Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек. Общество. Природа




Теоретическая часть

Если общество – это часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека, то природа понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. В царство природы не включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и общества. Далее необходимо уяснить, что проблема взаимоотношения природы и общества – вечная и всегда актуальная проблема всего гуманитарного знания. Как соотносятся человечество с живой и неживой сферами планеты, могут ли они и дальше сосуществовать и развиваться – это сейчас самые острые проблемы, затрагивающие экономику, политику, мораль, искусство и религию.

Природная среда оказывает существенное влияние на человека. Колебания температуры, воздействие геомагнитных полей, солнечное излучение – все эти факты оказывают как физическое, так и психическое воздействие, влияя на индивидуальное и коллективное поведение людей. С историей развития человечества постепенно менялись и геохимические условия существования, поэтому историю общества невозможно изучать отдельно от эволюции окружающей среды. В античной философии по своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Средневековая философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Высоко над природой стоит Бог, а человек стремится к возвышению над природой. В эпоху Возрождения отождествляется Бог и мир, Бог и природа. В философии Нового времени природа впервые становится объектом активной практической деятельности человека.

Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрерывном движении и изменении.

Живая оболочка земли получила название биосферы. Российский ученый Вернадский В. И. разработал концепцию биосферы и ввел понятие ноосферы. Ноосфера – наружная оболочка планеты Земля, преобразованная разумной деятельностью людей в соответствии с познанными ими законами организованности биосферы. Уже в конце ХIХ века появились первые грозные признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации и установки на покорение природы. Люди используют вещества и энергию природы для получения необходимых материальных благ. Естественная среда обитания дополняется искусственной, которая представляет собой так называемую "вторую природу", т.е. совокупность вещей отсутствующих в природе в готовом виде и создаваемых в процессе общественного производства. Но, активно преобразуя природу, люди не перестают принадлежать ей, быть ее органической частью.

Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов. Современные ученые выделяют следующие основные составные части общества: антропосфера – сфера жизни людей как биологических организмов; социосфера – область сложных общественных отношений между людьми; биотехносфера (техносфера) – область распространения технического влияния человека и человечества.

Степень воздействия природ на общество столь велика, что это послужило основой появления целого направления – географический детерминизм, сторонники которого полагали, что развитие народов определяется в первую очередь местным ландшафтом, почвой, климатом, пищей. Однако, не стоит географический фактор возводить в абсолют.

Население стран вместе с географической средой и способом производства материальных благ определяет возможность развития общества. Для нормального развития производства и общества в целом необходим определенный минимум народонаселения. Быстрый рост населения порождает множество проблем, так как природные ресурсы Земли не безграничны. В результате в социологии появилась школа, считавшая главным злом, приводящим к нищете, ко всяким бедствиям и лишениям, рост народонаселения. Эту точку зрения поддерживал и активно отстаивал английский экономист и священник Т.Р.Мальтус. Он видел выход в принудительном регулировании народонаселения (войны, эпидемии, голод, принудительный непосильный труд, воздержание от брака). Эта теория получила название мальтузианства по имени своего создателя.

Население Земли действительно увеличивается ускоренными темпами. В различных странах и регионах демографическая ситуация неодинакова. Одной из предлагаемых мер решения проблемы роста народонаселения является программа планирования семьи в странах Юга, повышение в них уровня занятости и культуры, помощь со стороны более развитых стран.

В философском плане природа, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она является естественным продолжением существования людей. Общество, в свою очередь, предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человеческой деятельности.

Человечество уже давно превратилось в мощную биогеохимическую силу, сравнимую, а зачастую превосходящую природные процессы. Планета и ее живая оболочка – это единая сила, которая подчиняется ритмике солнечной активности и других космических воздействий. Осознание этого единства пришло не сразу, равно как и осознание общих судеб всего человечества. Поэтому необходимо осознать все системные связи «человек – общество – производство – природа», когда на первый план выдвигаются разные аспекты этого отношения.

Задания

1. Привести примеры влияния природных факторов на общество.

