Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, аспекты и функции образования




Мнемосхема

 
 

 


Сущность понятия образования

В словаре С.Н. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение. В учебниках по педагогике образование определяется либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта (пособие по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого), либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков (И.П. Подласый), либо как социальное явление (учебное пособие "Педагогика" авторов В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др.).

В Законе РФ "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Как видно, в данном случае образование определяется как широкое понятие, включающее в себя и обучение, и воспитание. Поэтому сейчас педагогику нужно рассматривать как науку об образовании человека.

В рамках личностно ориентированной развивающей парадигмы образование можно рассматривать как процесс и результат развития личности посредством научно организованного обучения и воспитания. В этом случае знания, умения и навыки будут выступать не как цель обучения, а как средства развития личности.

Аспекты образования

Наличие множества определений понятия образования показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению академика Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс и образование как результат. Содержание этих аспектов представлено в таблице:

 

Аспекты образования Их содержание
1. Образование как ценность Содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества, "локомотив" общества, оно должно обеспечивать развитие общества. Формирование нравственного, интеллектуального и ресурсного потенциала государства. Всестороннее и гармоничное развитие личности, создание условий для реализации ее потенциальных возможностей, интересов и склонностей. Общество и государство должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, обращать на нее особое внимание, понимая, что образование определяет будущее общества. Не случайно в развитых странах на образование выделяется 10-14% национального дохода, продолжительность обязательного образования увеличена до 12-13 лет, разрабатываются и осуществляются национальные программы развития образования.
2. Образование как система Образование является открытой социальной системой. У каждого народа должна быть создана собственная система образования. В России система образования представляет собой совокупность: - образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления; - сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; - органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий
3. Образование как процесс Системообразующим элементом образовательного процесса по вертикали является цель, которая определяется обществом и должна стать убеждением педагога. Общая цель конкретизируется в частных целях (например, цели каждого занятия). Чтобы достигнуть цели образования, необходимо решить определенные задачи. В центре образовательного процесса находятся личности обучающего и обучающегося субъектов. Их взаимная деятельность строится на духовном единстве и осуществляется по общему алгоритму: - анализ исходной ситуации, постановка конкретных образовательных целей и задач; - отбор содержания и средств достижения целей; - планирование и осуществление образовательных действий; - контроль, анализ результатов, корректирование совместной работы. Заранее устанавливаются критерии и показатели эффективности образовательного процесса. Объектом образовательного процесса является содержание учебного материала, имеющего инвариантный и вариативный компоненты. Субъекты образовательного процесса выбирают оптимальную технологию, включающую определенное сочетание методов, средств и организационных форм совместной деятельности. Результатами образовательного процесса является уровень развития субъектов этого процесса и самого образовательного учреждения. Результаты сравниваются с поставленной целью. Таким образом, основными компонентами образовательного процесса являются цель, задачи, содержание, формы и методы, средства, деятельность субъектов процесса, критерии и показатели эффективности, результаты.
4. Образование как результат Результативность образования можно определить по уровню развития обучающихся и самой системы образования. В этом случае показателями результативности являются: - реализация образовательных стандартов; - развитие сети и укрепление учебно-материальной базы; - развитие образовательных технологий; - развитие системы органов управления образованием; - достижение и подтверждение гражданином определенного ценза, который удостоверяется соответствующим документом; - уровень физического, психического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся; - уровень сформированности культуры; - состояние здоровья обучающихся; - качество знаний, умений и навыков; - сформированность потребности в знаниях и стремления к самообразованию. Результаты образования можно разбить на три группы: количественные (абсолютные значения или проценты); качественные (описание и балльные шкалы); оценочные (отношения, мнения, переживания и др.).

 

Безусловно, аспектное разделение образования не отрицает его целостности.

Функции образования

Образование выполняет социальные и личностные функции, которые представлены на нижеследующем рисунке.

 

 

 

 


В личностно ориентированной парадигме образование должно обеспечивать приоритет развития над обучением.

Таким образом, образование можно рассматривать как в социальном, так и в личностных планах.

Мы увидели, что образование – очень сложное, многоаспектное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие характеристики образования:

- это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;

- это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;

- это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;

- это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.

По мере перехода к информационному обществу образование все больше будет становиться самообразованием, то есть образованием самого себя. Главной задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, взаимообразования.

Словарь основных понятий

Система – целое, составленное из частей, находящихся во взаимосвязях и взаимообусловности.

Процесс – ход развития какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо.

Педагогический процесс – целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью их развития, обучения и воспитания.

Личность – человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...