовательской деятельности структур техникума Создание программы «Развитие техникума в 2008—2013 гг.»    
2.3 Развитие научно- методической базы Совершенствование преподавания, включение педработников в деятельность по разработке нового содержания, новых педтехнологий. Поиск новых форм и методов образования. Научно- методическое обеспечение образовательных стандартов, разработка недостающих средств обучения 1.Пополнение научно-методической базы методкабинета, библиотеки, кабинетов. 2.Обеспечение техникума необходимыми изданиями инновационной направленности. 3.Создание условий для перевода методической работы преподавателей и мастеров п/о в научно-методическую и научно- исследовательскую    
2.4 Создание базы данных о передовом педагогическом опыте преподавателей и мастеров п/о Обеспечение «банка» инноваций. Воплощение в педагогической практике оптимальных форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса, дающих устойчивые положительные результаты. 1.Накопление и систематизация материалов. 2. Выявление уровня и профессиональной компетенции педагогов. 3.Совместная работа методсовета, педсовета и методического кабинета. 4.Подготовка педработниками методической продукции. 5.Методические выставки, конкурсы    
2.5 Обеспечение комплектования книжного фонда учебниками, методической литературой Качественная подготовка специалистов в соответствии с государственными образовательными стандартами СПО 1.Приобретение учебной литературы для специальностей повышенного уровня. 2.Создание собственной учебно-методической печатной продукции. 3.Обеспечение техникума необходимыми изданиями инновационной направленности    

 


3. Информационная деятельность

3.1 Формирование банка педагогической ин- формации Повышение профессиональной компетенции участников инновационной деятельности Оформление стендов, пополнение папок, картотеки, видеотеки, создание словаря педагогических понятий, медиатеки современных учебно-методических материалов    
3.2 Создание компьютерной программы мониторинга Обобщение и анализ информации о состоянии образовательного процесса для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования 1.Программное и инженерно-техническое обеспечение мониторинга. 2.Систематизация полученной информации, повышение ее оперативности и доступности. З.Анализ результатов мониторинга. 4.Корректировка деятельности    
3.3 Информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии обще- го, специального, дополнительного образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, видеоматериалах, рекомендациях, локальных актах Повышение профессиональной компетенции педагогов 1.Подготовка информации, ознакомление преподавателей и мастеров с новыми тенденциями в образовании на инструктивно-методических совещаниях, заседаниях ПЦК, педучебе. 2. Оформление стендов, папок в методкабинете    

 


4. Контроль, диагностика, анализ результативности

4.1 Диагностика деятельности Изучение состояния образовательного процесса 1.Комплексное учебно-методическое обеспечение специальностей, дисциплин. 2.Внедрение элементов новых педтехнологий. 3.Организация учебно-исследовательской работы преподавателей и студентов. 4.Уровень обученности студентов 5.Уровень развития личности в психическом аспекте. 6.Уровень воспитанности 7.Практическое обучение 8.Производственное обучение    
4.2 Контроль Обеспечение научного и высокого профессионального уровня приобретаемых знании, прочность формируемых навыков 1.Входной контроль. 2.Состояние документации. 3 Выполнение правил внутреннего распорядка. 4.Посещаемость и успеваемость обучающихся. 5.Работа творческих объединений и спортивных секций. 6.Контроль за практикой. 7.Проведение контрольных срезовых работ. 8.Смотр-конкурс учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, спортивных залов. 9.Выполнение учебного плана. 10.Проверка журналов. 11.Работа творческих групп. 12.Посещение уроков.    
4.3 Анализ результативности методической работы Обновление содержания образования 1.Работа по повышенному уровню. 2.Методическое обеспечение предмета (учебники, методическая литература, учебные пособия, созданные преподавателями). 3.Система отслеживания профессионального мастерства педагогов (преподаватели глазами студентов, анализ уроков, анализ за учебный год). 4.Совершенствование содержания, форм, методов, средств обучения (открытые уроки, педучеба, конкурс «Учитель года», работа в творческих группах, «Мастер-класс»). 5.Разработка нормативных и методических документов (локальные акты, положения, концепции). 6.Повышение педагогического и профессионального мастерства преподавателей (самообразование, курсовая подготовка, аттестация работа с молодыми специалистами участие в конкурсах, проведение открытых уроков). 7.Приобщение преподавателей к исследовательской деятельности (публикации в периодической печати, научных сборниках, участие в работе НОС, курсовое, дипломное проектирование).    

 


Приложение 4

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...