Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа тренинга личностного роста




Программа тренинга личностного роста рассчитана на 36 часов. Она базируется на трех блоках, имеющих строго определенные, но взаимосвязанные друг с другом задачи.

Первый блок направлен на осознание участниками тренинга своего «Я» (чувств, отношений, позиций, потребностей, установок, мотивов поведения и др.). Особое значение в осознании своего «Я» играет определение своего социокультурного «Я». Комплекс упражнений, входящий в данный блок, позволит каждому: понять и принять себя, выявить внутренние противоречия, избавиться от деструктивных психологических защит, затрудняющих личностную динамику, раскрыть возможности для личностного роста, интерриоризации культурных эталонов общества.

На рассматриваемом этапе решаются также задачи знакомства членов группы друг с другом и создания такого микроклимата в Т-группе, при котором она стала бы субъектом - фасилитатором для всех ее участников.

Задачей второго блока является формирование чувства «МЫ» (сопричастности к социуму), осознания своей ответственности перед ним и своей значимости для него, а также понимания того, что личностный рост предполагает и изменение характера взаимодействия с миром (прежде всего с близкими, значимыми людьми). Входящий в него комплекс упражнений обеспечивает сплочение членов группы, способствует развитию у них эмпатии и рефлексии.

Третий блок включает в себя группу упражнений, которые дают возможность участникам приобрести способности к анализу и решению личностных проблем, частично или полностью избавиться от травмирующего опыта, освоить технологии саморазвития. Он предполагает коллективное творчество участников по проектированию направлений, программ и инструментария саморазвития.

В программу включен сервисный блок по психологической профилактике стрессов. Его упражнения описаны отдельно в программе тренинга «Стрессменеджмент для персонала». Ими целесообразно завершать каждое занятие. Кроме того, эти упражнения могут быть использованы как до, так и после сложных занятий и в их середине.

Деление программы на блоки носит несколько условный характер, так как не существует четких границ между ними. Каждый из указанных блоков содержит некоторые упражнения из других. Это обусловлено реализацией принципа системности в построении цикла занятий тренинга, движением от простого к сложному, постепенному формированию потребности и навыков анализа и обеспечения личностной динамики. Кроме того, большая часть упражнений и игр имеет многоцелевое предназначение.

Тренер может вносить изменения в содержание и последовательность упражнений в зависимости от особенностей группы, индивидуальных проблем, результативности каждого дня занятий, настроя группы и многих других факторов.

Оптимальный размер группы от 5 до 15 человек. Чем больше число группы, тем меньшее количество упражнений за отведенное время может быть выполнено. В этой связи число упражнений за одно занятие может быть увеличено или сокращено. Продолжительность одного занятия может быть спланировано от двух до шести часов. Занятия продолжительностью менее двух часов малоэффективны. Не желательно также и перегружать участников длительными занятиями. Оптимальное время на проведение каждого занятия для детей два часа, для взрослых 3 – 4 часа. Тренинг личностного роста желательно проводить не реже двух раз в неделю. Но ежедневные занятия малоэффективны, так как членам группы необходимо время на осмысление аналитических упражнений.

 

Материальное и дидактическое оснащение тренинга:

1) кресла (или удобные стулья) - по числу участников тренинга;

2) стол;

3) флип-чарт (в крайнем случае – доска);

4) магнитофон;

5) фломастеры – 5 наборов (4-7 цветов);

6) маркеры – не менее трех (обязательно черный, синий, красный);

7) бумага белая, формат А-4 – 100 листов;

8) стикеры разноцветные – 1 пачка;

9) наборы цветной бумаги (не менее 7 цветов и оттенков) – 2 шт.;

10) ножницы – по числу участников;

11) клей ПВА – 2 тюбика;

12) ручки шариковые – по числу участников;

13) карандаши простые (мягкие или полутвердые) – по числу участников;

14) скотч – 1 шт.;

15) ватман А-4 – по 2 листа на каждого участника;

16) бейджики – по числу участников (или заготовки под бейджики);

17) распечатки упражнений (полный комплекс тренинга) - по числу участников;

18) запись релаксационной музыки Г. Азовцевой «Озеро», «Ручей» или спокойной классической музыки.

 

2.3. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТРЕНИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

ЗАНЯТИЕ 1

Задачи занятия: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, довести до участников основные принципы тренинга, принять правила работы, познакомить членов группы друг с другом, способствовать самодиагностике и самораскрытию участников, определить исходные позиции для дальнейшей работы.

Назначение каждого упражнения, принципы построения их в определенной системе и комментарии автор программы не разглашает.

Приветствие.

Ознакомление участников с целью тренинга и его регламентом.

Принятие правил работы группы.

1. ПРАВИЛО ДОБРОВОЛЬНОСТИ.

В тренинге участвуют только те, кто хочет. Участник должен иметь свою внутреннюю заинтересованность в изменении своей личности.

2. ПРАВИЛО РАВЕНСТВА.

Правило предполагает, что все члены группы, независимо от их возраста, статуса, социального положения, равны. Общение между участниками тренинга на «ты» и по имени.

 

3. ПРАВИЛО «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»

Оно означает, что действие происходит в настоящем времени и, что все возникающие вопросы и проблемы должны решаться в группе в момент их возникновения или осознания.

 

4. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ И ЛАКОНИЧНОСТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЙ.

Каждый говорит от своего имени, кратко и только по существу.

 

5. ОТКРЫТОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ В ОБЩЕНИИ, ЭМПАТИЯ.

Это правило предусматривает открытость позиций, взглядов, высказываний каждого; откровенность; авансирование доброго отношений ко всем членам группы; безоценочное восприятие участников группы, их мыслей и чувств.

Ориентация членов группы на взаимную поддержку.

 

6. АКТИВНОСТЬ.