2. Познакомиться с различными теориями возникновения жизни на земле, объяснить их.

3. Какие факторы имеют доминирующее влияние на развитие общества – природные или социальные? Ответ обосновать.

4. Говорят, что цену хлеба надо спросить у голодного, цену свободы – у узника и т.д.

Как Вы понимаете эти высказывания?

Вопросы

1. Природные предпосылки возникновения жизни на Земле.

2. Проблема антропосоциогенеза.

3. Взаимообусловленность в развитии природы и общества.

4. Сущность этногенеза.

5. Географический детерминизм. Мальтузианство.

6. Уровни организации универсума, концепция ноосферы

 

Практическое занятие 13

Тема: Современные глобальные проблемы

Теоретическая часть

Как известно, проблема означает трудную, сложную задачу, в проблеме всегда фиксируется противоречие. И, следовательно, само понятие «глобальная проблема» означает противоречие глобального масштаба, затрагивающего все народы земного шара и несущего в себе опасность для всего человечества. Глобальные проблемы возникли из различных источников на волне всемирных процессов - широкомасштабного освоения природных ресурсов, формирования единого хозяйственного организма человечества, становления единых коммуникаций и диалога культур, взаимодействия государств и народов. Причин глобальных проблем множество, но выделим основные:

- во-первых, ряд из них порожден конкретными причинами исторического характера;

- во-вторых, некоторые проблемы появились как побочный продукт логики хозяйственной деятельности и бурного развития научно-технического процесса;

- в-третьих, отдельные проблемы порождены характером исторического времени, особенностями XX-XXI столетий. Сюда следует отнести международный терроризм, некоторые трудноизлечимые болезни и т. д.;

- в-четвертых, некоторые проблемы порождены дифференциацией образа жизни и ментальности народов нашей планеты, а также стихийными факторами.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, можно выделить следующие особенности глобальных проблем:

- имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира и социальных слоев;

- угрожают деградаций и гибелью всему человечеству, приводят к антропологическому кризису;

- нуждаются в неотложных и эффективных решениях;

- требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов;

- приводят к значительным экономическим и социальным потерям.

Военно-политические проблемы. Эта группа актуальных проблем включает в себя: проблему недопущения военных действий между государствами с применением оружия массового поражения, прекращения производства ядерного и иных особо смертоносных видов оружия, прекращения овладения таким оружием все новыми и новыми государствами, предотвращения и урегулирования локальных конфликтов всемирного ядерного разрушения, проблему международного терроризма и др.

Экологические проблемы. Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.

Социальные проблемы. Одной из важнейших социальных проблем является проблема народонаселения. Речь здесь идет не только о воспроизводстве населения, а, в первую очередь, о соотношении процессов воспроизводства населения и общественных способов производства материальных благ. К социальным проблемам добавляются и медико-биологические.

Проблема образования. В культуре острой глобальной проблемой остается проблема образования. В настоящее время почти каждый четвертый житель нашей планеты в возрасте старше 15 лет остается неграмотным. Количество неграмотных увеличивается ежегодно на 7 миллионов человек. Решение этой проблемы, как и других, упирается в нехватку материальных средств для развития системы образования

Таким образом, глобальные проблемы – это результат прошлой и настоящей истории человеческого рода. Они выражают противоречивый дух истории и являют собой наиболее острые социоприродные противоречия в бытии современного человека и общества, тотальный (всеобъемлющий) кризис современной цивилизации.

Задания

1. Почему некоторые проблемы человечества названы глобальными? Перечислите эти проблемы.

2. Мотивиовать свою точку зрения на то, какие общественные факторы могут уменьшить риск возникновения новой мировой войны.

3. Можно ли решить продовольственную и экологическую проблемы, проблему образования? Если можно, то как?

4. Назовите императивы, которые Вы считаете актуальными в свете проблематики глобальных идей.

Вопросы

1. Человечество перед лицом глобальных проблем.

2. Критерии и классификация глобальных проблем.

3. Сущность и содержание глобальных проблем.

