Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение
Критерии оценки Что изучается? Знания детей о видах транспорта, предметах, облегчающих труд человека в быту, и предметах, создающих комфорт Дидактические игры, упражнения, вопросы 1. Дидактическая игра «Виды транспорта» (классификация видов транспорта: пассажирский, грузовой, транспорт специального назначения). Предметные картинки: троллейбус, автобус, трамвай, грузовик, самосвал, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина и другие. 2. Дидактическая игра «Найди пару». Предметные картинки: веник, пылесос, нож, блендер, стиральная доска, стиральная машина, печатная машинка, компьютер и другие Содержание диагностического задания 1. Ребенок рассматривает картинки с различными видами транспорта. Задание: разложи картинки по видам транспорта (пассажирский, грузовой, специальные машины). 2. Ребенок рассматривает картинки и сравнивает их. Задания: сравни предметы и назови те, которые облегчают труд человека в быту и создают комфорт; разложи все картинки попарно (веник и пылесос, стиральная доска и стиральная машина и т. д.)
Критерии оценки 3 балла - ребенок различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд людей в быту, легко справляется с заданиями без помощи педагога. 2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации видов транспорта и предметов, облегчающих труд людей в быту. Требует дополнительных инструкций. 1 балл - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения
Что изучается? Знания детей о размере, цвете, форме, «весе», материале, из которого сделан предмет, и умение его описывать Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «А знаешь литы?» Материал: предметы и предметные картинки: мячи разного размера, сделанные из различного материала (пластмасса, резина); деревянные или пластмассовые пирамидки разного размера, предметы из металла и стекла. 2. Дидактическая игра «Опиши знакомые предметы». Материал: те же картинки или предметы, что и в п. 1 1. Ребенок рассматривает предметы и картинки, отвечает на в о п р о с ы: - Какого размера резиновый мяч? Деревянная пирамидка? - Назови цвет всех колец пирамидки. - Что тяжелее: пластмассовый мяч или резиновый? Почему? (Можно продолжить ряд до 6 вопросов.) 2. Ребенок загадывает любой предмет и описывает его так, чтобы воспитатель мог понять, о каком предмете он говорит. Содержание диагностического задания Задание: необходимо назвать цвет, форму, размер предмета, его «вес» (тяжелый или легкий) и материал, из которого сделан загаданный предмет Критерии оценки 3 балла - ребенок безошибочно определяет размер, цвет, форму, «вес», материал, из которого сделаны предметы, и на основе этого описывает их. 2 балла - ребенок, отвечая на вопросы задания 1, допускает не более двух ошибок, выделяет существенные признаки и характеризует предмет с небольшой помощью взрослого. 1 балл - знания о свойствах и качествах предмета разрознены, бессистемны. Ребенок допускает более 3 ошибок в первом задании, задание 2 выполнить не может Что изучается? Знания о свойствах и качествах различных материалов Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическая игра «Что из чего?» Материал: предметы разного качества: мячи резиновый, теннисный, футбольный; стакан стеклянный, пластмассовый; кружка фарфоровая; кубики пластмассовые, деревянные; ложки пластмассовые, металлические; салфетки бумажные, матерчатые. Или Дидактическая игра «Сравни предметы» Ребенок держит в руках предметы, рассматривая их.
Содержание диагностического задания Задания: 1.Объедини предметы сделанные из стекла, пластмассы, резины и т. п. 2.Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала, из которого она сделана (твердая или мягкая, хрупкая или прочная, температура поверхности теплая или холодная и др.). Затем педагог просит по этому же алгоритму дать характеристику еще 2-3 предметов.
Критерии оценки 3.Сравни металлическую ложку с деревянной матрешкой (металл холодный - дерево теплое), стеклянный стакан с металлической кружкой и другие. 3 балла — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности. 2 балла - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности. 1 балл - ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок Что изучается? Знания о профессиях строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическая игра «Угадай профессию». Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: повар (кулинар), строитель, штукатур-маляр, модельер, парикмахер, столяр, летчик, пожарный, милиционер, машинист, шофер, капитан, хлебороб и т. д. Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий Содержание диагностического задания Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда. Примерные вопросы беседы: 1. Какая профессия у этого человека? 2. Какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии? 3. Что делают люди этой профессии? 4. Объедини строителей. 5. Людей каких профессий можно назвать земледельцами? 3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.
2 балла - ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, допускает ошибки. 1 балл - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет
Что изучается? Знания о некоторых родах войск
Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическая игра «Кому что нужно?» Материал: предметные картинки с изображением пограничника, моряка, летчика, подводника, танкиста, пехотинца; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий Примерные вопросы: 1. Назови, кто изображен на картинках? (Военные.) 2. При помощи картинок вспомни и назови известные тебе рода войск. 3.Какая боевая техника нужна танкисту (летчику) и т. д.? 4. Для чего нужны военные? И другие
Критерии оценки 3 балла — ребенок различает рода войск, правильно отвечает на все вопросы. 2 балла - правильно называет 2-3 военных профессии, может о них рассказать. 1 балл — ребенок называет 1—2 военных профессии; затрудняется подобрать и назвать боевую технику, рассказать о профессии
Что изучается? Знания о себе, родном городе; стране
Беседа Примерные вопросы: 1. Назови свой домашний адрес. 2. С кем ты живешь вместе? 3. У тебя есть бабушка (и), как ее зовут? 4. Кем ты являешься бабушке и дедушке? (Ты кто для них?) И т. п. 5. Назови город, в котором ты живешь. 6. Как называется наша страна? 7. Сможешь назвать главный город страны? Критерии оценки 3 балла - ребенок знает своих родственников; правильно называет домашний адрес (улица, дом, квартира), может назвать подъезд и этаж. Знает название родного города, страны, ее главного города. 2 балла - ребенок знает всех родственников, допускает неточности при назывании домашнего адреса, правильно называет город, в котором живет. Допускает ошибки или затрудняется назвать страну или главный город страны.