Каждый обязан активно участвовать на всех занятиях, высказывать свои мысли и выражать чувства. «Отсиживаться» на занятиях и быть сторонним наблюдателем запрещается. Участник тренинга должен активизировать свои интеллектуальные и эмоциональные силы на самореализацию, поддержку других членов Т-группы и развитие процесса тренинга.

 

7. ПРАВИЛО «СТОП».

Оно вводится с целью обеспечения психологической защиты личности и является уточнением к предыдущему. Данное правило означает, что каждый член группы имеет право отказаться от участия в одном из упражнений, а также отказаться отвечать на тот или иной вопрос членов группы.

 

8. ПРАВИЛО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.

Оно означает, что все, о чем говорится на тренинге не должно разглашаться, обсуждаться с другими (даже самыми близкими) людьми, не являющимися членами группы. Особенно это касается сугубо личной информации.

Это правило может быть ужесточено, – когда даче члены группы не имеют право обсуждать информацию друг с другом вне занятий. Можно это правило упростить, - когда разрешается говорить о тренинге друг с другом и с другими людьми, если только обсуждаемая тема не касается сугубо конфиденциальной информации о членах группы.

Члены группы могут принять эти правила, внести в них изменения или добавить новые. Необходимо оставить возможность членам группы корректировать правила работы на любом из занятий. Задача тренера напоминать о правилах членам группы, контролировать их выполнение. Не рекомендуется принимать такие правила, которые заведомо не выполнимы.

 

Нулевой цикл. «Шкала субъективной тревожности (ШСТ)»

Всем членам группы предлагается высказать степень своей тревожности на начало тренинга по 10 бальной системе ШСТ. 0 баллов – отсутствие тревожности, 10 баллов – максимум тревожности.

Далее тренер предлагает всем познакомиться (даже в том случае, если члены группы знакомы).

Упражнение № 1 «Знакомство»

Цель: Осуществить первичное знакомство членов группы.

Каждый участник называет свое имя и кратко (в течение одной минуты) рассказывает о себе то, что он считает важным. Например: «Меня звать Олег. Я веселый, добрый. Люблю играть в шахматы. Обожаю детективы. Собираю марки».

Участники группы могут задавать каждому, кто заявил о себе, интересующие их вопросы.

Члены группы могут назваться любым (даже вымышленным) именем, но таким, каким он хочет, чтобы к нему обращались другие участники.

Примечание: Это упражнение может проводиться в парах. Группа делится на диады. Ставиться задача: побеседовать друг с другом (в паре) и через пять минут представить группе своего нового знакомого. После чего по очереди члены диад представляют группе друг друга. При этом необходимо стать за спиной товарища, положить руки ему на плечи и рассказать о нем группе. Потом они меняются местами, и уже другой член группы рассказывает о своем новом друге.

 

Когда все члены группы кратко расскажут о себе, проводится рефлексия упражнения. Тренер задает вопросы: «Что было легко, а что сложно? Кто и что чувствовал? Кто и что думает по поводу проведенного упражнения и др.».

Упражнение может завершиться изготовлением бейджиков с именами участников. Они могут быть украшены придуманными гербами, символами, девизами и т.д.

Завершив знакомство, тренер проводит краткую беседу об ожиданиях членов Т-группы (кто и что из членов группы ожидает от тренинга). Ожидания можно записать на листе ватмана и вернуться уже к ним на завершающем занятии. Далее он благодарит всех за высказывания и переходит к следующему упражнению.

Темы для рассказа о себе могут быть примерно следующими:

- что мне нравится в моем имени;

- происхождение, значение моего имени;

- в честь кого меня назвали;

- как мне хочется, чтобы меня называли;

- черты моего характера, какой я;

- кто я, откуда … и др.

Упражнение № 2 Разминка «Подарок»

Цель: Создать непринужденную обстановку для общения; раскрепостить членов Т – группы.

Участники тренинга последовательно по кругу дарят друг другу пожелания или чувства. Первый дарит второму, называя его по имени. Второй благодарит первого и дарит свой подарок третьему. После того как последний подарит с вой подарок первому, группа делится своими чувствами и впечатлениями об упражнении.

Рефлексия.

Примечание: Нельзя дарить то, чего ты не имеешь и то, что ты подарить не можешь, то есть, не желательны такие подарки-высказывания как «Я дарю тебе автомобиль» или «Я дарю тебе сто долларов» и т.п. Дарить можно чувства, пожелания, улыбку и др. Желательно при этом говорить искренне, от всей души. Можно не спешить говорить сразу, а подумать 20 - 30 секунд. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ В СЕМЕЙНОМ КРУГУ ЗА ЗАВТРАКОМ ИЛИ НА РАБОТЕ С КОЛЛЕГАМИ В НАЧАЛЕ РАБОЧЕГО ДНЯ. Это поднимет всем настроение, расположит к вам собеседников, позитивно повлияет на продуктивность вашего дня. Вы увидите, как изменится к вам отношение людей.

 

Упражнение № 3 «Мои добрые дела»

Цель: формирование установки на добрые дела.

Ведущий говорит о том, что наше доброе отношение к людям (к своим близким, родным, знакомым) должно проявляться не только на словах, но и на деле.

Ставится задача: вспомнить, какое конкретное доброе дело Вы сделали за вчерашний день (или за прошедшую неделю)? Кто был этот человек? Что Вы при этом чувствовали? Как Вас отблагодарил этот человек? Какими должны быть, по Вашему мнению, формы благодарности?

Способны ли Вы на добрые дела? Если нет то, что вам мешает? Прежде всего, проанализируйте свои привычки.

Участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ.

Рефлексия: обсуждение упражнения. Установка тренера на добрые дела.

Примечание: ЭТО УПРАЖНЕНИЕ НА ЕЖЕДНЕВНЫЙ (ИЛИ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ) ДОМАШНИЙ КОНТРОЛЬ. Подумай вечером, что вы доброго сделали за прошедший день.

