Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История философии Западной Европы




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Предмет философии

Теоретическая часть

При подготовке к занятию, прежде всего, необходимо уяснить, что философия – одна из древних и увлекательных областей человеческого знания, духовной культуры. Философия зародилась в VII – VI веках до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции. С тех пор она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века.

Сам термин «философия» древнегреческого происхождения и переводится (phileo – люблю и Sophia – мудрость) – буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580 – 500 годы до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

Различают следующие исторические этапы движения философской мысли: 1) Философия Древнего Востока. 2) Античная философия. 3) Средневековая философия. 4) Философия эпохи Возрождения. 5) Философия Нового времени. 6) Неклассическая философия. 7) Современная философия.

Специфика философии состоит в том, что философия рассматривает мир в целом, изучает наиболее общие тенденции и закономерности мира, стремится дать целостное представление о мире. Философия является, прежде всего, первой исторической формой теоретического знания, т. е. представляет собой науку. Задачей любой науки является стремление ответить на вопросы: Что это такое? Как? Почему?

Философия также занимается анализом отношения человека ко всему тому, что его окружает. Отношение человека к действительности находит свое отражение в его сознании в виде суждений, взглядов, принципов, которые основываются на том, что он знает об этой действительности и о самом себе. Система суждений, взглядов, принципов, выражающих отношение человека к окружающему миру, есть его мировоззрение.

Для того чтобы более наглядно представить себе философию, назовем некоторые вопросы-проблемы из огромного круга философских вопросов. 1. Что лежит в основе мира, материальные или духовные процессы, другими словами, идеи предшествуют вещам, или вещи идеям? 2. Мировой разум это реальность, или плод фантазии человека? 3. Почему человек продолжает верить в Бога? 4. В каком направлении развивается человеческое общество? 5. Что такое прогресс и каковы критерии прогресса? 6. Что такое истина? 7. Мир логичен, рационален или иррационален? 8. Познаваем ли мир?

В мире нет ничего кроме двух качественно различных групп явлений: материальных и идеальных. Поэтому философия, стремясь дать целостное представление о мире, должна, прежде всего, решить вопрос о природе этого мира, т. е. должна исходить либо из его материальности, и в этом случае рассматривать сознание как свойство или функцию материи, либо, напротив, из его идеальности, и в этом случае рассматривать сознание как некую духовную субстанцию, независимую от материи.

Философское мышление категориально, поэтому необходимо знать, чем являются философские категории, понятия: являются ли они более или менее верными отражениями мира, и в этом случае могут служить ориентиром в преобразующей мир деятельности, или продуктами «чистого» мышления и т. п.? Ответ на этот вопрос определяет характер философской системы и смысл рассматриваемых ею проблем, намечает общие положения этой философии. От ответа на данный вопрос зависит, в конечном счете, мировоззренческий выбор.

Задания

1. Выявить сходства и различия мифологического, религиозного и философского мировоззрений.

2. Как, по-вашему, идентичны ли понятия «философ» и «мудрец»? Что по этому поводу говорил Пифагор?

3. Часто мудрость путают с образованностью. Что вы думаете по этому поводу?

Вопросы

1. Понятие, предмет и предназначение философии.

2. Определение философии.

3. Структура философского знания.

4. Типология и основные направления философских учений.

5. Шкала истинности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Древневосточная философия

Теоретическая часть

При самостоятельной подготовке к практическому занятию студентам необходимо ознакомиться с процессом трансформации мифологических систем, образно-художественным способом объясняющих мир, в религиозно-философские на примере политеистических религий Египта и Месопотамии. Следует уметь доказательно обосновать тезис о том, что, несмотря на возможность говорить о зарождении в этих регионах предфилософского и научного знаний, первые шаги по систематизации философских знаний, по их оформлению в рациональное мировоззрение наметились только в I тыс. до н. э. в Древних Индии, Китае и Греции.

При изучении философии Древней Индии необходимо обратить внимание, что вся религиозно-философская литература здесь была связана с толкованием ведических канонов, имеющих следующую структуру:

- Самхиты (сборники гимнов, из которых самый древний – «Ригведа», остальные Веды – Веда напевов «Самаведа», Веда жертвоприношений «Яджурведа» и Веда заклинаний «Атхарваведа» – заимствуют стихи из «Ригведы»).

