Беседа по сюжетным картинкам.
Материал: различные сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т. п. Содержание диагностического задания: Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? И т. п. Критерии оценки 1 балл - односложные ответы по содержанию каждой картинки. Значительные затруднения при выполнении задания. 2 балла - ребенок по картинкам называет правильные и неправильные действия в общении с природой. Познания о живой и неживой природе немногочисленны. 3 балла - ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями, не рвать растения и т. д.). Охотно делится своими познаниями о живом и неживом. Высокий уровень -10-12 баллов. Средний уровень - 6-9 баллов. Низкий уровень - 4-5 баллов. Образовательная область «Коммуникация» Развитие речи
I. Словарный запас. Дидактические игры, упражнения, вопросы Игра «Опиши предмет». Материал: различные предметные картинки. Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы. Просит ответить на вопросы: - Что это? (Шар.) - Какой он? (Красный, большой, воздушный.) - Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)
Дидактическая игра «Закончи предложение». Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение». -Я буду начинать предложение, а ты - подумай, как его можно закончить. - Сахар сладкий, а перец... (горький).
- Дорога широкая, а тропинка... (узкая). - Пластилин мягкий, а камень... (твердый). - Мачеха злая, а Золушка... - Карабас-Барабас злой, а Папа Карло...и т. п.
Задание «Расскажи о мальчиках». Материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчиков: один - чистый, аккуратный, веселый, второй - неряшливый, грустный. Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков. Затем организовывает беседу по вопросам: - Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение? - Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный.) - Быть неряшливым хорошо? - А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным? - А какой мальчик тебе нравится? Почему? И т. п. Критерии оценки 1 балл - словарный запас бедный, затрудняется в подборе слов антонимов. 2 балла - понимает и употребляет слова-антонимы. Допускает ошибки или затрудняется в определении разнообразных свойств и качеств предметов, эстетических характеристик. 3 балла - ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимает и употребляет слова-антонимы. II. Уровень сформированности грамматической стороны речи. Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическое упражнение «Сервируем стол». Материал: чайный сервиз (для кукол), предметные картинки с изображением продуктов питания (муляжи). Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы: - Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.) - Назови известные предметы посуды. - Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (Сахар, чай, сухарики…)
- В какую посуду положить сахар?» (В сахарницу.) - А сухарики? (В сухарницу.) И т. п. - Расставь красиво посуду. - Где лежит чайная ложка? (Рядом с блюдцем или справа от блюдца.) И т. д.
Упражнение «Закончи предложение». Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку придумать окончание предложения: «Наступила ночь и...» «Мы пошли с мамой в магазин и купили...». «Мне нравится зима, потому что». «Мы делаем зарядку, потому что» и т.п
Дидактическая игра «Прятки». Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котята, ежата, лисята) или предметные картинки с их изображением. Содержание диагностического задания: Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и·просит ребенка назвать группы животных. - Это лисята. - Это ежата. И т. д. Затем воспитатель просит запомнить все группы животных и предлагает ребенку закрыть глаза. Воспитатель убирает одну группу игрушек. После того как ребенок открывает глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, котят и т. д.). Критерии оценки 1 балл - ребенок не справляется с заданиями. 2 балла - затрудняется самостоятельно образовывать новые слова (сахар - сахарница), Осмысливает причинно – следственные отношения, преимущественно в речи использует простые предложения или сложносочиненные, исключая сложноподчиненные предложения. Допускает ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих животных. 3 балла - ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. III. Уровень развития связной речи. Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическая игра «К нам пришел почтальон». Материал: сюжетные картинки «Времена года». Содержание диагностического задания: В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.
Дидактическая игра «Расскажи об игрушке». Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др. Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.
Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко». Содержание диагностического задания: Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко. - Как ты думаешь, из какой сказки данные герои? - Что произошло с петушком? - Как ты думаешь, почему петушок подавился? - К кому сначала побежала курочка за помощью? - Для чего нужно было маслице? (Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного театра.
Критерии оценки 1 балл - ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать о содержании сюжетной картинки. Не способен по образцу описать игрушку. Во время драматизации сказки преимущественно пользуется ситуативной речью, жестами. 2 балла - ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков. С помощью взрослого драматизирует знакомую сказку. 3 балла - ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке. Умеет драматизировать отрывки из знакомой сказки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|