 

Упражнение № 4 «Бег ассоциаций»

Цель: Продолжить знакомство членов группы; актуализировать потребность членов группы обратить более пристальное внимание друг к другу.

Группа загадывает одного из членов команды в отсутствии «аналитика», который выбирается по желанию. Аналитик заходит в помещение и задает вопросы участникам тренинга, направленные на сравнение загаданного героя с миром вещей, растительного и животного мира, а также с явлениями природы и др. (смотри ниже возможный перечень вопросов сравнений).

Анализируя ответы, он должен угадать того, кого загадала группа. Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не угадают друг друга.

Завершается упражнение рефлексией.

Если группа большая, то с частью участников можно продолжить знакомство на последующих занятиях.

Примечания: Группу необходимо предупредить о том, чтобы все сравнения были приличными и чтобы они соответствовали реальному образу. Если чье то сравнение не понравиться объекту обследования, он должен прямо об этом сказать после окончания упражнения. В этом случае сравнивавший должен извиниться перед ним, сказав, что он не имел ничего плохого в виду и не хотел его обидеть.

 

Примерные вопросы для сравнения.

Если бы он был: деревом, то каким?

Далее, аналогично, если бы он был: цветком; предметом мебели; средством передвижения; животным; птицей; рыбой; стихией; временем суток или временем года; напитком; картиной; героем мультика; предметом одежды; водоемом; музыкальным инструментом; фруктом или ягодой; цветом; деревом; минералом; ландшафтом; книгой; наукой или областью знания; оружием; чувством (и так далее), то какими?

 

Упражнение № 5 «Дотрожка»

Цель: Осуществить разминку, повысить эмоциональный настрой.

Тренер предлагает всем встать и размяться. По команде ведущего все быстро должны выполнить его задание. Всем необходимо дотронуться до:

А) круглого; Б) мягкого; В) стеклянного; Г) твердого;

Д) синего; Е) могучего; Ж) нежного; З) красного;

И) бумажного; К) надежного; Л) теплого; М) мохнатого;

Н) любого; О) позднего; П) растущего; Р) мудрого;

С) острого; Т) пестрого; У) длинного; и т. д.

Рефлексия упражнения.

 

Упражнение № 6 «Рисунок музыки»

Цель: Обеспечить возможность творческого самопредставления членам группы.

Члены группы рассаживаются удобно и слушают музыку. По сигналу тренера они начинают рисовать те образы, ощущения, символы, которые возникают у них с этой музыкой. Каждый должен стремиться выразить себя как можно полнее.

Время звучания музыки З-5 минут, затем тренер собирает рисунки и устраивает импровизированную выставку, во время которой участники стремятся узнать авторов рисунков. Далее участники собираются в круг и делятся своими впечатлениями, обращая внимание на то, насколько каждому из них удалось раскрыть себя в этом рисунке музыки. Что и кому из группы помогло узнать по рисункам автора? Кого совсем не узнали? Почему? Насколько необычен рисунок? Смог ли автор выразить свои чувства? Или вас еще плохо знают?

Рефлексия.

Примечание: ПОЗВОЛЬТЕ СЕБЕ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ РАЗ В МЕСЯЦ В СЕМЕЙНОМ КРУГУ.

 

Упражнение № 7 «Кто я?»

Цель: Актуализировать потребность в рефлексии; выявить конфликтные зоны личности и направления личностного роста.

Каждый должен подумать и записать не менее 10 «Я - ощущений». Это могут быть имена существительные или прилагательные. После выполнения данной части задания, необходимо провести ранжирование своего списка по значимости. Далее каждый зачитывает свой список. Участники задают друг другу вопросы, касающиеся самохарактеристик. После этого ведется обсуждение самооценок, осуществляется их групповая коррекция.

Завершается упражнение групповым обсуждением.

Примечание: ЭТО УПРАЖНЕНИЕ ПОВТОРИТЬ В КОНЦЕ ТРЕНИНГА.

 

Примеры «Я - ощущений»: 1. Я педагог. 9. Я веселый.

2. Я сын. 10. Я рассеянный.

3. Я отец. 11. Я плохой хозяин.

4. Я добрый. 12. Я обещающий.

5. Я одиночество. 13. Я художник.

6. Я любящий. 14. Я ленивый.

7. Я тревожный. 15. Я выносливый.

8. Я искра. 16. Я совесть.

 

Упражнение № 8 «Контраргументы»

Цель: Обеспечить принятие себя; выявить внутренние противоречия и определить направления личностного роста.

Тренер предлагает участникам разобраться в себе. Они должны взять листы бумаги и разделить их на две половинки. Слева, в колонку «Недовольство собой» предельно откровенно они записывают все то, чем они не довольны в себе именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту работу отводится 5 минут. Затем на каждое недовольство собой участники должны привести контраргументы, т.е. то, что можно противопоставить, чем участники тренинга довольны уже сегодня. Это записывается в колонке «Принятие себя».

На второй этап отводится 5-7 минут. Затем участники объединяются в микрогруппы по 3-4 человека и приступают к обсуждению всех своих записей в таблице.

Рефлексия.

Примечание: ЭТО ЗАДАНИЕ ВЫНОСИТСЯ НА ПОСТОЯННЫЙ ДОМАШНИЙ КОНТРОЛЬ.

 

Пример таблицы.

Недовольство собой (-) Принятие себя (+)
Несобранный Трудолюбивый, выносливый
Обещаю больше, чем делаю Добрый, великодушный
Не умею говорить «нет» Смелый, жизнерадостный
Мало знаю и др. Целеустремленный и др.

 

Упражнение № 9 «Контроль индивидуальности»

Цель: Развитие социальной перцепции.

Запишите в таблицу «Индивидуальность» суть высказываний каждого участника о себе. Для этого надо вспомнить то, что он говорил в течение всего занятия о себе (мысли, суждения и др.), а затем добавьте свои ощущения и представления об его индивидуальности, которые сформировались во время занятия. Заполните нижеследующую таблицу.

 

Тренинговое имя Его собственные высказывания Мое представление об его индивидуальности
Ивушка Задумчивая, светлая, свободолюбивая Человек погруженный в себя, интоверт, …
Молния    

 

На подготовку отводится до пяти минут.

Далее все участники собираются в круг и по очереди зачитывают свои записи, обязательно исправляя неточности в графе «Его собственные высказывания», если об этом просит автор высказывания. Члены группы задают друг другу вопросы.

Рефлексия.

Упражнение № 10 «Тематическое и ролевое знакомство»

Цель: Развитие рефлексии; определение приоритетных направлений работы по самоусовершенствованию.

Каждый должен подумать в течение 5 минут и записать:

1) «10 важных событий моей жизни».

2) «5 важных моих ролей».

3) «5 самых дорогих людей».

4) «5 грузов, которые хочу сбросить».

5) «5 моих актуальных чувств».

6) «три мои сокровенные мечты».

После того, как записи будут выполнены, каждый читает свой список по пунктам. После каждого пункта члены группы задают ему вопросы.

Рефлексия.

 

Примечание: Существует несколько вариантов проведения данного упражнения: А) каждый читает весь свой список и по всему списку ведется обсуждение (если группа маленькая 4 – 5 человек); Б) каждый читает по одному - два пункта. Ему задают вопросы члены группы. После этого эстафета передается следующему. Когда круг будет завершен, первый участник читает новых один – два пункта и так далее. УПРАЖНЕНИЕ ВЫНОСИТСЯ НА ДОМАШНИЙ КОНТРОЛЬ.

 

Упражнение № 11 (релаксационное) «Ромашковый луг»

Цель: Снять усталость, восстановить силы.

Релаксационное, медитативное упражнение. Его суть заключается в визуализации образов природы. Необходимо представить себя в образе шмеля (стрекозы, бабочки и др.), сидящего под ромашкой. Надо постараться ощутить себя в его образе, посмотреть его глазами на мир.

Представьте, что вы забираетесь по стеблю ромашки на сам цветок. Вы видите над собой огромную каплю росы, в которой отражается всеми цветами окружающий вас мир. Вот вы в центре цветка качаетесь на тычинках. Потом взлетаете над ним все выше и выше. Вы видите под собой огромное поле ромашек. Полюбовавшись этим зрелищем, вы делаете круг, и возвращаетесь в исходное положение.

Рефлексия.

ЭТО УПРАЖНЕНИЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ В КОНЦЕ РАБОЧЕГО ДНЯ ИЛИ ВСЕГДА, КОГДА ЧУВСТВУЕТЕ УСТАЛОСТЬ, РАЗДРАЖЕНИЕ, ВНУТРЕННИЙ ДИСКОМФОРТ. ОНО ПОМОЖЕТ ВАМ ВОССАТНОВИТЬ ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

Обсуждение итогов занятия. Оценка степени тревожности членов группы по ШСК (шкала субъективного контроля).

 

ЗАНЯТИЕ № 2

Задачи занятия: актуализация и решение личностных проблем, принятие собственного «Я» в позитиве, развитие эмпатии и рефлексии.

 

Упражнение №1 Разминка «Приветствие»

Цель: Снять напряжение; обеспечить настрой группы на работу.

Необходимо всем членам Т-группы подойти друг к другу и поздороваться каждому с каждым по-особенному, не повторяясь (пожать руку, обнять, поцеловать, раскланяться и т.п.). Завершив упражнение, все садятся в круг и обсуждают, что чувствовали во время своеобразного приветствия, что было легко, что трудно, что необычно.

Промежуточный цикл «Шкала субъективной тревожности (ШСТ)»

Всем членам группы предлагается высказать степень своей тревожности на начало занятия по 10 бальной системе ШСТ. 0 баллов – отсутствие тревожности, 10 баллов – максимум тревожности.

Тренер спрашивает у членов Т-группы, кто и как себя чувствовал после первого занятия. Он напоминает правила работы и спрашивает мнение группы о том, какие будут замечания, пожелания, предложения. Благодарит членов группы и приглашает всех принять участие в следующем упражнении.

 

Упражнение №2 Разминка «Мой счастливый день»

Цель: Формирование позитивной эмоциональной атмосферы в группе; продолжение знакомства членов группы.

Члены Т-группы (кто расположен) закрывают глаза. В течение минуты пытаются вспомнить и зрительно представить счастливый день или мгновения из своей жизни. После этого все рассказывают об этом дне (мгновениях), делятся впечатлениями, задают друг другу вопросы и отвечают на них. В конце упражнения делятся чувствами, мыслями, делают выводы о том, что такое счастье, с чем оно связано, с какими событиями, людьми, ценностями и т.д.

Примечание: Тренеру важно обратить внимание на то, что совпадает в ответах участников тренинга, найти общее, выделить главное.

 

Рефлексия.

Примечание: ЕСЛИ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ ВЫПАДЕТ ТРУДНЫЙ ДЕНЬ, ВСПОМНИТЕ И ПРОВЕДИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО САМИ С СОБОЙ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ. ОНО УКРЕПИТ ВАШИ ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ.

 

Упражнение № 3 «Да - диалог, нет - диалог»

Цель: Преодоление барьеров в общении; развитие коммуникативных способностей.

Группа делится на пары согласно жребию (членам группы предлагаются карточки с парными номерами). Первые номера высказывают по три утверждения, на которые вторые номера должны ответить согласием (Да, это так). Задача первых подобрать такие утверждения, с которыми трудно было бы согласиться. Задача вторых – выйти из затруднительного положения. Они должны выразить согласие таким образом, чтобы его аргументация оправдывало утверждение. Потом партнеры меняются ролями.