- Брахманы (продолжение Вед, каждая Брахмана относится к определенной Самхите).

- Араньяки и Упанишады (дополняют как Самхиты, так и Брахманы).

В Упанишадах демифологизируется понимание Космоса, внимание акцентируется, прежде всего, на проблеме взаимосвязи микрокосма (Атман, жизненный дух, понимающийся и как субъективное психическое начало, и как универсальный принцип жизни) и макрокосма (Брахман, абсолютная и неизменная первооснова, начало и конец всех вещей). Трактовка Бытия в Веданте имеет монистический характер: «Все есть Брахман, и Брахман есть Атман». Атман – это самосознание Брахмана, они совпадают, и это совпадение открывает путь человеку к высшему блаженству, достигаемому преодолением иллюзии эмпирического мира посредством погружения во всеобщее сознание и сопряжения со всем существующим.

Студентам следует уметь объяснить такие ведические понятия, как «Рита», «сансара», «карма», «дхарма», «мокша», «майя», проследить их развитие в философии буддизма.

Изучая философию Древнего Китая, необходимо ознакомиться с учениями Лао-цзы и Кун Фу-цзы (Конфуция) (VI-V в.в. до н. э.). Китайская философия глубоко социальна, главная ее тема – отношения между обществом и человеком, и, соответственно, на первом месте в размышлениях китайских философов стоит этика. Единству мира, как и в индийской философии, уделяется пристальное внимание, но интерпретируется оно несколько иначе. Вводится представление о Дао – Пути, едином первоначале всего сущего и законе изменения вещей. Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения Дао, его универсальным правилам, ритмам природы. Следует избавиться от личных пристрастий и почувствовать Дао. Отсюда в китайской этике наблюдается несомненный приоритет общественного начала над индивидуальным, пренебрежение интересами отдельной личности во имя социального благополучия.

 

Задания

1. Уяснить дуалистические позиции зороастризма, обосновать его влияние через манихейство на христианство.

2. Произвести сравнительный анализ религиозно-философских систем Индии и Китая.

3. Охарактеризовать современное состояние религиозно-философских систем Востока.

Вопросы

1. Зарождение политеистических религиозных систем.

2. Характерные особенности мифа.

3. Специфика и основные школы индийской философии.

4. Основные положения буддизма.

5. Генезис и развитие китайской философии.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

Античная философия

Теоретическая часть

При изучении темы следует иметь в виду, что весь период античной философии допустимо разделить на 3 периода:

I период – натурфилософия, или досократовская философия (VI – IV вв. до н. э.);

II период – классическая, или аттическая философия (V – IV вв. до н. э.);

III период – эллинистическая, или эллинско-римская философия (III в. до н. э. – VI в. н. э.).

Натурфилософов, интересующихся, прежде всего, поисками субстанции, разделяют на несколько философских школ, среди которых рекомендуется обратить внимание на следующие:

Милетская школа, считается самой древней. Основатель – Фалес, субстанцией считал воду; его ученики: Анаксимен (субстанция – воздух), Анаксимандр (субстанция – абстрактный апейрон, некое беспредельное и вечное начало).

Школа Пифагора. При изучении обратить внимание на то, что пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотношений и тем самым превзошли милетцев, ибо почти достигли уровня законов науки. Они искали гармонию и количественную согласованность во всем, а такого рода поиск фактически нацелен на обнаружение законов, однако пифагорейцы еще не владели категорией качества, без которой нельзя уразуметь в должной степени количество, каковым, в частности, является число.

Для Гераклита мир есть огонь, а огонь – образ вечного движения и изменения.

Элейская школа (Парменид, Зенон и др.) – оппоненты Гераклита, утверждали о невозможности движения и, следовательно, о постоянстве внечувственного бытия. Рекомендуется ознакомиться с апориями Зенона.

Несмотря на антагонизм учений Гераклита и элеатов, они одинаково приходили к агностическому выводу, ведь невозможно познавать вечно изменяющееся, а чувственно-данное и иллюзорное познавать тем более нет необходимости.

