Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество как предмет философского анализа




Теоретическая часть

Люди живут совместно, они образуют общество. Однако общество в социально-философском смысле не является простой совокупностью живущих в нем людей. Оно представляет собой целостную систему исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество – это высшая ступень развития живых систем. Общество – это обособившаяся часть материального мира, которая функционирует и развивается по своим специфическим законам.

Раздел философии, который изучает проблемы общества, носит название социальной философии. В отличие от других наук, которые изучают общество (история, психология, педагогика и т. д.), социальная философия выявляет самые общие законы функционирования и развития общества, при этом она опирается на данные конкретных наук. В круг рассмотрения социальной философии входят следующие вопросы: что такое общество как особая форма реальности; какова природа социального бытия; каковы движущие силы исторического процесса; куда ведет исторический процесс человечество; влияние на исторический процесс личности и народных масс и т. д.

От всей природы общество отличается по некоторым признакам. Первое, что отличает общество от природы, это то, что носитель общественных отношений – человек – является существом, которое наделено сознанием. С помощью сознания человек ставит перед собой определенные цели и старается достичь этих целей. Отношения между людьми, которые складываются в обществе – это результат сознательной деятельности. Наличие сознания является самым характерным моментом, отличающим общество от всей остальной природы. Одновременно наличие сознания чрезвычайно усложняет изучение общества и требует применения особых методов исследования.

Второе отличие заключается в том, что общество характеризуется альтернативным характером социального развития. Альтернативность проявляется в том, что любые условия и обстоятельства, в которых находится общество, содержат в себе возможности различного развития событий. Выявление вероятности того или иного пути развития общества являются важнейшей задачей социальной философии.

Третье отличие общества от всей остальной природы заключается в том, что история всегда есть уникальный и неповторимый объект изучения. Если естественник имеет дело с повторящимися процессами, то социальный философ всегда имеет перед собой единичное, уникальное и неповторимое событие.

Задания

1. Объяснить различие философских взглядов на сущность общества.

2. Выявить объективные и субъективные факторы в развитии общества.

3. Обосновать на примерах свою точку зрения на роль личности в развитии общества.

Вопросы

1. Понятие общества.

2. Структура общества.

3. Основные сферы жизни общества.

4. Общество как развивающаяся система.

5. Модели (концепции) развития общества.

6. Человек и общество.

7. Личность и массы.

8. Свобода и необходимость в историческом процессе.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10

Философия истории

Теоретическая часть

Одним из важнейших вопросов философии общества является проблема периодизации исторического развития. К проблеме периодизации истории человечества в живом ее движении (которое есть исторический процесс) существуют два основных подхода: стадиально-поступательный и цивилизационный. Суть первого из них заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. Например, от вычленения таких стадий истории человечества, как дикость, варварство и цивилизация, и в подразделении человеческой истории на охотничье-собирательский (пастушеский), землевладельческий и торгово-промышленный периода (Тюрго, Смит и др.) до современной концепции постиндустриального общества (Белл, Тоффлер, Бжезинский и др.), представители которой выделяют три стадии: традиционного (аграрного) общества, индустриального (промышленного) общества, постиндустриального (сверх индустриального, информационного, техногенного и т.п.) общества. В отечественной исторической науке долгое время господствовал стадиально-поступательный подход в его марксистском, формационном варианте.

С точки зрения второго подхода – цивилизационного – на первый план выдвигается несходство эволюции у разных народов и целых регионов. Представители этого подхода исходят из того, что в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную историю. Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Данилевским, Шпенглером, Тойнби, Сорокиным.

Современный этап цивилизационного развития аккумулирует в себе весь исторический опыт, накопленный человечеством, разнообразные пути и формы его общественного развития и позволяет сквозь призму «истории человечества в целом» понять место, направленность и смысл исторических событий, специфику и роль отдельных цивилизаций в мировом историческом процессе, его целостность и взаимозависимость.

Современное общество – это целостный и взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности. В этом контексте важно выявить достижения и противоречия современной цивилизации, обратить внимание на особенности «традиционного общества», оценить основные модели, по которым развиваются страны современного Востока и Запада.

В настоящее время ведется активный поиск способов преодоления негативных тенденций западной цивилизации, осуществляется поиск путей гуманизации мира и человека, предпринимаются попытки объединения усилий общественности в предотвращении термоядерной войны, прекращении национальных распрей, сохранении окружающей среды, преодолении отчуждения человеческой личности, ее сохранение. Решение этих проблем, характерных как для современного Запада, так и для Востока, возможно только на пути признания целостности и взаимозависимости современного мира, необходимости диалога культур, их взаимообогащения, признания приоритета за поведение, ориентированным на коммуникацию и понимание, ибо 21 век знаменует собой единство человечества.

Задания

1. Обосновать свой взгляд на основной смысл исторического развития.

2. Определить сущность линейных и нелинейных интеграций социальной истории.

3. Привести примеры и дать общую характеристику основных моделей развития исторического процесса.

4. Выявить основные достижения и противоречия современного этапа цивилизационного развития.