4. Причины и особенности глобальных проблем.

5. Перспективы решения глобальных проблем.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 14

Глобализационные процессы

Теоретическая часть

В настоящее время появилась наука «глобалистика», исследующая глобальные проблемы. Все более активно происходит процесс глобализации - интеграции мировых рынков, финансов, технологий и т. п. Этот процесс оказывает прямое и косвенное влияние на внутреннюю политику и экономику, а также на внешнеполитический курс всех стран.

Глобальные проблемы возникли из различных источников на волне всемирных процессов - широкомасштабного освоения природных ресурсов, формирования единого хозяйственного организма человечества, становления единых коммуникаций и диалога культур, взаимодействия государств и народов.

О глобализации и ее проблемах настойчиво заговорили ученые и политики, писатели и общественные деятели в 70-80-е годы XX века, когда эти проблемы обнаружили себя в полной мере. XX век был переломным не только в мировой социальной истории, но и в самой судьбе человечества. Никогда до этого человечество не вступало в период научно-технического прогресса, не открывало дороги в космос, никогда до этого человечеству не требовалось такого количества природных ресурсов, и возвращаемые им в окружающую среду отходы также не были столь велики. Никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только единого поколения, наращивая тем самым силу «демографического пресса».

Глобализация сегодня представляется всепобеждающей и всеохватывающей. Попытаемся выделить наиболее существенные проблемы глобализации:

1. Первая немаловажная проблема является отображением основной особенности глобализации - скорости ее нарастания.

2. Универсализация и партикуляризм

3. Вестернизация.

4. Формирование информационного общества.

5. Неравномерность развития процессов глобализации.

Решение глобальных проблем представляется делом отнюдь не простым, а весьма сложным и даже опасным, поскольку нет простых решений для их преодоления. Но следует отметить, что есть и определенные предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий. Это:

1. Равномерное развертывание мировой информационной, биотехнологической революции.

2. Возможность утверждения в качестве доминирующего типа мирового хозяйства – смешанной рыночной и социально защищенной экономики;

3. Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике.

4. Объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском вариантах.

5. Межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.

Таким образом, груз глобальных проблем – это высокая цена человечества за прогресс в своей истории, за непродуманные решения и действия, эгоизм человеческого рода. Поэтому сегодня важно суметь преодолеть общечеловеческий кризис и решить глобальную проблему во имя спасения жизни человечества, во имя его будущего.

Задания

1. Назовите определенные и основные предпосылки преодоления глобализационных кризисных коллизий.

2. Как связаны глобализационные проблемы с человеческой духовностью?

3. Что понимается под «глобальной этикой»?

4. Каково Ваше понимание идеалов будущего?

Вопросы

1. Сущность и содержание «глобалистики».

2. Глобализационные процессы и их особенности.

3. Источники глобализационных процессов.

4. Кризис человеческой духовности как глобальная угроза.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 15

Логика

Теоретическая часть

Размышляя, мы всегда ощущаем определенное давление и несвободу. От нашей воли зависит, на чем остановить свою мысль. В любое время мы можем прервать начатое размышление. Но если решили провести его до конца, то сразу же попадаем в сети необходимости, стоящей выше нашей воли и наших желаний. Согласившись с одними утверждениями, мы вынуждены принять и другие, вытекающие из них, независимо от того, нравятся они нам или нет. Допустив одно, мы автоматически лишаем себя возможности утверждать другое, не совместимое с уже допущенным.

Таким образом, логику можно, определить как науку о законах и операциях правильного мышления. Логика является анализом и критикой мышления. Она начинает с изучения фактически применяемых способов рассуждения, но не останавливается на этом. Она стремится отделить приемы, способствующие эффективному познанию действительности, от тех, ко­торые с большей или меньшей вероятностью приводят к ошибкам и тупикам. Логика должна также систематизировать и обосновы­вать правильные и эффективные способы рассуждения. Для этого необходимо привести их в единую систему, выявить их взаимоотношения, показать связь теории рассуждения с практикой мышления и т.д.

