Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные категории педагогики




Мнемосхема

 
 

 

 


Педагогическая система, педагогический процесс,
педагогическое взаимодействие

Педагогика, как любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой стороны – определяют предмет педагогики.

Образование является открытой соци-альной системой, поэтому в педагогике как науке об образовании выделяют категорию «педаго-гическая система». Исследователи отмечают, что «под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе»[4].

В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организационного и целенаправленного педагогического влияния на процесс развития, обучения и воспитания личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система.

Системный подход позволяет рассматривать как систему и педагогический процесс, который «представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии»[5]. Педагогический процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Сущностную характеристику педагогического процесса составляет педагогическое взаимодействие. Оно, в отличие от других видов взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Технология педагогического взаимодействия схематически может быть представлена следующим образом:

 

 


Понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем понятие «педагогическая деятельность». Оно подразумевает активность двух важнейших компонентов педагогического процесса – педагогов и воспитанников, что позволяет считать их субъектами этого процесса, влияющими на его ход и результаты.

Образование, воспитание, самовоспитание, обучение

Этимологически образование восходит к понятиям «образ», «образец». В древности образование относилось ко всем видам деятельности человека («образовать» форму глины, камня, древесины и т.д.). Потом термин «образование» стал обозначать процесс и результат педагогической деятельности.

В образовательном смысле образование означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.

В настоящее время образование трактуется как «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны»[6].

В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно-экономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и развития человека, передачи культуры от поколения к поколению.

Одной из фундаментальных категорий педагогики является понятие «воспитание». Соотношение понятий «образование» и «воспитание» пока остается предметом дискуссий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия «образование», другие – определяют их как противоположные стороны педагогического процесса. На самом деле образование как целенаправленный процесс социализации является более широким понятием и включает в себя воспитание.

Понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

В узком смысле «воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса»[7]. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Воспитание возникло из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основными видами воспитания являются умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание.

Воспитание тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств: как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

Обучение – «специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности»[8].

Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана (государственный стандарт, программы, учебный год, урок и т.п.). Обучение направлено на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и развитие их умственных способностей.

Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Графически взаимосвязь воспитания, обучения и образования в целостном педагогическом процессе можно представить следующим образом.

 
 

 

 


Воспитание и обучение являются способами осуществления педагогического процесса, который выполняет три основных функции: образовательную (формирование мотивации, способов учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний); воспитательную (формирование определенных качеств, свойств и отношений человека); развивающую (развитие психических процессов, свойств и качеств личности).

Педагогическая технология, педагогическая задача,
педагогическая ситуация

Воспитание и обучение составляют технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные этапы достижения целей образования.

Педагогическая технология – это последовательная, взаимосвязанная система действий педагогов и воспитанников, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:

- целевой (стратегические и тактические цели и задачи);

- содержательный (совокупность формируемых знаний, умений, навыков, отношений, целостных ориентаций, опыта творческой деятельности);

- деятельностный (способы и приемы освоения содержания);

- результативный (достигнутые результаты);

- ресурсный (условия протекания и обеспечения эффективности педагогического процесса).

Элементарной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, под которой понимается «материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью»[9].

В целостном педагогическом процессе необходимо решать такие, например, задачи:

- структурирование и конкретизация целей обучения и воспитания;

- преобразование содержания образования в учебный материал;

- анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

- выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;

- анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

В педагогическом процессе могут возникать и создаваться различные ситуации. Педагогическая ситуация – это:

1) совокупность условий и обязательств, возникающих спонтанно в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося;

2) кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Развитие, формирование и становление личности

Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие – это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств и качеств личности.

Развитие личности происходит под воздействием следующих факторов.

Факторы развития личности

 
 

 


Решающую роль в развитии человека играет его собственная активность.

Развитие личности осуществляется двумя путями: созревание и формирование. Созревание происходит с учетом возрастных периодов.

Под формированием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается, формируясь, и формируется, развиваясь.

Становление личности – это приобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию; результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма и мастерства и т.д.

Педагогические законы, закономерности, принципы и правила

Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность. Благодаря познанию закона вскрываются не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности. Законы существуют объективно, так как они отражают объективную действительность.

