Сущность, аспекты и функции образования
Мнемосхема
Сущность понятия образования
В словаре С.Н. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение. В учебниках по педагогике образование определяется либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта (пособие по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого), либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков (И.П. Подласый), либо как социальное явление (учебное пособие "Педагогика" авторов В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др.).
В Законе РФ "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Как видно, в данном случае образование определяется как широкое понятие, включающее в себя и обучение, и воспитание. Поэтому сейчас педагогику нужно рассматривать как науку об образовании человека.
В рамках личностно ориентированной развивающей парадигмы образование можно рассматривать как процесс и результат развития личности посредством научно организованного обучения и воспитания. В этом случае знания, умения и навыки будут выступать не как цель обучения, а как средства развития личности.
Аспекты образования
Наличие множества определений понятия образования показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению академика Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс и образование как результат. Содержание этих аспектов представлено в таблице:
Аспекты образования
| Их содержание
|
1. Образование как ценность
| Содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества, "локомотив" общества, оно должно обеспечивать развитие общества.
Формирование нравственного, интеллектуального и ресурсного потенциала государства.
Всестороннее и гармоничное развитие личности, создание условий для реализации ее потенциальных возможностей, интересов и склонностей.
Общество и государство должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, обращать на нее особое внимание, понимая, что образование определяет будущее общества. Не случайно в развитых странах на образование выделяется 10-14% национального дохода, продолжительность обязательного образования увеличена до 12-13 лет, разрабатываются и осуществляются национальные программы развития образования.
|
2. Образование как система
| Образование является открытой социальной системой. У каждого народа должна быть создана собственная система образования. В России система образования представляет собой совокупность:
- образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления;
- сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий
|
3. Образование как процесс
| Системообразующим элементом образовательного процесса по вертикали является цель, которая определяется обществом и должна стать убеждением педагога. Общая цель конкретизируется в частных целях (например, цели каждого занятия).
Чтобы достигнуть цели образования, необходимо решить определенные задачи.
В центре образовательного процесса находятся личности обучающего и обучающегося субъектов. Их взаимная деятельность строится на духовном единстве и осуществляется по общему алгоритму:
- анализ исходной ситуации, постановка конкретных образовательных целей и задач;
- отбор содержания и средств достижения целей;
- планирование и осуществление образовательных действий;
- контроль, анализ результатов, корректирование совместной работы.
Заранее устанавливаются критерии и показатели эффективности образовательного процесса. Объектом образовательного процесса является содержание учебного материала, имеющего инвариантный и вариативный компоненты.
Субъекты образовательного процесса выбирают оптимальную технологию, включающую определенное сочетание методов, средств и организационных форм совместной деятельности.
Результатами образовательного процесса является уровень развития субъектов этого процесса и самого образовательного учреждения.
Результаты сравниваются с поставленной целью.
Таким образом, основными компонентами образовательного процесса являются цель, задачи, содержание, формы и методы, средства, деятельность субъектов процесса, критерии и показатели эффективности, результаты.
|
4. Образование как результат
| Результативность образования можно определить по уровню развития обучающихся и самой системы образования. В этом случае показателями результативности являются:
- реализация образовательных стандартов;
- развитие сети и укрепление учебно-материальной базы;
- развитие образовательных технологий;
- развитие системы органов управления образованием;
- достижение и подтверждение гражданином определенного ценза, который удостоверяется соответствующим документом;
- уровень физического, психического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся;
- уровень сформированности культуры;
- состояние здоровья обучающихся;
- качество знаний, умений и навыков;
- сформированность потребности в знаниях и стремления к самообразованию.
Результаты образования можно разбить на три группы: количественные (абсолютные значения или проценты); качественные (описание и балльные шкалы); оценочные (отношения, мнения, переживания и др.).
|
Безусловно, аспектное разделение образования не отрицает его целостности.
Функции образования
Образование выполняет социальные и личностные функции, которые представлены на нижеследующем рисунке.

В личностно ориентированной парадигме образование должно обеспечивать приоритет развития над обучением.
Таким образом, образование можно рассматривать как в социальном, так и в личностных планах.
Мы увидели, что образование – очень сложное, многоаспектное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие характеристики образования:
- это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;
- это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;
- это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;
- это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.
По мере перехода к информационному обществу образование все больше будет становиться самообразованием, то есть образованием самого себя. Главной задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, взаимообразования.
Словарь основных понятий
Система – целое, составленное из частей, находящихся во взаимосвязях и взаимообусловности.
Процесс – ход развития какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо.
Педагогический процесс – целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью их развития, обучения и воспитания.
Личность – человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: