Целостная деятельность обучающихся
«Реализация в единстве всех компонентов содержания образования, а они отражают образовательные, развивающие и воспитательные задачи, при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности воспитанника, и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления»[18]. Условия построения целостного педагогического процесса: - преобладание субъект-субъектных отношений между педагогами и воспитанниками; - осуществление в педагогическом процессе деятельности педагогов и воспитанников по одному и тому же алгоритму: анализ ситуации, планирование, выполнение учебных действий, коррекция, анализ эффективности; - осуществление субъектами педагогического процесса целостной деятельности, направленной одновременно на освоение содержания образования и преобразованиt своей личности как в учебное, так и во внеучебное время; - комплексное планирование образовательных, развивающих и воспитательных задач; - направленность целостной деятельности педагогов на организацию содержательной в социальном и нравственном отношении развивающей жизнедеятельности обучающихся. Соблюдение этих условий способствует формированию базовой культуры личности, ее интеллектуальному, нравственно-эстетическому и физическому развитию. Словарь основных понятий Содержание образования – система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие личности. Педагогические средства – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса; предметная поддержка педагогического процесса; разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.
Педагогическая цель – предполагаемый результат взаимодействия педагога и воспитанников, формируемый в сознании педагога, в соответствии с которым отбираются и соотносятся между собой все компоненты педагогического процесса. Субординация – система строгого подчинения людей, отношений между ними. Координация – согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, понятиями, явлениями. Педагогические инновации Мнемосхема Сущность, классификация и направления педагогических инноваций Понятие «Инновация» происходит от английского слова «novation», обозначающего новшество, замену чего-либо новым. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации. Педагогическая инновация – это педагогическое нововведение; целенаправ-ленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элемен-ты (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.д. (экстенсивный путь развития). Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. При таком подходе инновации не будут выглядеть надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, а станут осознанными преобразованиями, происходящими из глубины потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.
Педагогическими новшествами, инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п. Педагогические инновации классифицируются по различным признакам. Классификация педагогических инноваций
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются: - разработка концепций и стратегий развития образования и образова-тельных учреждений; - обновление содержания образования; - изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания; - совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом; - улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации; - проектирование новых моделей образовательного процесса; - обеспечение психологической, экологической безопасности обуча-ющихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;
- обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития обучающихся; - разработка учебников и учебных пособий нового поколения и другие. Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся те инновации, которые затрагивают всю педагогическую систему. Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление – теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими. Технология, барьеры Инновационный процесс – это многофункциональный процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств. Педагогические инновации осуществляется по определенному алгоритму. П.И. Пидкасистый выделяет десять этапов разработки и реализации педагогических нововведений[19]: 1. Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию. На этом этапе нужно выявить потребность в нововведениях. 2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости ее реформирования с помощью специального инструментария. Экспертизе должны подвергаться все компоненты педагогической системы. В итоге должно быть точно установлено, что необходимо реформировать как устаревшее, неэффективное, нерациональное. 3. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования нововведений. На основе анализа банка передовых педагогических технологий нужно отыскать материал, из которого можно создать новые педагогические конструкции. 4. Всесторонний анализ научного задела, где содержатся творческие решения ученых актуальных педагогических проблем. Здесь может быть полезна информация, содержащаяся в системе Интернет.
5. Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей. Создается проект нововведения с конкретными заданными его свойствами, отличающимися от традиционных вариантов. 6. Исполнительская интеграция реформы. На этом этапе необходимо персонолизировать задачи, определить ответственных, средства решения задач, установить формы контроля. 7. Проработка практического осуществления известного закона перемены труда. Перед внедрением в практику нововведения необходимо точно рассчитать его практическую значимость и эффективность. 8. Построение алгоритма внедрения нового в практику. В педагогике разработаны обобщенные алгоритмы процессов внедрения результатов научных исследований в практику. В них имеются такие действия, как анализ практики для поиска участков, подлежащих обновлению или замене, моделирование нововведения на основе анализа опыта и данных науки, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль. 9. Введение в профессиональную лексику новых понятий или переосмысление прежнего профессионального словаря. При отработке терминологии для ее внедрения в практику руководствуются принципами диалектической логики, теории отражения, конвенциальности и другими. 10. Защита педагогической инновации от псевдоноваторов. Здесь необходимо придерживаться принципа целесообразности и оправданности нововведений. История свидетельствует, что иногда затрачиваются огромные усилия, материальные средства, социальные и интеллектуальные силы на ненужные и даже вредные преобразования. Ущерб от этого бывает невосполнимым, поэтому нельзя допускать ложного педагогического новаторства. В качестве лжеинноваций, которые только имитируют инновационную деятельность, можно привести следующие примеры: формальная смена вывесок образовательных учреждений; преподнесение подновленного старого как принципиально нового; превращение в абсолют и копирование творческого метода какого-либо педагога-новатора без его творческой переработки и др. Для инновационных процессов существуют и реальные барьеры. Так, В.И. Андреев выделяет следующие из них: - консерватизм определенной части педагогов (особенно опасен консерватизм администрации образовательных учреждений и органов образования); - ложное следование традиции по типу «У нас и так все хорошо»; - отсутствие необходимых педагогических кадров и финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций, особенно для педагогов-экспериментаторов;
- неблагоприятные социально-психологические условия конкретного образовательного учреждения и др.[20] При организации инновационной деятельности следует помнить, что: - в педагогике передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта (К.Д. Ушинский); - «чужой» опыт педагог должен «пропускать через себя» (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т.д.) и выбирать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития; - инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии; - инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива; - инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности; - в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения. Инновационные образовательные учреждения По мнению И.П. Подласого, образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам обучающихся и педагогов, повышенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования нераскрытых и незадействованных возможностей системы, продуктивность учебно-воспита-тельного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем[21]. Эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения, независимо от его названия. Например, образовательный процесс в колледже не всегда автоматически носит инновационный характер. Более реально подчеркнуть особенности инновационного образовательного учреждения можно в сравнении с традиционными учреждениями. Сравнительные характеристики
Это неполное сравнение показывает, что основополагающими принципами деятельности инновационного образовательного учреждения являются гуманизация, демократизация, индивидуализация и дифференциация. Личность и факторы творческого саморазвития педагога-новатора Анализируя инновационные процессы и инновационную деятельность, необходимо остановиться на личности педагога-новатора. По мнению В.И. Андреева, педагог-новатор: - одержим неутомимой любознательностью, постоянно учится, занимается самообразованием; - мыслит системно и постоянно усматривает противоречия в функционировании и развитии образовательной системы; - является генератором идей, которые он стремится реализовать практически; - стремится к максимальной творческой самореализации, создает свою оригинальную систему обучения и воспитания; - имеет свой оригинальный взгляд, свою точку зрения на многие проблемы образования; - является энтузиастом и сподвижником педагогических инноваций. Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора (по В.И. Андрееву):
Словарь основных понятий Инновационное образовательное учреждение – учреждение, в котором осуществляются инновационные образовательные процессы. Новация – новый, прогрессивный принцип, идея, прием в какой-либо области деятельности. Новатор – (лат. novator – обновитель) – человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи и приемы в той или иной области деятельности. Инновационные процессы в образовании – управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Инновационная деятельность – деятельность, которая осуществляется с помощью новых средств и направлена на достижение новых результатов. § 6. Профессиональная педагогика как отрасль Мнемосхема
Объект, предмет и функции профессиональной педагогики Объектом профессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера профессиональной подготовки человека к труду, но и вся система профессионального образования. Система профессионального образования включает в себя совокупность профессиональных образовательных программ и стандартов, профессиональных образовательных учреждений различных видов, типов и форм собственности, органов управления профессиональным образованием. Педагогическая система и педагогический процесс находятся в органической связи друг с другом. С одной стороны, педагогический процесс осуществляется в педагогической системе. С другой стороны, педагогическая система обусловливает цели, задачи и содержание педагогического процесса. Предмет профессиональной педагогики имеет двухаспектный, двуединый характер: «педагогический процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно профессиональные (технологические) компоненты такого формирования»[22]. Основные функции профессиональной подготовки: - теоретическая функция: изучение передового опыта профессионального образования (описательный уровень), выявление состояния профессионального образования (диагностический уровень), проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень); - технологическая функция: разработка методических материалов, планов, программ, учебных пособий по профессиональному образованию (проектный уровень), внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень), анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень). Задачи и структура профессиональной педагогики Профессиональная педагогика, как отрасль научных знаний и ветвь общей педагогики решает следующие задачи. 1. Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методики проведения исследований в профессиональной педагогике. 2. Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования. 3. Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли. 4. Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом. 5. Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности. 6. Обоснование образовательных стандартов и содержания профессио-нального образования. 7. Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального образования. 8. Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образова-тельного процесса и профессионального развития обучающихся. Структура профессиональной педагогики представлена на схеме:
Каждая область профессиональной педагогики имеет свой объект и предмет. Объекты и предметы различных областей профессиональной педагогики сгруппированы в таблице.