Педагогическая система является одной из подсистем общества, ее компонентам также присущи связи и отношения. Поэтому есть основания говорить о такой категории, как педагогический закон.

В.И. Андреев считает, что «педагогический закон – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы»[10].

В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».

Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса: «закономерности педагогического процесса», «закономерности обучения», «закономерности процесса воспитания» и т.д. Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.

Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д.

Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность – на более абстрактном уровне и часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.

Чтобы сформировать педагогический закон или закономерность, нужно вскрыть существенные, объективные, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявятся; установить границы распространения закона (закономерности); выразить, сформулировать закон (закономерность) через взаимодействие педагогических категорий в словесной или аналитической форме.

На основе педагогических законов и закономерностей (то есть уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос: как нужно действовать наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса педагогических задач.

Принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Вместе с тем принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.

Исходя из этого, В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического принципа: «Педагогический принцип – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности»[11].

В педагогической науке сформулированы принципы природосообразности, культуросообразности, системности и последовательности, проблемности, оптимальности, доступности в обучении и воспитании и другие.

Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др.

В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стратегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач, отражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно-следственную связь. На практике необходимо опираться на систему педагогических принципов и правил.

Словарь основных понятий

Процесс – последовательная смена одного состояния другими; ход развития чего-либо; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Знания – результат познания человеком объективной реальности, верное ее отражение в виде понятий, законов, принципов, теорий, суждений.

Умения – подготовленность человека к теоретическим и практическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Навыки – действия, доведенные до автоматизма, формируемые путем многократного повторения.

Ситуация – положение, обстановка, сложившиеся обстоятельства.

§ 3. Методология педагогики и методика
педагогических исследований

Мнемосхема

 

 


Сущность методологии педагогики
и методологической культуры педагога

Любая наука может успешно развиваться, если она будет опираться на научно обоснованные методы исследования, которые обусловлены совокупностью теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических. С.Л. Рубинштейн писал, что «вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, это вместе с тем и практические вопросы большой значимости. По-настоящему видеть крупные теоретические проблемы это значит видеть их в соотношении с конкретными вопросами жизни»[12].

Методологией педагогики является совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Методология выполняет регулятивную и нормативную функции. Методологическое знание может выступать в описательной (принципы, подходы и т.д.) или нормативной (указания, предписания) формах. Исходя из этого, выделяют две формы методологии: дескриптивную (ретроспективное описание уже осуществленных процессов научного познания) и прескриптивную (разработка рекомендаций и правил осуществления научной деятельности).

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

 

Уровни методологического знания

 

 

Содержание высшего – философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно-научная методология – это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.

Чтобы успешно осуществляться научно-исследовательскую деятельность, педагогу необходимо овладеть методологической культурой, основными признаками которой являются[13]:

- представление о методологии как системе принципов и способов построения не только теоретической, но и практической (продуктивной) деятельности;

- овладение принципами диалектической логики;

- понимание сущности педагогики как науки об образовании и основных категорий педагогики;

- установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

- освоение принципов единства образования и социальной политики, системного и целостного подхода, расширения совокупного субъекта образования, приоритета развивающих и воспитательных целей в целостном педагогическом процессе;

- направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и методов;

- потребность воспроизводить практику образования в понятийно-тер-минологической системе педагогики;

- стремление выявлять единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;

- критическое отношение к аргументам и положениям, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;

- рефлексия по поводу собственной познавательной деятельности;

- понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

У будущих педагогов должны быть сформированы основы методологической культуры. Работающие педагоги должны строить свою теоретическую и практическую деятельность на основе системы методологических принципов и способов.

Философский и общенаучный уровни методологии педагогики

Вся система философских знаний выполняет роль всеобщей методологии. Покажем связь философии с педагогикой на конкретных примерах.

Так, философский закон перехода количественных изменений в качественные проявляется в уровнях развития и образования человека. Диалектический подход обусловливает необходимость выявления, осознания и разрешения внешних и внутренних противоречий в процессе обучения и воспитания личности, постоянного поиска и обновления оптимальной системы форм, методов и средств педагогического воздействия, всесторонне подходить к изучению эффективности педагогического процесса.

Философская трактовка процесса познания «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике» обусловливает принцип единства педагогической теории и практики, основные положения дидактики.

