Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Философские проблемы техники




(технические, естественные и гуманитарные науки)

Теоретическая часть

При подготовке к занятию необходимо уяснить, что философское осмысление техники и технических наук связано с выявлением социальной сущности техники, ее функций и роли в жизни общества, а также специфики технических наук и особенностей их развития.

Слово «техника» происходит от греческого слова «techne» (техне), означающего мастерство, искусство; понимается как умение нечто создать, сформировать из естественного материала. В истории развития теоретической мысли по-разному трактовалось понятие техники.

Развернутое определение техники на основе проведенного философского анализа дают наши отечественные философы В.С. Степен, В.Г. Горохов и М.А. Розов. Согласно им, под техникой следует понимать:

– совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

– совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

– совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Кратко можно сказать так: техника – это совокупность орудий труда, видов технической деятельности по их созданию, технических знаний.

С понятием техники неразрывно связано понятие технологии. Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.

Техника является предметом изучения многих дисциплин. Что касается философии, то она рассматривает технику как социальное явление с позиции тех общих свойств, связей и закономерностей, которые проявляются во всех сферах жизни общества. Основное назначение техники заключается в выполнение тех функций, которые производятся человеком в его трудовой деятельности. Техника оказывает непосредственное воздействие на развитие всех сторон жизни общества. Она составляет основу способа производства и, прежде всего, такой его составной части, как производительные силы.

Студентам следует уметь объяснить смысл таких понятий, как «техника», «техническое», «нетехническое», «техническая и инженерная деятельность», «научное и техническое знание».

При выявлении социальной роли техники необходимо раскрыть сущность научно-технической революции и ее воздействие на общественную жизнь. При этом следует иметь в виду, что развитие всегда происходит путём эволюционных и революционных изменений. Эволюция – это количественные и качественные изменения несущественных свойств, черт, признаков объекта. Революция – это качественные изменения основных, существенных свойств объекта. Применительно к науке и технике это означает коренное, качественное изменение содержания науки и техники.

Революции в науке выражается в следующем.

– Происходит проникновение науки во всё новые и новые области исследования (проникает в область структуры атома, микромира, субэлементарных частиц, в изучение внутриклеточного строения, макромолекулярного уровня, генной наследственности и др.), в силу чего постоянно обновляется содержание науки.

– Наблюдается дифференциация наук и обратный этому процесс интеграции. Дифференциация – выделение из традиционных наук новых наук, например,: из физики выделяются нелинейная оптика (теория лазеров) и формируется целая отрасль лазерной техники; появляется физическая химия (физколлоидная химия), появляется биохимия, геохимия и др. Процессы интеграции связаны с появлением обобщающих теорий таких как системный подход, синергетика (рассмотрение систем живой и неживой природы, общества, с точки зрения термодинамических законов) и наибольший интеграционный эффект дает философия.

– Наука развивается на индустриальной основе – это означает:

а) что в научных исследованиях постоянно используются новейшие технические достижения;

б) развитие науки осуществляется непосредственно в производстве, происходит объединение науки с производством, создаются научно-производственные комплексы. Например: автомобильная промышленность, радиотехническая, агротехника и др. Поэтому говорят, что наука становится непосредственной производительной силой.

Революции в технике заключается в следующем.

– Происходит использование в технике все новых и новых видов энергии и вещества (тепловая энергия, энергия химических соединений и разъединений, электрическая энергия, атомная, солнечная энергия, с появлением нелинейной оптики, энергия лазерных генераторов.).

– Происходит постоянное обновление материальной основы технических систем (например: в радиотехнике – сначала появляются детекторные радиопередатчики и радиоприёмники, затем появляются ламповые, затем полупроводниковые ® печатные схемы, современные теле и радиоприемники).

– Происходит передача, во все большей степени, техническим средствам интеллектуальной или умственной деятельности человека. Это имеет важнейшее значение для развития производительных сил современного общества.

В целом, в настоящее время происходит одновременная революция в науке и технике, она осуществляется в их единстве и взаимосвязи. Открытия в науке приводит к открытиям в технике. Изобретения и открытия в технике приводит к новым открытиям в науке. Всё это приводит к тому, что единая научно-техническая революция совершается с ускорением, происходит лавинообразное нарастание открытий в науке и изобретений в технике.

Технические науки

 

Задания

1. Проанализировать соотношение понятий «техника», «техническое» и «нетехническое».

2. Выявить особенности и различия технической деятельности и инженерной деятельности.

3. Дать понятие научного и технического знаний.

4. Рассмотреть классификацию технических наук: фундаментальных и прикладных.

5. Изучить структуру технической теории.

Вопросы

1. Предмет философии техники.

2. Техника в исторической ретроспективе.

3. Техника как социальное явление.

4. Функции техники в структуре общества.

5. Взаимоотношение науки и техники.

6. Сущность научно-технической революции.

7. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса.

Естественные науки

 

Задания

1. Выявить смысловое содержание понятий «техника» «техническое», «нетехническое», «техническая деятельность», «инженерная деятельность»,

2. Дать классификацию технических наук.

3. Выяснить характер взаимосвязи технических и естественных наук.

Вопросы

1. Предмет философии техники.

2. Техника как социальное явление.

3. Функции техники в структуре общества.

4. Взаимоотношение естественных наук и техники.

5. Сущность научно-технической революции.

6. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...