Атомисты (Левкипп, Демокрит и др.) преодолели кризисную ситуацию в философском мышлении, введя понятия атома и объединив тем самым сильные стороны представлений Гераклита и элеатов: парменидовское бытие уменьшили до атомов, сохранив этим постоянство, а гераклитовские изменения связали с механическим движением атомов, их сочетанием друг с другом. При изучении данного философского направления студентам рекомендуется выявить различия между современными и древнегреческими представлениями об атомах.

Началом классического периода явилось философское творчество Сократа, впервые утвердившего приоритет самосознания над познанием природы. При изучении философии Сократа, о которой мы знаем в основном из трудов его ученика Платона, рекомендуется обратить особое внимание на принципиально иную манеру понимания мира – двигаться не от события к событиям, а от общего к событиям. Необходимо также уяснить основной метод Сократа – диалектику, состоящую из иронии и майевтики.

Сократ принципиально спорил с софистами («учителями мудрости» в V – IV вв. до н. э.). В связи с этим студентам необходимо выяснить сущность этого спора и уяснить, в чем заключается логическая ложность софизмов.

При изучении творчества Платона следует обратить внимание на его учение об идеях (объективный идеализм) и уяснить влияние этого учения на космологические и этические построения, на философскую концепцию идеального государства.

Ученик Платона, Аристотель, хотя и выступавший в ряде отношений как решительный противник учителя, по сути, продолжил его дело. Аристотель был конкретнее, эмпиричнее Платона, его интересовало индивидуальное, жизненно данное. Студентам необходимо уяснить отличие между идеальным миром Платона и иерархией идей Аристотеля, представляющей стадии становления оформленной материи, причем каждая вещь имеет четырехчастную природу, четыре причины:

1. Сущность (форма, эйдос).

2. Материя (субстрат, возможность бытия).

3. Действие (начало движения).

4. Цель («то, ради чего»).

Важно отметить, что и действующую, и целевую причины определяет эйдос, который является основным динамическим и смысловым содержанием вещи.

Студенты должны понять, почему Аристотеля называют крупнейшим классификатором и систематизатором античной науки, ознакомиться с логическими построениями Аристотеля (категории, законы формальной логики, учение о силлогизмах).

При изучении эллинистического периода античной философии рекомендуется обратить особое внимание на следующие направления:

Стоицизм (Зенон Китийский, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий и др.), главным вопросом для которого был вопрос об определении места человека в Космосе. Стоики утверждали, что законы бытия неподвластны человеку, подверженному року, судьбе (последнюю же стоит не ненавидеть, а любить, получая отдохновение в рамках доступного). Они не были безразличны к происходящему, но, понимая логос мира определенным образом, сохраняли душевное спокойствие (атараксию). Следует обратить внимание на развиваемые стоиками идеи пантеизма и человеческого равенства.

Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.) – гедонистическое учение, для которого главный интерес представлял чувственный мир. При изучении рекомендуется обратить внимание на преодоление Эпикуром детерминизма атомистов.

Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик и др.) – знакомясь с этим философским направлением, следует понять, почему, несмотря на агностические настроения, античного скептика нельзя назвать нигилистом, а также объяснить смысл признаков скептической мудрости: молчания и воздержания от суждений.

Основные положения неоплатонизма, давшего синтетическую философскую концепцию современного ему античного общества, были разработаны римлянином Плотином. Это учение об основанной на гармонии и красоте эманации Единого – Блага в Мировой Ум, далее в Мировую Душу и затем в Материю было активно использовано в эпоху средневековья.

Задания

1. Объяснить принципиальную разницу между высказыванием Протагора «Человек есть мера всех вещей…» и девизом Сократа «Познай самого себя».

2. В чем причины неприятия софистов Сократом?

3. Выявить суть разногласий Аристотеля и Платона.

4. Какие высказывания древности и античности стали в наши дни афоризмами?

Вопросы

1. Основные натурфилософские школы Древней Греции.

2. Мировоззрение Сократа.

3. Классический период древнегреческой философии.

4. Эллинистическая философия.