Понятие является важнейшей формой мышления с точки зрения представления предметного содержания в сфере мышления. Не случайно мышление иногда определяют как логический строй и набор (фонд) понятий, другие формы мышления - суждение, умозаключение - имеют дело с предметным содержанием, так как оно уже представлено в понятиях. Понятия являются важнейшими видами мыслей, в которых отражается действительность в процессе абстрактного мышления. По этой причине абстрактное мышление называют также понятийным мышлением. В логике исследуются понятия как мысли особого вида, способы выявления логических форм понятий и установления отношений между понятиями и т. д. Понятие – это мысль, в которой обобщены в класс и выделе­ны предметы по системе признаков, общей для этих предметов и отличающей их от других предметов. Слово «предмет» употребляется здесь в самом широком смысле. Чтобы устанавливать между понятиями связи, обусловленные их логическими формами, нужно научиться эти формы выявлять. Познавая объективный мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между предметами, утверждает или отрицает факт существования предмета. Эти связи и отношения отражаются в мышлении в форме суждений, представляющих собой связь понятий.

Суждение – мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. Суждение лишено психоло­гического оттенка, свойственного утверждению. Хотя суждение находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от конкретного языка; сообщение о том, что некоторое суждение высказывалось в определенной ситуации, не нуждается в указании, какой при этом использовался язык. Одно и то же суждение может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков.

Умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения часто подразделяют на дедуктивные и индуктивные.В дедуктивных умозаключениях, если посылки истинны и при этом соблюдены соответствующие правила логики, то заключение будет истинным. В индуктивных умозаключениях при истинности посылок и при соблюдении соответствующих логических процедур заключение в общем случае может оказаться как истинным, так и ложным.

Современная формальная логика на основе различных логических систем моделирует процессы умозаключения, протекающие в мозгу человека. Правила логики выявляются на основе формализации конкретных по содержанию умозаключений. В естественном конкретно-содержательном мышлении некоторые посылки часто пропускаются, не формулируются в явной форме, тем более не формулируются в явной форме и правила вывода: они применяются человеком на интуитивной основе. Это ведет к появлению логических ошибок. Знание всех подразумеваемых посылок, их логической формы, выявляемой на основе формализации, а также правил логики позволяет контролировать использование различных форм умозаключающей деятельности мышления. В процессе рассуждения, представляющего собой сознательный, последовательно осуществляемый мыслительный процесс, в процессе доказательства к.-л. положений мы часто пользуемся цепочками умозаключений.Условием правильности таких рассуждений и доказательств является не только истинность посылок (аргументов, оснований), но и соблюдение правил логики

Человек разумный есть человек аргументирующий. Независимо от того, осознает он это или нет, человек вовлечен в аргументационную деятельность.

В установлении научной истины, в решении политических проблем, в судебных разбирательствах, в обсуждении вопросов обыденной жизни - во всем этом значительное место занимает аргументация. Ответ студента на экзамене или защита им дипломного проекта - вид аргументационной деятельности. Что такое аргументация?

Словом "аргументация" называют: 1) процедуру приведения аргументов в пользу какого-либо положения; 2) саму совокупность таких аргументов; 3)обоснование - в той или иной степени - истинности некоторого суждения.

Для аргументации характерны следующие черты:

1) аргументация всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений;

2) аргументация является целенаправленной деятельностью, цель аргументационного воздействия - убеждение;

3) аргументация - это социальная деятельность, поскольку направлена на человека, предполагает диалог и активную реакцию другой стороны на приводимые доводы.

4) аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

Задания

1. Привести примеры понятий и суждений дать общую характеристику основных моделей развития исторического процесса.

2. Выявить основные характеристики рационально-логического мышления.

3. Обосновать с помощью приемов аргументации мысль, высказанную преподавателем (сокурсником).

Вопросы

1. Логика как дисциплина о рациональном мышлении.

2. Понятие как форма мышления.

3. Основные характеристики суждения.

4. Умозаключение как форма мышления.

5. Основные положения теории аргументации.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 16

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...