Философское учение о всеобщей обусловленности явлений обязывает выявлять причинно-следственные связи педагогических фактов и явлений.

Философское положение о диалектическом единстве содержания и формы вызывает необходимость постоянной корректировки и увязки содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания с обеспечением ведущей роли содержания.

Таким образом, все философские законы, положения, принципы, категории выполняют методологические функции в педагогике. При проведении исследований в основном нужно опираться на те философские знания, которые в наибольшей степени соответствуют цели и задачам конкретного педагогического исследования.

Ученые считают, что «общенаучная методология педагогики может быть представлена системным подходом, который отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности»[14].

Этот подход предусматривает необходимость рассмотрения объектов и явлений педагогической действительности как целостных систем, имеющих определенную структуру и свои законы функционирования.

Образование является социальной системой, представляющей собой совокупность образовательных программ и стандартов, сети образовательных учреждений, органов управления.

Системность образованию придают такие качества, как гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, прогностичность, преемственность, целостность. Система образования в определенной мере является самоорганизующейся (синергетической) и способной к перманентному преобразованию и развитию. Поэтому педагогика, как наука об образовании, должна основываться на методологическом принципе системности.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении.

Системный подход пришел на смену функциональным, аналитическим подходам, согласно которым части целого рассматривалсь как самостоятельные, изолированные компоненты. При этом считалось, что свойства целого объекта порождаются суммой свойств отдельных составляющих его элементов. Системный подход позволяет выявить интегративные, системные свойства объектов и процессов, которые не сводятся к механической сумме их составляющих. Основными признаками системных объектов являются структурность, целостность, интегративность, синергетизм.

Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые объекты и процессы как целостные системы, что позволяет получить знание о закономерностях их организации и функционирования.

Конкретное выражение системный подход в педагогике находит свое выражение в таких категориях, как «педагогическая система», «педагогический процесс как целостная система», «система средств, форм и методов», «модель педагогической системы», «дидактическая система», «система воспитания», «система управления образованием» и др.

К общенаучной методологии педагогики следует отнести и принцип гуманизма, так как этим принципом руководствуются представители различных наук о человеке. Гуманистический идеал человека возник в античной Греции, а затем неоднократно возрождался на протяжении человеческой истории. Ведущей тенденцией современной педагогической науки является ее обращение к личности как цели обучения и воспитания. Знания, умения и навыки рассматриваются в качестве средств разностороннего развития личности.

Гуманизация воспитания и обучения предусматривает уважительное отношение к личности воспитанника, постановку в центр ее интересов и проблем, формирование у обучающихся отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Гуманизация образования – это распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания, обеспечение образовательным процессом разностороннего и гармоничного развития личности.

Одной из задач современной педагогической науки является разработка гуманистической философии образования и методики обучения и воспитания.

Конкретно-методологические принципы
педагогических исследований

Конкретно-научная методология каждой науки рассматривается через специфические подходы и принципы.

Конкретно-методологические основания педагогических исследований представлены в нижеследующей таблице.

 