«Нет – диалог» опровергает утверждения, на которые не хотелось бы отвечать словом «нет». Однако оппоненты вынуждены делать это, выходя из затруднительной ситуации за счет удачного аргументирования.

Завершается упражнение его рефлексией.

Примечание: ПОУПРАЖНЯЙТЕСЬ В КРУГУ ДРУЗЕЙ.

 

Примеры утверждений и парирующих ответов:

А. «Да – диалог»

Утверждение «Не правда ли сейчас прекрасный солнечный день? (за окном ночь).

Ответ: «Да чудный день на обратной стороне земли - в Америке».

Б. «Нет – диалог»

Утверждение «Вы не откажите подарить мне пару тысяч долларов?»

Ответ: «Нет, не откажу подарить вам пару тысяч своих фальшивых долларов. Я их нарисую прямо сейчас на одной бумажке».

Упражнение №4 «Скажи мне, кто твой друг»

Цель: Знакомство членов группы; сплочение членов группы; развитие социальной перцепции.

Каждый участник в течение 3-4 минут набрасывает «психологический портрет» кого-либо из членов группы. Указывать на внешние признаки, по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. Затем, написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные участники пытаются угадать, чей это портрет. Автор портрета не должен говорить, кто из участников прав. Он делает это лишь после того, как выскажутся все желающие.

Рефлексия.

 

Упражнение № 5 «Мобилизующая микропауза» (по А.А. Репину)

Цель: Снятие психического напряжения; мобилизация сил на творческую деятельность.

Мобилизующая микропауза один из видов восстановительных упражнений комплекса АТ-1(аутогенная тренировка). Она позволяет сравнительно быстро восстановить силы, получить энергетическую подпитку за счет внутренних резервов. Ее достоинством является то, что она занимает мало времени, не требует специальных условий и может быть использована в течение рабочего дня.

Устройтесь удобно. Помните золотое правило упражнения: «Каждое слово должно стать ощущением». Приготовились, повторяйте за мной.

Приступаю к занятию «мобилизующей микропаузой».

Мои мысли полностью сосредоточены на занятии.

У меня сейчас одно желание – смягчить нервное напряжение.

Я мысленно произношу фразы и стараюсь их прочувствовать.

Концентрирую свой взор на одной точке (или на любом зеленом,

синем, не раздражающем меня предмете).

Смотрю в одну точку спокойно, без напряжения.

Смотрю в одну точку взглядом задумавшегося человека.

Успокаиваю свое дыхание. Дыхание спокойное, ровное.

Мои мысли сосредоточены на руках. Мышцы рук расслабляются.

Руки начинают тяжелеть. Руки тяжелеют …

В кончиках пальцев появляется пульсация.

Руки наливаются теплом, тяжелеют.

Взор устремлен в одну точку.

Я спокоен, уверен в своих силах.

Эмоции и воля единый сплав.

Расслабляются мимические мысли лба, мышцы, сводящие брови,

мышцы щек, жевательные мышцы.

В лице совершенно исчезает напряжение.

Мое лицо совершенно спокойно.

Полностью исчезает тревога. Появляется и растет уверенность.

Дыхание спокойное и ровное

Взгляд устремлен в одну точку.

Я спокоен, я совершенно спокоен.

Я полностью уверен в себе, в своих силах.

На смену нервному напряжению приходит приятная бодрость и

внутреннее спокойствие.

Дыхание ровное, энергичное.

Ощущаю прилив бодрости.

Отрываю взор от одной точки

Сжимаю пальцы рук в кулаки.

Энергично потягиваюсь.

Я активен и готов к действиям.

Занятия окончены.

Примечание: ЗАНИМАЙТЕСЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИ ПО УТРАМ ИЛИ ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ СЛОЖНОЙ РАБОТЫ, КОГДА НЕОБХОДИМО МОБИЛИЗОВАТЬСЯ.

 

 

Упражнение № 6 «Письмо другу»

Цель: Отреагирование прошлого травмирующего опыта; решение личностных проблем; обеспечение взаимной поддержки.

Руководитель предлагает членам группы написать письмо старому мудрому другу (или учителю или любимому человеку).

Вы можете попросить его помочь разобраться в своей проблеме. Необходимо сформулировать ее или привести примеры волнующих вас ситуаций. Письмо можно не подписывать. Письма помещаются в общий «котел». Их читает тренер. Все вместе пробуют решить ситуацию, высказывают свои мнения.

Субъект, написавший письмо может открыться и указать на любого члена группы, и сказать: «Моим другом будешь ты». Эту функцию может выполнять и сам тренер. Тот, на кого пал выбор, должен изложить свое видение ситуации, предложить варианты решения проблемы.

Рефлексия.

Примечание: ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТУ ТЕХНИКУ ВСЕГДА, КОГДА ВАМ ПЛОХО ИЛИ ТРУДНО.

 

Упражнение № 7 «Моечная машина»

«Моечная машина» – телесно-ориентированное упражнение.

Цель: Сплочение группы; формирование чувства доверия; снятие психического напряжения.

Участники становятся в «ручеек». Это и есть моечная машина. Один из участников играет роль автомобиля, который необходимо помыть. Он входит в строй между товарищами. Они прикасаются по очереди к нему и говорят ему ласковые слова и добрые пожелания на будущее. На выходе из машины его ждет «сушилка», которая должна его обнять. После этого происходит смена ролей «сушилки» и «автомобиля». Упражнение считается завершенным тогда, когда все члены группы побывают в заданных ролевых образах.

Примечание: Прикосновения должны быть нежны и этичны, а пожелания не должны повторяться.

Рефлексия упражнения и всего занятия.

 

ЗАНЯТИЕ №3

Задачи занятия: Осознание и принятие своего социального «Я»; формирование умений в осуществлении ресурсного анализа собственной жизнедеятельности; приобретение навыков проектирования личностного роста.

