Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характер деятельности педагога профессионального обучения




Педагог профессионального обучения с высшим образованием Педагог профессионального обучения со средним образованием (мастер ПО)
Проводит обучение по общеобразовательным и специальным предметам; организует и проводит воспитательную работу; воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества современного рабочего; организует и принимает участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе; осуществляет организационно-методическую деятельность (создает педагогические проекты содержания образования, частных методик обучения и инновационной деятельности); разрабатывает учебно-методическую документацию (учебные планы, программы); принимает активное участие в оснащении и развитии материальной базы; принимает активное участие в организационно-управленческой работе Проводит производственное обучение по специальным предметам, воспитательную и методическую работу; занимается инновационной деятельностью; принимает участие в оснащении и развитии материальной базы учебного заведения и организационно-управленческой деятельности; выполняет эксплуатационно-обслуживающую деятельность; занимается наладкой и настройкой оборудования и его подготовкой к работе

 

Специфика деятельности профессионально-педагогического работника состоит в том, что ему как педагогическому работнику придется организовывать и осуществлять производственное обучение на принципах сочетания его с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса. Это предъявляет высокие требования к специальной отраслевой подготовке. Выполняя функции мастера производственного обучения, согласно стандарту, педагог должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, превышающий планируемый для выпускников начального профессионального образования.

Особенности профессионально-педагогического образования и подготовки специалистов в сравнении с педагогической подготовкой приведены в таблице.

 

Критерии сравнения Общепедагогическая подготовка Профессионально-педагогическая подготовка
Особенности профессиональной деятельности выпускника Педагогическая деятельность с ограниченным варьированием содержания и методики обучения предмету Педагогико-проектировочная деятельность с учетом требований заказчика рабочей силы, специфики и перспектив развития предприятий региона; реализация собственных образовательных проектов, сочетание производственного обучения с производительным
Ориентация подготовки специалистов На общеобразовательный предмет На группу рабочих профессий; на профессионально-квалификационные требования к рабочим
Особенности методической подготовки Изучение частных методик обучения 1-2 предметов Освоение проектирования и реализации собственных методик подготовки рабочих по целому спектру профессий и овладение рабочей профессией
Профессиональная направленность образовательного процесса Предметно-педагогичес-кая направленность в частных методиках и на педагогических практиках Профессионально-педагоги­ческая направленность всего учебного процесса, глубокая интеграция дисциплин психо­лого-педагогического и отрас­левого компонентов образова­ния

 

Главное отличие профессионально-педагогического образования состоит в том, что ППО нацелено на формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), способной к выполнению всех профессионально-образовательных функций по подготовке рабочих и специалистов, а также способной заниматься подготовкой кадров на предприятиях, в организациях. Педагогическое образование ориентировано на подготовку специалистов для дошкольных и общеобразовательных учреждений.

Требования к подготовке специалистов

Перечень профессиональных задач, к выполнению которых должен быть подготовлен студент, раскрывается в квалификационных требованиях к выпускнику и отражен в Стандарте. Он определяет место специалиста в области производства, требования к его гражданским, мировоззренческим и профессиональным качествам, знаниям и умениям, необходимым для выполнения трудовых функций.

В условиях ярко выраженной внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей направлена на решение общих организационных и сугубо педагогических задач в целостном педагогическом процессе, что и отличает современного учителя-воспитателя-преподавателя.

Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявлять другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, творческую активность и ответственность за выполняемую работу.

После окончания среднего профессионально-педагогического учебного заведения выпускник получает двойную квалификацию: «техник» («технолог», «экономист» и др.) и «мастер производственного обучения». Некоторые учебные заведения дают «моно»-квалификацию: «техник-мастер производственного обучения».

Педагог профессионального образования с высшим профессиональным образованием может занимать должности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, а также мастеров производственного обучения.

По стандарту 2000 г. все специализации, по которым ведется подготовка специалистов, представлены такими отраслями:

Отрасли подготовки специалистов с высшим образованием Отрасли подготовки специалистов со средним профессионально-педагогическим образованием
- автомобили и автомобильное производство; - агроинженерия; - агрономия; - добыча и обогащение полезных ископаемых; - дизайн; - зоотехника; - информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии; - материаловедение и обработка материалов; - машиностроение и технологическое оборудование; - металлургические производства; - охрана окружающей среды и природопользование; - переработка лесных ресурсов и деревообрабатывающие производства; - производство продовольственных товаров и общественное питание; - производство товаров широкого потребления; - строительство, монтажные и ремонтно-строительные технологии; - химические производства; - электроника, радиотехника, связь; - экономика и управление; - электроэнергетика, электротехника и электротехнологии. - горнодобывающая промышленность; - нефтегазовая промышленность; - энергетика; - металлургия; - машиностроение и технологическое оборудование; - электронная техника, радиотехника и связь; - автоматика и управление; - информатика и вычислительная техника; - транспорт; - воспроизводство и переработка лесных ресурсов; - химическое производство; - строительство; - сельское хозяйство; - легкая промышленность; - пищевая промышленность; - сервис; - полиграфическое производство; - производство художественных изделий и народные промыслы.  

 

Изменение перечня специальностей связано с общими тенденциями развития производства, техники, культуры, сферы услуг в обществе.

Перспективы развития профессионально-педагогической
специальности

Одной из стратегических целей провозглашенной политики России в области образования является внедрение принципов развивающего обучения и личностно-деятельностного подхода к обучению. Реализация этих принципов и методов в учебных заведениях начального профессионального образования зависит от уровня профессионального развития работников.

Новая образовательная парадигма предусматривает проведение реформ в сфере образования в направлениях демократизации, гуманитаризации, гуманизации, экологизации, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время выявлена необходимость расширения перечня отраслевых разновидностей специальности 030500 – Профессиональное обучение с выделением таких специализаций, как ветеринария, водный транспорт, железнодорожный транспорт, полиграфия, право и правоохранительная деятельность, производство волокон, текстильное и трикотажное производство, сервис, туризм.

Назрела необходимость оптимизировать сеть высших учебных заведений с учетом потребностей системы начального профессионального образования в связи с тем, что вузы, осуществляющие подготовку педагогов профессионального обучения, крайне неравномерно расположены на территории России.

В перспективе следует предусмотреть создание крупных специализированных профессионально-педагогических вузов, которые со временем смогли бы выполнять роль учебно-методических центров профессионально-педагоги­ческого образования.

Необходимо сохранить и развивать сеть средних профессиональных и профессионально-педагогических колледжей и техникумов. Первоочередной задачей является разработка Закона «О среднем профессиональном образовании».

Следует уделить больше внимания научно-исследовательской и инновационной деятельности и иной творческой деятельности преподавателей и студентов (учащихся). Встает необходимость перехода системы среднего профессионально-педагогического образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, на подготовку специалистов не только к конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, что обеспечивает профессиональную мобильность.

Словарь основных понятий

Профессиональная группа специальностей – совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально-полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.

Профессия – это устойчивый род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки.

Педагогическая специальность – вид деятельности, в рамках данной профессиональной группы характеризующейся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присвоенной квалификацией.

Педагогическая специализация – определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности.

Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса педагогических задач.

Профессиональная мобильность – способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных и производственных обстоятельств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...