Основные категории профессиональной педагогики Основные категории профессиональной педагогики представлены в таблице.
Структура академического курса профессиональной педагогики Академический курс профессиональной педагогики включает в себя следующие разделы. 1. Генезис и перспективы развития теории и практики профессионального образования: становление, развитие и современное состояние профессионального образования в России и за рубежом; современные требования к профессионализму; основные направления развития профессионального образования. 2. Педагогический процесс в профессиональном образовательном учреждении и его проектирование: педагогический процесс в профессиональном образовательном учреждении как целостная система; профессиональное обучения, воспитание и развитие в целостном педагогическом процессе; проектирование содержания, методов, форм и средств профессионального обучения. 3. Технологии профессионального и производственного обучения: теории обучения, модульное обучение в профессиональной школе; инновационные технологии в профессиональном образовании; теория и методика стадийного профессионального обучения; системы и периоды производственного обучения; технологии дистанционного обучения; выбор технологии обучения. 4. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении: сущность, содержание, закономерности, принципы, методы, формы и технологии воспитания, формирование и развитие коллектива обучающихся; воспитательная работа в общежитии; организация, критерии и показатели эффективности воспитания будущих специалистов. 5. Управление профессиональным образованием: сущность, функции, принципы, система управления профессиональными учебными заведениями; планирование работы профессионального учебного заведения; управление качеством подготовки специалистов; мониторинг профессионально-образова-тельного процесса и профессионального развития личности; контроль как функция управления; педагогический коллектив, его формирование и развитие. Словарь основных понятий Педагогика начального профессионального образования – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалиста с начальным профессиональным образованием. Педагогика среднего профессионального образования – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов со средним профессиональным образованием. Педагогика высшей школы – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием. Педагогика послевузовского профессионального образования – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием. Производственная педагогика – область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс подготовки работников на производстве. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Раскройте объективные предпосылки возникновения педагогики как науки. 2. Обоснуйте объект, предмет, функции и задачи педагогики. 3. Охарактеризуйте сложившиеся отрасли педагогики. 4. Покажите связь педагогики с другими науками. 5. Раскройте содержание основных категорий педагогики: педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, образование, воспитание (самовоспитание), обучение, педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация, развитие, формирование, становление личности, педагогические законы, закономерности, принципы и правила. 6. В чем сущность методологии педагогики и методической культуры педагога? 7. Охарактеризуйте уровни методологического знания. 8. Раскройте конкретно-методологические принципы педагогических исследований. 9. Охарактеризуйте этапы и методы педагогических исследований. 10. Покажите сущность педагогического процесса как целостной динамической системы. 11. Раскройте сущность и направления педагогических инноваций. 12. Каковы особенности инновационного образовательного учреждения? 13. Покажите особенности личности и факторы творческого саморазвития педагога-новатора. 14. Дайте обоснование объекта и предмета профессиональной педагогики, раскройте ее области. 15. В чем заключаются функции и задачи профессиональной педагогики? 16. Охарактеризуйте основные категории профессиональной педагогики. Литература для самостоятельной работы 1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. – С. 7-115. 3. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: Педагогика, 1990. – 168 с. 4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педаго-гического исследования. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с. 5. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2001. – С. 3-62. 6. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-метод. пособие. – М.: «Гном-Пресс», Моск. гор. пед. общество, 1999. – 192 с. 7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. – М.: Владос, 2000. – Кн.1. – С. 6-228. 8. Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – С. 81-121. 9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 58-146. 10. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С. 8-88; 328-414.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|