 

Упражнение №1 «Привет индивидуальность»

Цель: Развитие социальной перцепции; формирование уверенного поведения.

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера. Следует обращать внимание на то, какими словами каждый участник приветствует своего партнера, на его манеру устанавливать контакт. Тренер разбирает типичные ошибки, допущенные учащимися, и сам демонстрирует наиболее продуктивные способы вхождения в контакт – приветствия человека.

Рефлексия.

 

Упражнение №2 Разминка «Мы вместе»

Цель: Развитие эмпатии; сплочение группы.

Все садятся в круг, берутся за руки. Тренер дает указание закрыть глаза и подумать друг о друге, мысленно представить образ каждого члена группы и пожелать ему что-то доброе на сегодняшний день, послав ему тактильный импульс через рукопожатие рядом сидящего. После окончания упражнения, все делятся своими впечатлениями, ощущениями, мыслями.

Рефлексия.

 

Упражнение № 3 «Поговорим о дне вчерашнем»

Цель: Развитие у членов группы рефлексии.

Все желающие делятся впечатлениями о прошедших занятиях. Что помогло в работе над собой? Какие претензии есть к членам группы, к тренеру? Все ли понятно в правилах, по которым работает группа? Есть ли предложения по изменению содержания работы Т-группы. Участники делятся мнениями.

Рефлексия.

 

Упражнение №4 «Мои сильные стороны»

Цель: Обеспечение принятия себя и осознание членами группы своих достоинств.

Тренер говорит о том, что личностный рост человека, его внутренние изменения происходят тогда, когда он становится самим собой, а не тогда, когда он старается быть таким как другие. Положительные изменения происходят лишь в том случае, если человек отказывается от стремления стать таким, каким он хочет стать, а просто принимает себя таким, каков он есть на самом деле здесь и теперь. На данной мировоззренческой основе в психологической практике базируются различные методы самопрограммирования и саморазвития (Н. Шевандрин).

Тренер говорит: «Ваша первостепенная задача отныне – принять себя, полюбить себя (свое духовное, интеллектуальное и физическое «Я»)».

З а д а н и е:

Каждый участник в течение 2-3 минут должен говорить о своих положительных качествах, о том, что он в себе любит, ценит, принимает. Он должен об этом говорить уверенно, свободно, без всяких «но, если, может быть». Если кто-то закончит свой рассказ преждевременно, то все остальные молчат до тех пор, пока не закончится его время. Тренер дает группе на подготовку к этому упражнению одну минуту.

Рефлексия.

 

Упражнение № 5 «Эмиграция»

Цель: Осознание представление об окружающем личность значимом микросоциуме.

Предположим, что вы решили совсем уехать из страны (переехать в другой город, школу).

Тренер предлагает членам группы подумать о том, сколько человек пожалеет об этом? Почему? Кто эти люди? Скольких и кого это обрадует? Почему? В чем причина такого отношения к вам? Вы пытались что-то изменить в себе, в ваших отношениях с этими людьми? С кем из них, как и на сколько часто вы общаетесь?

Составьте два перечня имен и ответьте на предложенные вопросы.

Групповое обсуждение. Рефлексия.

Задание: ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ЭТИМ УПРАЖНЕНИЕМ ДОМА.

 

Упражнение № 6 Разминка «Ранжирование»

Цель: Снятие усталости; повышение эмоционального тонуса; развитие социальной перцепции.

Члены группы должны, не разговаривая друг с другом, встать по росту,

затем по цвету глаз, затем по цвету волос (от светлых к самым темным), за-

тем по месяцам и дням рождениям, по ширине бедер, по шершавости ладоней, по разновидности одежды (выбрать признак самостоятельно), по длине пальцев рук и так далее.

Тренер может предложить каждому члену группы придумать свой признак и дать команду группе построиться.

Рефлексия.

 

Упражнение № 7 «Мысленные игры о плохом»

Цель: Избавление от деструктивных психологических защит личности;

Принятие ответственности на себя за свою судьбу.

Личностный рост предполагает самопрограммирование. Самопрограммирование заключается в создании плана своих действий, жизни, развития своих качеств, мотивирование самого себя к реализации подобных планов и намерений. Неконтролируемым самопрограммированием мы занимаемся в течение всей своей жизни, нередко негативным.

Важно распознать собственные негативные фантазии, которым питает себя человек, и избавиться от них. Дж. Рейнуотер писал: «Настойчиво внедряя в собственное сознание определенные образы, человек тем или иным способом содействует их осуществлению в реальности. Энергия следует за мыслью. Мысль сама по себе носитель энергии. Поэтому важно то, какова эта мысль - позитивная или негативная.

Если Вы считаете, что какое-либо событие должно произойти, вы сознательно или бессознательно способствуете его осуществлению. Повторяющиеся мысли формируют установку».

Думаете ли Вы о чем - то негативном? О смерти (Вот умру, –будете тогда знать!)? О собственных неудачах? О болезни? О плохом отношении к вам коллег? и др.

Расскажите о своих негативных фантазиях группе. Откажитесь теперь от них навсегда. Поставьте эту задачу на повседневный контроль.

Откажитесь от негативных мысленных игр. Мысленные игры – это когда люди в своих фантазиях используют разнообразные по содержанию, но структурно типичные игры, заполняющие их сознание в период расслабленного состояния, «расщепленной психики», распада ценностных ориентаций или трагичности и неопределенности внешней ситуации.

Примеры таких игр:

1. «Катастрофа»- любители такой игры фантазируют не только об автокатастрофе, но и о том, как будет ужасно, если их ограбят, побьют и так далее.

2. «Если бы я…» - суть этой игры в мысленном возвращении в прошлое и мучительном сожалении о сделанном (или несделанном).

3. «Это он виноват». В этой игре мы обвиняем кого-то:

- он недостаточно внимателен;

- не умеет любить;

- он совсем обо мне не думает;

- он считает меня дураком.