5. Характерные черты античной философии.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

История философии Западной Европы

Теоретическая часть

Философия средневековья (V–XV вв.) не только явилась восприемницей античной философии, но и выработала ряд собственных принципов. Студентам необходимо усвоить понятия, разработанные в средние века: теоцентризм, монотеизм, креационизм, провиденциализм, символизм, экзегеза, герменевтика, реализм, номинализм, концептуализм, теодицея, эсхатология. Проследить, каким изменениям подверглась концепция времени (от циклических процессов к линейному времени и связанному с ним понятию прогресса) и объяснить, в чем причина этого.

При изучении трудов средневековых мыслителей рекомендуется обратить внимание на постепенный переход от философствования в вере (апологеты христианства, особенно Августин Блаженный) к попытке гармонизации веры и разума (Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Роберт Гроссетест и др.), когда характернейшей чертой философствования становится обеспокоенность человеческой судьбой.

Средневековой философией был последовательно продуман принцип абсолютной личности. Однако по мере развития городов и ремесел стали ярче выявляться творческая активность человека и его своеобразие. Возникла потребность в новом мировоззрении, которое, как считалось, возрождает античное наследие, преданное забвению средневековьем, отсюда и название целой культурной эпохи (по-французски – Ренессанс).

Студентам следует обратить внимание на то, что средневековьем была подготовлена, а в эпоху Возрождения развита философема, и сегодня во многом определяющая воззрения человека на природу. Из религиозного принципа креационизма следовало, что, поскольку Бог является Творцом природы, а человек – его подобием, то и на человека экстраполируется возможность преобразовательной деятельности по отношению к природе, причем деятельности, допускающей произвол человека при обустройстве «низшей» природы себе во благо.

Необходимо также уяснить понятия антропоцентрического неоплатонизма, гуманизма, утилитаризма; объяснить, почему эстетическое являлось в эту эпоху доминирующим аспектом философии

Рассмотрение философии Нового времени рекомендуется начать с творчества родоначальника эмпиризма Френсиса Бэкона, сосредоточившего внимание на практике и науке, интерес к которым стимулировался быстрым развитием капиталистического производства. Студентам необходимо понять, почему Ф. Бэкон предпочитал индуктивный метод. Затем необходимо объяснить, почему Р. Декарт, положивший начало философскому рационализму, считал приоритетным дедуктивный метод, начало которого – интеллектуальная интуиция (прямое, непосредственное, рациональное постижение сути дела), а также уяснить свойственный философии Декарта дуализм – противопоставление материальной субстанции и духовной, главными атрибутами которых являются, соответственно, протяженность и мышление.

При изучении нововременной философии рекомендуется также обратить внимание на формирование новых правовых идей. В связи с этим следует познакомиться с понятиями естественного права, общественного договора и юридического равенства (Томас Гоббс, Джон Локк; их преемники, философы французского Просвещения – Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др.).

По праву считается, что у истоков немецкой классической философии стоял «Кенигсбергский затворник» Иммануил Кант. При рассмотрении его концепции студентам необходимо уяснить специфику понятий трансцендентального и трансцендентного, отношение мыслителя к пространству и времени, охарактеризовать кантовскую «вещь в себе» и сделать вывод о возможности объективного познания с точки зрения Канта, а также объяснить, почему его философскую систему называют «трансцендентальным», или «критическим» идеализмом.

При изучении этики Канта следует обратить внимание на менее строгую логичность построений и объяснить смысл категорического императива (всеобщего и необходимого нравственного закона): «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Рассматривая философские системы учеников Канта, во многих отношениях оппонирующих учителю, студентам рекомендуется обратить внимание на то, что И. Фихте, пытаясь преодолеть агностицизм Канта, противопоставившего трансцендентальный субъект и трансцендентный объект («вещь в себе»), перемещает центр внимания к субъекту, ставя на его место абсолютно самодеятельное и не определенное через вещи, а, наоборот, само определяющее их «Я» (субъективный идеализм), Шеллинг же отождествляет субъект и объект также с целью преодоления субъект-объектной двойственности.

Подход Фридриха Шеллинга был детально развит Георгом Гегелем и привел его к «абсолютному идеализму». Рекомендуется разобраться в гегелевской триаде «тезис – антитезис – синтез»: идея изменяется, «самодвижется», переходя в свое иное, в другую идею (диалектическое отрицание); тезис переходит в антитезис, затем они сливаются в новое единство таким образом, что синтезирующая идея содержит в себе тезис и антитезис как свои моменты. Историю Гегель представлял как развертывание Абсолютной идеи сначала в природе (своем «инобытии») и далее через субъективный и объективный дух – в Абсолютном духе. Студентам следует также обратить внимание на содержание диалектики Гегеля, которая понимается им как логика идей, как восхождение от абстрактных идей ко все более конкретным.

