Раздел – I. Тренинг личностного роста
Стр 1 из 36Следующая ⇒ Ковалев В.Н. ЛИЧНОСТНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГИ Севастополь Рекомендовано к печати редакционно- издательским советом ……… Рецензенты: .
Автор- составитель Ковалев В.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ЧФ МГУ
Ковалев В.Н.. Социально-психологический тренинг: Методическое пособие для студентов факультета психологии. – Севастополь, Изд. ЧФ МГУ
В пособии предлагаются развернутые разработки тренинга личностного роста, семинара-тренинга коммуникативной этики и валеологического практикума по стрессменеджменту. Методическое пособие предназначается для психологов учреждений образования, социальных педагогов, классных руководителей. С О Д Е Р Ж А Н И Е Предисловие Раздел 1. ТРЕНИНГ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ 1.1. Сущность, принципы и назначение социально-психологического тренинга………………………………………………. 1.2. Подготовка к тренингу………………………………. 1.3. Правила работы Т-группы……………………………… Раздел – 2. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 2.1. Кому и зачем нужен личностный рост?!.................................................... 2.2. Программа тренинга личностного роста……………………… 2.3. Содержание занятий тренинга личностного роста………………….. Список рекомендуемой литературы……………………………….
Раздел -III. СЕМИНАР- ТРЕНИНГ “СТРЕССМЕНЕДЖМЕНТ”- эффективная антистрессовая программа для всех: Валеологический практикум 3.1. Сущность стрессменеджмента…………………………….. 3.2. Программа семинара-тренинга “Стрессменеджмент”……………………. 3.3. Содержание тренинга “Стрессменеджмент”……………………… Список рекомендуемой литературы……………………………..
Раздел IY. ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНОЙ ЭТИКИ…………………. 4.1. Общие положения……………………………………………………. 4.2. Содержание семинара-тренинга коммуникативной этики……………… Список рекомендуемой литературы……………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….
Раздел – 1. ТРЕНИНГ: ЕГО СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ Тренинги как один из интерактивных методов обучения и развития личности широко стали применяться в учебных заведениях, на предприятиях, фирмах. Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих до психотерапевтических), содержанию, формам и технологии проведения. Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому, как отмечают Л.М. Кроль и Е.Л. Михайлова, непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые вещи – от лекции, разукрашенной красивыми слайдами и плакатами, обыкновенных семинаров до групп со спонтанной динамикой и психолого-педагогических студий. Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных активных и интерактивных методов психологии, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования. В частности тренинг личностного роста обеспечивает актуализацию осознаваемых и неосознаваемых личностных потребностей, ценностей, устремлений. Он дает возможность также провести анализ своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей и разрешения актуальных проблем, наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении и главное апробировать этот инструментарий в контактной, надежной микросреде, получить от нее поддержку.
Специфическими чертами тренинга являются: наличие постоянной группы и определенная ее пространственная организация; обязательное соблюдение ряда принципов и правил групповой работы; ориентация на психологическую поддержку участников; объективация субъективных чувств и эмоций членов Т-группы; атмосфера раскрепощенности, доброжелательности, свободы общения. Основная цель социально-психологического тренинга (по А.С. Прутченкову) – развитие личности. Наряду с этой основной целью есть ряд и сопутствующих: 1) повышение социально-психологической компетентности участников и развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими; 2) формирование активной социальной позиции участников и развитие у них способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей. Цели социально-психологического тренинга конкретизуются в частных задачах: А) овладение определенными социально-психологическими знаниями; Б) развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей; В) диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям; Г) изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности. Тренинги предполагают не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Они позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив ученического класса, студенческой группы, воинского подразделения или персонал фирмы, учреждения. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков, в семейной психотерапии и в решении личностных проблем. Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы. Среди принципов организации социально-психологического тренинга назовем основные. Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят и не следует требовать этого отучастников.
Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу. Принцип самодиагностики, то есть самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем. Важным является вопрос о принципах формирования группы. Руководителю целесообразно провести предварительный общий разговор и индивидуальные собеседования с будущими участниками о целях и задачах проводимого тренинга. Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни. Овладение методикой проведения тренингов поднимет педагога или практического психолога еще на одну ступеньку профессионального совершенства. Раздел – I. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА (Содержание и методика проведения)
1.1. КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ?! Жизнь человека – это постоянная динамика, постоянное развитие, его физическое, духовное, нравственное, умственное, эстетическое совершенство. Отсутствие позитивной динамики ведет к застою, скуке, накоплению внутриличностных проблем, к духовному обнищанию и физическому старению, а в конечном итоге, к потере самого смысла жизни. Для того, чтобы жить в ногу со временем, чтобы занимать определенный статус в обществе, чтобы быть успешным в деятельности, чтобы быть уважаемым, любимым, богатым, красивым и счастливым необходимо расти. Человек не стоит на одном месте. Он в вечном движении. Когда он не движется вперед, он обязательно движется назад. Даже если он в духовном или интеллектуальном плане находится в состоянии застоя, то это все равно в определенном смысле деградация, так как когда мы стоим, социальный мир вокруг находится в стремительном движении вперед, и мы отстаем от жизни.