4. «Как я ужасен!»

5. «Я опять сделал не так…».

6. «Что скажут другие?».

7. «Идеальный вариант». Если я это сделаю, то произойдет что-то плохое. А если нет, то случится что-то ужасное!»

Пытаясь найти идеальный вариант на будущее, мы понимаем, что такого варианта не существует и просто нам необходим предлог, чтобы оправдать себя и чтобы вообще ничего не делать.

Такие игры порождают отрицательные чувства. На них тратится значительное количество времени. Они не позволяют человеку осознать свое настоящее и приковывают его мысли к нереальному, к прошлому или неопределенно далекому будущему.

Если вы чувствуете себя несчастным, постарайтесь найти «источник» этого чувства. Часто бывает, что вы «развлекаетесь» фантазиями и играми о прошлом или будущем. «Страх перед будущим и сожаление о прошлом – вот две основные тучи, скрывающие солнечный свет настоящего», - писал

Дж. Рейнуотер.

Расскажите о своих мысленных играх группе.

Откажитесь от подобных игр навсегда.

Рефлексия.

 

 

Упражнение №8 «Ресурсы»

Цель: Научиться анализировать собственные ресурсные затраты.

Члены группы осуществляют ресурсный анализ своей жизни. В своих рабочих тетрадях они заполняют семь колонок:

Пример заполнения:

Имею Хочу иметь Актуально сегодня Реально борюсь за…

Семью, финансы, знания, (или формирую)

Знания, дружбу, здоровье, свободу, здоровье,

Любовь, время, деньги, справедливость, статус.

Готов обменять на… Меняю на…… Жертвую

Знания на деньги, Свою жизнь на всякую ерунду Здоровьем.

Время на знания.

Обсуждение ресурсов. Вопросы друг другу.

Рефлексия.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Определить, какие ресурсы мы неоправданно теряем, какие из них нам необходимы. Выявить причины потери ресурсов. Разработать программу конструктивного распределения, расходования личностных ресурсов и их преумножения. Вычленить главные из них, необходимые для эффективного личностного роста.

 

Упражнение №9 «Моя проблема в общении»

Цель: Оказание взаимной помощи и взаимной поддержки.

Участники пишут на отдельных листах в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?». Листки не подписываются, складываются в стопку. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он мог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее решению. Допускаются высказывания, критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Рефлексия.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «Интервью». Подумайте о каждом члене группы. Сформулируйте для него один - два вопроса, на которые он должен будет ответить во время интервью на следующем занятии. Вопрос должен быть личного плана.

 

Упражнение № 10 Релаксация «Волшебный залив»

Цель: Снятие психического напряжения и усталости; восстановление сил.

Предусматривается визуализация образа водной среды залива. Представить картины подводных путешествий Ж. Кусто. Необходимо вообразить себя самой средой (водой) в которой плавают цветные рыбы, растут водоросли, перемещаются причудливые моллюски, на перламутровых раковинах которых играет солнечный свет в толщах воды. На упражнение отводится пять минут.

Рефлексия упражнения.

 

Упражнение № 11 Разминка «бережный танец»

Цель: Психологическая разгрузка; формирование доверия друг к другу.

Группа делится на пары (по жребию или по желанию). Включается музыка, объявляется танец. Пары должны танцевать, прижимая, друг к другу воздушный шар (спичечный коробок, пластиковый стаканчик, тетрадь, лист бумаги или любой другой предмет). Сначала пары танцуют лицом друг к другу, потом боком, потом спиной. Мелодии и ритмы меняются. Задача каждой пары не уронить предмет. Побеждает та пара, которая продержалась дольше всех. Ей вручается приз (брелки, ручки, блокноты, конфеты, бумажные сердечки или любая другая мелочь).

Рефлексия упражнения и всего занятия.

 

ЗАНЯТИЕ № 4

Задачи занятия: развитие самосознания, построение индивидуальных логотипов личностного роста.

 

Упражнение № 1 «Вы меня узнаете»

Цель: Развитие социальной перцепции; закрепление позитивного представления о себе.

Инструкция группе: Вы договорились по телефону о дне, времени, месте

встречи и о «пароле», по которому вы узнаете друг друга. Опишите себя так,

чтобы человек, которого вы встречаете, сразу узнал вас. Найдите такие признаки! Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычный жест, деталь походки. Они не должны касаться внешности, т.е. цвета волос, роста и других подобных признаков.

Время на обдумывание и письменное выполнение задания до пяти минут.

Затем члены группы читают по очереди то, что они написали. Вопросы.

Рефлексия.

 

Упражнение №2 «Девиз на майке»

Цель: Актуализация значимой жизненной позиции (принципов, ценностей).

Раздаются бумажные импровизированные майки из цветного картона (или из коробок из-под конфет).

Инструкция: Представьте, что вы отправляетесь в кругосветное путешествие. Но на теплоход пропускным билетом является ваш девиз, который вы должны написать на майке. На обдумывание 2 минуты.

Каждый зачитывает девиз своей жизни (их может быть два). Ему задаются вопросы. После обсуждения девизов каждого члена группы осуществляется рефлексия.

ОБРАЩАЙТЕСЬ К СВОЕМУ ДЕВИЗУ ПЕРИОДИЧЕСКИ, ОСОБЕННО ТОГДА, КОГДА НА ВАШЕМ ПУТИ ВОЗНИКАЮТ ТРУДНОСТИ.

 

Упражнение №3 «Интервью»

Цель: Преодаление барьеров в общении; формирование чувства доверия.

На основе домашнего задания (см. занятие № 3) осуществляется интервью членов группы. Каждый дома подготовил вопросы для других членов команды, которые должны быть заданы друг другу по очереди.

Основное правило – отвечать как можно полнее и откровеннее. Это даст

возможность каждому еще лучше разобраться в себе, понять товарищей.