Людвиг Фейербах не был согласен с Гегелем в том, что идеальное объективно, он переводил идеальное в голову человека, считая его мыслью или чувством, настаивал, как и всякий материалист, на восхождении от материального к идеальному. Большой заслугой К. Маркса явилось выделение мира социального, ведь до него в фактуальном мире видели только противостояние духовного мира субъекта и природы, Маркс же обнаружил третий мир, мир общественного, все аспекты которого (правовые, политические, религиозные, нравственные и др.) определяются экономическими отношениями.

При изучении марксисткой философии рекомендуется обратить особое внимание на талантливую критику недостатков капитализма и разработанную в этой связи теорию отчуждения труда.

Задания

1. Проанализировать средневековую и античную концепции времени.

2. Обосновать отличие философии Нового времени от предшествующих этапов развития философской мысли.

3. Сравнить философские системы Ф. Бэкона и Р. Декарта как основания эмпиризма и рационализма в теории познания.

4. Доказательно мотивировать новизну философии И. Канта и ее влияние на последующие философские системы.

Вопросы

1. Основные принципы средневековой философии.

2. Антропоцентрический неоплатонизм и гуманизм как основа философии Возрождения.

3. Эмпиризм и рационализм нового времени.

4. Философия французского Просвещения.

5. Основные идеи философии И. Канта, неокантианство.

6. Смысл мирового процесса, назначение человека и содержание истории по Г. Гегелю.

7. Диалектический метод Гегеля.

8. Диалектический материализм и его влияние на исторический процесс.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

Специфика российской философии

Теоретическая часть

В допетровский период русская философия осваивала теоцентрические представления, после реформ русские интеллектуалы знакомились с западной философией и искали философскую суть христианства. Начало последовательного развития самобытной русской философии относится ко второй четверти XIX в.

При изучении философских направлений этого периода рекомендуется изучить идейные споры о будущих путях развития России западников (П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и др.) и славянофилов (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков и др.). Полезно сравнить аргументацию мыслителей прошлого и современности в этих спорах.

Под влиянием славянофилов сложилось почвенничество, общественно–литературное движение 60-х гг. XIX в., для которого также характерно религиозно–этическое искательство (Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, ранний Л. Н. Толстой и др.). «Почва» для Достоевского – это родственное единение с русским народом, важнейшее значение для него имеет постижение последней правды человека, истоков личности. Вопрос о смысле жизни Достоевский решает путем глубоких переживаний, экзистенций, поэтому он по праву считается «путеводной звездой» экзистенциалистов XX в.

Наибольшую системность русская философия получила в трудах В. С. Соловьева. Студентам необходимо ознакомиться с главными концептами его философии «положительного всеединства», разобрать ключевые понятия мировой души (Софии), Абсолюта (Сущего), Богочеловечества, соборности, добра (блага) как реализующейся воли, истины как реализующегося размышления и красоты как реализующегося чувства («Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте»).

В послереволюционный период большая группа русских философов (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский и другие) была выслана за границу. Многие, подобно о. Павлу Флоренскому, погибли в застенках. Что касается философов Советской России, то они работали преимущественно в марксистско-ленинской традиции или анализировали историческую философию.

Современная отечественная философия только претендует на статус системного знания, обладающего собственной спецификой, находится в стадии своего становления, в ней определяются направление и задачи философского поиска.

Задания

1. Выявить суть конфликта заволжских старцев и иосифлян.

2. Сопоставить взгляды западников и славянофилов с современными политическими воззрениями.

3. Объяснить значимость шеллингианства для русской философии и литературы.

4. Доказать влияние эмигрантской философии на развитие мировой культуры.

Вопросы

1. Особенности становления и развития русской философии.

2. Основные идеи западников и славянофилов.

3. Философия «положительного всеединства» В.С.Соловьева.

4. Российская философия XX века.

5. Актуальные проблемы современной отечественной философии.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...