Вопросы

1. Понятие истории и исторического процесса.

2. Основные подходы периодизации истории человечества и их характеристики.

3. Формационный подход к анализу истории общества.

4. Понятие цивилизации.

5. Интеграционный (всемирно-исторический) подход к интерпретации мировой истории.

6. Концепция «осевого времени» К.Ясперса.

7. Основные модели развития стран современного Востока и Запада.

8. Концепция информационного общества.

9. Основные положения концепции устойчивого развития.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11

Философская антропология

Теоретическая часть

Философское учение о человеке называют «философской антропологией».

Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследующей естественно-историческое происхождение человека и человеческих рас; социологией, рассматривающей социальные особенности человеческого существования; педагогикой – наукой о воспитании человека, а также психологией, изучающей особенности индивидуального поведения.

Специфика философского подхода к человеку заключается в том, что человек изучается как единое целое. Современная философская антропология включает в себя многообразные и противоречивые школы и направления, активно обсуждающие такие проблемы как сущность и существование человека, соотношение в его природе биологического и социального, происхождение человека (антропогенез), социализация личности, бытие человека в природе и др.

В истории философии существуют различные взгляды на человека. В античной философской мысли человек рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосмос, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе, поэтому можно говорить, что образ человека в античной философии космоцентричен.

Поворот к собственно антропологической проблематике связан с критической и просветительской деятельностью софистов и создателем философской этики Сократом. Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Задача человека и состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. И, прежде всего, она сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации.

Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус.

Аристотель видит в природе человека единство душевных и телесных свойств. Душа связана с телом, как форма с материей. Он впервые вывел тезис, что «Человек – существо политическое».

Средневековый образ человека теоцентричен, а не космоцентричен, как в античности. В основе христианской антропологии лежит учение об образе Божием в человеке, согласно которому каждый человек несет в своей личности образ и подобие Божие. Образ Бога в человеке – это те качества его бытия, которые делают его «похожим» на Бога. К этим характеристикам относят разум, любовь, свободу, словесность, духовность. Образ Божий дан человеку изначально, он является онтологическим основанием бытия личности человека, его жизни и творчества. Православная антропология связывает личностное начало в человеке именно с наличием и проявлением образа Божия в нем. Подобие дано человеку только в возможности, оно есть тот идеал (Богочеловек Иисус Христос), к которому человек может приблизиться путем раскрытия богодарованных сил и способностей своей природы. Смысл нравственного самоопределения человека заключается в свободном преодолении греха и в обращении к добродетели. Подобие является мерой явленности образа, то есть того, насколько виден Бог в человеке.

Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения или Ренессанса. Если христианская патристика внесла в антропологию понятие личности (идея о человека как самоценном, свободно действующем образе Божием развивалась со временем апостольских), то эпоха Возрождения выдвинула впервые понятие человеческой индивидуальности. Понятия личности и индивидуальности внешне похожи, поскольку оба подчеркивают в человеке нечто неповторимое и единственное, но в сущности они очень различны. Можно сказать, что переход Ренессанса и Нового времени от личности к индивидуальности есть переход от средневекового теоцентризма к антропоцентризму. Личность – это понятие с глубоким моральным наполнением. Добро и зло, отношение к Богу и ближнему, нормы этики, высшие духовные качества – все это включено в бытие личности. Индивидуальность же проявляется в непохожести вкуса, в оригинальности дарования, отличном от других образе жизни. Во всем этом нет ничего этического. Когда говорят о личности с большой буквы, то непременно имеют в виду человека незаурядного, возвышенного и благородного духа, с которым несовместимо ничто низкое и недостойное. Яркая же индивидуальность очень часто соседствует с безнравственностью, беспринципностью и самыми низкими страстями.

Идеалы эпохи Возрождения и Нового времени имеют естественный, секуляризованный характер. Процесс секуляризации обусловил смену духовных ориентиров, подменив духовное совершенствование человека стремлением к земным наслаждениям. Это привело к кардинальному изменению взгляда на природу человека, чему немало способствовали естественнонаучные подходы к его изучению.

В Новое время происходит второе – после античности – рождение рационализма, положившее начало экспериментальной науке. Главная сфера человеческой деятельности в этот период – познание. Главный метод познания – рефлексия. Миром управляют законы, соответствующие законам человеческого разума. Р. Декарт видел специфику и призвание человека в познании и мышлении; И. Кант – в трансцендентальных принципах, эстетическом суждении и следовании этике долга; К. Маркс – в общественной трудовой деятельности; Ф. Ницше – в воле к власти и способности стать сверхчеловеком. Правда, нужно отметить, что в сравнении с эйфорическим поклонением человеку эпохи Возрождения Новое время представляет человека более трезво и реально; как существо сложное, противоречивое, прекрасное и жалкое, великое и ничтожное, гениальное и безумное одновременно. Размышления о человеке Монтеня, Паскаля, Канта, Шопенгауэра, Фромма, несомненно составляют вершину антропологического анализа, рефлексии и самопознания.