1 балл -ребенок знает и называет родственников, не знает домашнего адреса, не сразу называет город, в котором живет (или не знает вообще). Не называет страну и главный город страны
Что изучается? Знания о некоторых правилах дорожного движения
Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическое упражнение «Школа пешеходных наук». Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, тротуара, светофора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход»
Содержание диагностического задания Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на в о п р о с ы: 1. Как называют людей, идущих по улице? 2. Как правильно ходить по улице? 3. Назови знаки, с помощью которых пешеход может определить место, где можно перейти через улицу. Ребенок рассматривает предметные картинки. - Расскажи о значении разрешающих и запрещающих сигналов светофора
Критерии оценки 3 балла - ребенок знает, что улицу переходят в строго определенном месте, называет знаки, знает сигналы светофора, проявляет интерес к изучению правил дорожного движения. 2 балла - ребенок знает правила перехода через улицу, значение сигналов светофора, затрудняется в названии знаков. 1 балл - ребенок затрудняется в определении места перехода улицы, но знает сигналы светофора, интереса к изучению правил дорожного движения не выражает
Высокий уровень — 18-21 балл, средний уровень – 11-17 баллов, низкий уровень – 7-10 баллов.
Образовательная область Познание: «Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой»
Что изучается? Знания о зимующих птицах (синица, воробей, ворона, снегирь, галка, сорока) Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическая игра «Кто прилетает к кормушке». Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц. Или Дидактическая игра «Четвертый лишний». Материал: карточки с изображением 5-6 зимующих птиц и 2-3 перелетных птиц (синица, ворона, скворец, сорока; галка, снегирь, ласточка, воробей)
Содержание диагностического задания 1.Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года. Вопросы: - Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.) - Найди и помести на кормушку зимующих птиц. — Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке. 2. Ребенок рассматривает картинку Вопросы: - Какая птица лишняя и почему? - Назови зимующих птиц, изображенных на картинке
Критерии оценки 3 балла — ребенок без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц.
2 балла — ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц. 1 балл — ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных)
Что изучается? Знания о растениях и способах их размножения
Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическая игра «Чьи плоды?» Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка)
Содержание диагностического задания 1.Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами. Вопросы: - Назови, какие деревья ты узнал. - Найди на картинках плод каждого дерева. 2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их. Задания: На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.) Критерии оценки 3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения. 2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений. 1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления
Что изучается? Представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот
Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическая игра «Что было бы если..?» Материал: иллюстрации лета и зимы, на которых изображена вода в разных состояниях (лужа, речка, снег, ледяная горка и др.)
Содержание диагностического задания Ребенок рассматривает картинки. Вопросы: - На какой из картинок изображена вода? -На зимней картине есть вода? - Почему ты так решил? Объясни. - А можем мы летом увидеть лед? - Почему?
Критерии оценки 3 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, но затрудняется сделать выводы. 1 балл - ребенок не имеет представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот
Что изучается? Общая осведомленность о роли человека в природе
Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе
Содержание диагностического задания Ребенок, перемещая стрелку, рассказывает о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу
Критерий оценки 3 балла — ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе. 2 балла - ребенок имеет представление о правильном поведении человека в природе, не всегда может объяснить вред, который причиняет человек природе. 1 балл - ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе
Что изучается? Знания о травянистых растениях (подорожник, крапива, лопух)
Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическая игра «Что лишнее». Материал: карточки с изображением растений (подорожник, крапива, лопух, береза)
Содержание диагностического задания Ребенок рассматривает карточки с изображением растений и отвечает на вопросы: -Как называются эти растения? - Какое из растений лишнее и почему? (Ребенок убирает картинку.) -Как можно назвать все растения одним словом? (Травянистые.) - Береза это... (дерево). Критерии оценки 3 балла - ребенок называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травянистые». 2 балла — ребенок называет правильно2 вида травянистых растений, но не знает обобщающего слова (травянистые). Поясняет, что береза - это дерево. 1 балл - ребенок называет правильно только одно травянистое растение, не выделяет лишнее растение, не знает обобщающих слов (дерево, травянистые растения)
Что изучается? Знания о диких животных и их повадках. (Белка, лиса, заяц, медведь, волк)
Дидактические игры, упражнения, вопросы Дидактическая игра «Засели лес». Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк) Содержание диагностического задания Ребенок рассматривает картинки. Вопросы: - Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.) - Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них. Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках. - Чем питается белка? (Грибами, орехами.) Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.) - Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.) Что помогает ему выдержать холод? - Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными? - Как ведут себя волки во время охоты? (Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.) -Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.) - Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.) - Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.)
Критерии оценки 3 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных. 2 балла - ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все вопросы может ответить. 1 балл - ребенок имеет очень слабые представления о, повадках диких животных
Высокий уровень - 16-18 баллов; Средний уровень - 10-15 баллов; Низкий уровень - 6-9 баллов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|