Для примера возьмем одну из самых значимых сфер жизнедеятельности человека семью и обратимся к такой важнейшей субстанции человеческих отношений как любовь. Зададим риторические вопросы: Почему со временем охладевают чувства? Почему возникают ссоры между любящими людьми? Почему далеко не всегда удается быть счастливым в семейной жизни в той мере, в какой определяется понятие человеческого счастья? И тысячи других «почему?» волнующих наше сознание. Ответ на эти вопросы прост. Отсутствие динамики в межличностных отношениях любящих людей и недостаточный уровень личностной динамики приводит к охлаждению чувств, к обострению противоречий. «Ленность всему виной», - писал Александр Сергеевич Пушкин о причинах охлаждения отношений между любимыми. Ленность отнюдь не динамическая категория. Давайте обратимся к началу романтических отношений молодых людей. Он влюблен в нее и поэтому говорит о своей любви, подбирая самые прекрасные слова, которые существуют в его лексиконе. Тембр и интонация его голоса мелодичны и нежны. Они наполнены чувствами. Он особое внимание уделяет своей внешности. Это не случайно, он хочет ей понравиться. Он контролирует свои жесты, чтобы они были приятны ей. Он старается демонстрировать хорошие манеры. Он говорит о том, какой он сильный, смелый, благородный, добрый, нежный, веселый. Он рассказывает ей все самое интересное, что было в его жизни, чтобы привлечь ее внимания. Несомненно, юноша создает положительный образ, в который она влюбляется. Он не кривит душой. Он в этот период работает над собой. Это и есть личностная динамика. Итак, она влюбляется в него, точнее она влюбляется в его «динамический образ». Она «строит надежды», она верит, она мечтает. Она сама активно формирует в его сознании свой позитивный образ, который нравится ему. Они оба помогают друг другу создавать идеализированные эталоны своего счастья. На начальном этапе отношений они любят не просто реальных людей, они влюблены в образы, которые активно сами формировали в себе и, друг друге. И в этом нет ничего плохого. Так и должно быть. Чтобы на человека обратили внимание, он должен демонстрировать себя, свои лучшие качества, черты и возможности. Но проблема заключается в том, что и дальнейшие их ожидания друг от друга в последующей совместной жизни будут связаны с теми эталонными образами, которые они сами сформировали субъективно в своем сознании. Она даже не в этом, не в противоречии между реальным и идеальным образами. Она в неумении позитивно обновлять этот эталон (идеал), достигать его и расти дальше.
Чтобы привлекать внимание, чтобы поддерживать интерес к себе, чтобы быть значимым и любимым надо постоянно расти, совершенствоваться, работать над собой, над собой и своим отношением к любимому человеку. В реальной жизни очень часто происходит все наоборот. Мы перестаем «поддерживать себя в тонусе», потому что это не легко, для этого требуются затраты сил, энергии, ресурсов. Мы начинаем обвинять и упрекать близких, искать причины своих бед именно в них, выискивать в них недостатки. Мы это делаем потому, что последнее гораздо легче. Мы «попадаем в ловушки собственных защихных механизмов» и не ведаем, что творим. Мы просто этого не осознаем. А вся проблема в том, что мы перестаем расти в личностном плане, перестаем работать над собой и над ситуацией. То же самое касается и производственных отношений. Например, попал человек в новый коллектив, приобрел определенный статус, зарекомендовал себя с положительной стороны, достиг определенных высот. Его любят, уважают, его поддерживают, его поощряют. Он со временем привыкает к этому. Но обязательно наступит момент, когда он начнет сдавать свои позиции, когда потеряет первенство, если не будет обеспечивать должной динамики своего «Я» в сложной системе отношений микросоциума (в содержании совместной трудовой деятельности, в общении и др.) Можно привести множество других примеров, подтверждающих значимость и необходимость личностного роста человека для полноценного удовлетворения его базовых и высших потребностей, для самореализации, для того, чтобы быть счастливым в этой жизни. Не каждому и не всегда это удается. Для этого и существуют специальные занятия в Т-группах, которые в совокупности и составляют тренинг личностного роста. Именно на тренингах можно научиться успешно решать многие жизненные проблемы посредством личностной динамики. Эти занятия полезны для людей любого возраста. Они полезны школьникам и студентам, учителям и психологам, персоналу предприятий и руководителям учреждений, всем, кто хочет, чтобы их жизнь была полноценной.
Читайте также: A) простая, единая, целостная форма национально-государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|