История западной философской и антропологической мысли показывает, что устранение божественного начала, подмена его гуманистическим и естественнонаучным содержанием привела к упрощению представлений о назначении и содержании человеческой жизни. В конечном итоге, такое отношение к человеку определило характер не только теологической и философской мысли, но и западной духовной культуры вообще.

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Существуют различные точки зрения на проблему природы и сущности человека. В целом сама проблема человека – это проблема его сущности, его положения в современном мире, его будущего, его развития и индивидуальной судьбы как личности.

Человек – понятие родовое для обозначения представителя вида гомосапиенс, определяющее биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием. Индивид (лат. – неделимый) – единичный. Индивидом называют единичного представителя человеческого рода. Индивид – это отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Личность – это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств. Личностью называют человека, обладающего социальными качествами. Личность есть результат социализации индивида. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность – это всегда процесс, это постоянное становление.

В современную эпоху обострились проблемы смысла человеческой жизни, ответственности современного человека перед будущими поколениями людей планеты. Проблема смысла человеческой жизни немыслима без сознающего и разумного человека, планирующего свое перспективное экологическое и социальное будущее и здоровье. Понимание смысла человеческого существования в современную эпоху становится важным основанием гармонизации человека, окружающей его природы, рода человеческого в целостности во Вселенной, а следовательно, и самой жизни на планете.

«Смысл жизни» как антропологическое понятие поддается определению. Человек - единственное в мире существо, которое осознает собственную жизнь. Homo sapiens не предмет среди предметов, он одарен сознательным отношением к жизни. Отношение человека как сознательного существа к своей жизни и самому себе и выражается в смысле и цели его жизни. Смысл жизни - это осознаваемая ценность или ценности, которой или которым человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит или осуществляет жизненные цели.

И если понятие смысла жизни поддается определению, то вопрос «в чем состоит смысл жизни?» необходимо имеет разнообразные ответы. Это разнообразие трактовок смысла жизни определяется разнообразием целеполаганий бытия.

Разнообразие трактовок смысла жизни определяется разнообразием целеполаганий бытия в основных концепциях смысла жизни: гедонизме, эвдемонизме, утилитаризме, прагматизме, аскетизме, этике долга.

К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Та часть философского знания, которая занимается изучением ценностей, называется аксиологией (от греч. axios – ценность и logos – учение).

Ценность – это понятие, используемое в философиии социологии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений.

Ценности личности образуют систему её ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и составляют основу сознания и деятельности личности.

Существуют различные критерии классификаций ценностей. В зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на положительные и отрицательные, по виду удовлетворяемых потребностей – на материальные и духовные, по принципу иерархичности – на ценности – цели и ценности – средства (инструментальные), выступающие как промежуточные ценности, подчинённые высшим целям. Без ценностей – средствневозможна реализация ценностей – целей. Но далеко не всякие средства оправдываются целями. Благородные цели, достигнутые неоправданным насилием, будут опорочены, осквернены. Не случайно в современной философии и этике так остро встала проблема ненасилия. Основными нравственными ценностями философии и этики ненасилия являются: милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие, противостоящие отрицательным ценностям – насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии.

В иерархии ценностных ориентаций, детерминирующих деятельность и поведение человека, одно из важных мест человек отводит свободе. Свобода личности – это её способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями. Условием свободы личности является возможность выбирать ту или иную цель, тот или иной способ деятельности, то или иное отношение к ситуации и миру, при этом осознавая свою ответственность за сделанный выбор и его последствия.

Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совакупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Философы – этики различают «собственно мораль» как совакупность представлений о должном и те реальные нравы, которые господствуют в обществе, содержащие в себе не только добродетели, но и пороки. Человеческая мораль не едина в культурном и этническом отношении. В разное время, у разных народов, даже у разных социальных слоёв существовали свои представления о добре и зле.

Под этикой в обыденном языке часто понимается то же, что и под моралью. В специальном значении – это философское учение о морали (нравственности) и различных системах её обоснования.

Важнейшим условием моральности индивида является его свобода, возможность нравственного самоопределения. Без этого о моральности, как особом механизме регуляции человеческих отношений, не может быть и речи. Если мы ничего не выбираем по своей собственной воле — мы не свободны. Однако в полный рост тема свободы как выбора становится в христианстве, которое связывает со свободным решением человека его движение по пути добра или зла. Христианство исходит из того, что воля человека свободна, то есть она сама делает выбор, не являясь простым следствием неких детерминирующих ее причин.

Ответственность — оборотная сторона свободы, ее «alter ego» — второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянное им.

Задания

1. Проанализировать исторические концепции природы и сущности человека.

2. Познакомиться с различными теориями возникновения жизни на земле, объяснить их.

3. Как вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол?

4. Как вы понимаете счастье?

5. Как вы оцениваете тезис «цель оправдывает средства»?

Вопросы

1. Проблема человека в истории философии.

2. Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность».

3. Проблема смысла жизни и жизненные ценности – духовность, любовь, свобода, ответственность и др.

4. Смысл бития человека.

5. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...