Подходы Их содержание
Целостный подход Понимание личности как целостности, как сложной психической системы, имеющей свою структуру, функции и внутреннее строение. Обеспечение единства развития, обучения и воспитания личности. Изучение педагогического процесса как целостной системы, ориентация на интегративные (целостные) характеристики личности. Выделение и изучение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений, выявление вклада отдельных компонентов в развитие личности как системного целого
Личностно-деятельностный подход Утверждение представления о социальной, деятельностной и творческой сущности личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя определенной культуры. Ориентация на формирование личностных смыслов жизни и деятельности человека. Признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности. Взгляд на деятельность как основное средство и решающее условие развития личности, учет того, что именно в деятельности человек проявляется как субъект своего развития, организация полноценной в социально-нравственном отношении жизнедеятельности личности. Формирование деятельности личности как целостного психологического процесса, включающего потребность, мотив, цель, действия и операции, условия и средства, результат. Обучение человека организации, регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов своей деятельности
Полисубъектный (диалоговый) подход Учет того, что сущность человека значительно разностороннее и сложнее, чем его деятельность, Признание необходимости акцентировать внимание на отношениях субъектов образовательного процесса как важнейших источниках их духовного развития. Межсубъектное понимание детерминации психического в человеке. Рассмотрение личности как системы характерных для нее отношений, которые формируются в диалогическом общении. Но диалог – это не только средство формирования личности, но и само бытие ее. Обеспечение единства саморазвития и взаимовоздействия в педагогическом процессе, построенном по принципу диалога. Понимание того, что диалоговый подход в единстве с личностно-деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики
Культурологический подход Аксиологический аспект: ориентация педагогического процесса на изучение и формирование ценностных ориентаций личности как устойчивых норм морального сознания и поведения человека. Технологический аспект: понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности, формирование в процессе освоения личностью культуры способов практической деятельности и наоборот. Личностно-творческий аспект: понимание проблемы освоения культуры как изменение самого человека, его становление как творческой личности; учет связей культуры с творческой деятельностью личности (человек является не только объектом, но и субъектом культуры). Этнопедагогический аспект: обеспечение единства интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального в культуре и образовании, изучение и использование больших воспитательных возможностей национальных культур, в частности народной педагогики
Антропологический подход Системное использование данных всех наук о человеке при построении и осуществлении педагогического процесса, интеграция педагогики с психологией, социологией, культурой и философской антропологией, биологией и другими науками о человеке
Акмеологический подход Создание условий для максимального развития творческих способностей каждой личности, оказание человеку помощи в достижении вершин в жизнедеятельности (acme – вершина), максимально возможная индивидуализация процесса обучения и воспитания, его ярко выраженная творческая направленность

 

Выделенные методологические подходы (принципы) позволяют научно определить стратегию и способы конкретного педагогического исследования и получить достоверные знания об объективной педагогической действительности с целью ее совершенствования.

Организация и логика педагогического исследования

Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника исследования.

Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях.

По направленности и конечному результату выделяют следующие виды педагогических исследований.

Любое педагогическое исследование проводится на основе специальной программы, которая включает в себя два раздела:

1) обоснование актуальности темы, формулировка научной проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования, выдвижение рабочей гипотезы, обоснование методов и баз исследования;

2) разработка стратегического плана исследования, плана и методики проведения констатирующего и формирующего экспериментов.

Результаты исследования должны обладать научной новизной и практической значимостью.

Логика исследования предполагает реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, теоретического, прогностического.

Логика (этапы) исследования

 
 

 


Методы педагогического исследования

Методы исследования – это система изучения педагогических явлений. Разнообразные методы исследования можно разбить на четыре группы, которые представлены в нижеследующей таблице.

 

Группы Методы и их краткая характеристика
Методы изучения педагогического опыта или методы эмпирического познания Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления. Различают включенное и невключенное, открытое и скрытое, сплошное и выборочное наблюдение. Беседа – метод устного опроса по заранее намеченному плану. Интервьюирование – разновидность беседы по заранее намеченным вопросам. Анкетирование – метод массового письменного сбора материала с помощью анкеты. Изучение продуктов деятельности обучающихся: изделий, проектов, графических и других работ. Изучение документации: личных дел, медицинских карт, протоколов и т.д. Эксперимент – специально организованная проверка положений гипотезы, того или иного метода. Различают констатирующий, формирующий (преобразующий) эксперименты
Методы теоретического исследования Теоретический анализ – выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Индуктивные и дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Изучение литературы: трудов ученых, диссертаций, учебников и т.д. Моделирование – построение моделей педагогических явлений и процессов
Математические методы Регистрация – подсчет количества тех или иных фактов. Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности. Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Квалиметрия – перевод качественных показателей в количественные
Статистические методы Определение средних величин полученных показателей; определение медианы – показателя средины ряда; подсчет степени рассеивания величин – дисперсии, т.е. среднего квадратичного отклонения; подсчет коэффициента корреляции и др.

Апробация и оформление результатов исследования

Апробация – слово латинского происхождения, дословно означает «одобрение, утверждение, установление качеств». В современном понимании апробация – это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов исследования.

Официальная апробация может проходить в форме докладов, обсуждений, дискуссий, устного или письменного рецензирования работы. В роли судей, критиков и оппонентов выступают компетентные ученые и практики, научные и педагогические коллективы и аудитории.

Неофициал

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...