Участник, который будет первым отвечать на вопросы, садится так, чтобы

видеть лица всех членов группы. Остальные начинают по очереди задавать

вопросы.

Рефлексия.

 

Упражнение № 4 Разминка «Скульптура»

Цель: Снятие психического напряжения; повышение позитивного эмоционального тонуса.

Группа делится на две команды. Первая команда загадывает героя известного всем мультфильма. Вызывается любой представитель второй команды (кого пригласить выбирает капитан первой команды). Ему на ухо говорят, какого героя он должен изобразить. Он мимикой и пантомимой, но молча, демонстрирует этого героя. Команда должна угадать, кто был загадан. После чего команды меняются местами.

Рефлексия.

 

Упражнение №5 «Доброе зеркало»

Цель: Развитие толерантности, эмпатии, рефлексии.

Члены группы делятся на пары. Вторые номера играют роль зеркала.

Первый, смотрясь «в зеркало», начинает говорить сначала о позитивных своих качествах, а затем о негативных. Участник, исполняющий роль зеркала, должен отвечать на каждую похвалу, словами «я люблю тебя за это» или «это мне в тебе нравится» или иными похвальными словами. Желательно, чтобы эти слова не повторялись.

В ответ на критику, зеркало обеспечивает поддержку. Этой поддержкой может быть сочувствие, могут быть контраргументы и др. Далее участники меняются ролями.

После завершения работы всех пар, осуществляется рефлексия занятия.

Примечание: Можно не делить группу на пары. Каждый выбирает себе зеркало сам. В этом случае может получиться так, что некоторым членам группы придется по несколько раз играть роль зеркала. Это те люди, которые больше всего вызывают доверие у группы.

 

Примеры диалогов:

Коммуникатор Зеркало

Я добрый. Это хорошо.

Я веселый. Мне это в тебе нравится.

У меня есть чувство юмора. Прекрасное качество.

Но я рассеянный. Это признак гениальности.

Я обижаю своих близких. То, что ты задумываешься над этим

уже означает, что ты работаешь над

собой.

Я капризный. Я все равно тебя люблю.

Упражнение № 6 «Дерево жизни»

Цель: Проектирование программы личностного роста.

Закройте глаза и представьте дерево, которое вам нравится или дерево, в образе которого вы можете себя представить. Это дерево вашей жизни.

Представьте его корни - это ваш базис, ваша основа. Поразмышляйте о том, что составляет вашу основу, что вас «питает», что удерживает вас (это может быть ваша семья, традиции, а может - это ваши какие-то качества, знания, а может статус или что-то другое)? Представьте ствол – это ваш стержень в жизни. Может это ваши принципы, может опыт, может качества, черты характера и др. Поразмышляйте об этом. Представьте ваши основные ветви кроны – это направления вашего личностного роста, цели, ориентиры. Подумайте, насколько они выросли и должны вырасти еще. Что надо сделать для этого?

Нарисуйте это дерево. Подпишите, что составляют ваши корни, ствол, ветви. Нарисуйте на больших ветках маленькие. Их должно быть столько, сколько составляющих, необходимых для роста в каждом направлении. Подпишите их. Это инструментарий, это ваши планы, это содержание вашей работы над собой.

Закройте глаза, представьте листья - это ваши эмоции, чувства и эмоциональные состояния. Какими они должны быть для личностного роста. Надо ли вам поработать со своими эмоциями и чувствами. А теперь представьте плоды. Какие плоды мечтаете вырастить вы?

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Целесообразно дома время от времени возвращаться к своему дереву, растить его, т.е. возвращаться к тем вопросам, которые были поставлены в процессе визуализации дерева жизни, уточнять ответы, корректировать планы.

 

Обсуждение, рефлексия.

 

Упражнение № 7 «Автопортрет -2»

Цель: Развитие социальной перцепции и рефлексии.

Каждый участник в течение пяти минут должен составить свою психологическую характеристику (не менее 10-12 признаков). После написания характеристик, ученики сдают их тренеру. Он их зачитывает. Задача группы проанализировать и установить о ком идет речь. Далее группа вносит коррективы в характеристику. Что-то они рекомендуют убрать, как несоответствующее действительности, а что-то добавить.

Рефлексия.

 

Упражнение №8 «Проблемы в шапку»

(Мозговая атака)

Цель: Совместный анализ и решение личностных проблем.

Каждый член группы записывает на листке бумаги любую, волнующую его проблему. Листы не подписываются. Они складываются в шапку (коробок, сумочку). Тренер вытаскивает и читает записки. Все члены группы, в том числе и написавший, выдают максимум возможных версий решения проблемы. Тренер подводит итог.

Рефлексия.

 

Упражнение № 9 «Карусель»

Цель: Формирование уверенного поведения; развитие рефлексии.

Члены группы становятся по принципу карусели, т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний (неподвижный) и внешний (подвижный), участники которого располагаются лицом к центру круга.

Ведущий дает задания:

1. Перед вами ребенок (член внутреннего круга), который напуган, вы (член внешнего круга) родитель. Ваша задача его успокоить.

По команде «стоп» диалог прекращается, и вводятся новые задания:

2. Вас толкнули в автобусе. Перед вами ваш обидчик…

3. После длительной разлуки вы встречаете лучшего друга…

4. Вы педагог, а перед вами ученик, который набедокурил…

Далее ролевые позиции представители внешнего и внутреннего кругов меняются.

Упражнение завершается обсуждением того, какие чувства испытывали участники в разных ролевых ситуациях, удалось ли им их разрешить. Какие выводы можно сделать из тех ролей, которые в реальной жизни играем мы, и играют с нами другие.

 

Упражнение № 10 Психогимнастика (по А.А. Репину)

Цель: Снятие усталости.

Давайте снимем усталость, накопившуюся в течение занятия.

Приступаем к психогимнастике. Я буду давать установки. Вы выполняйте их, мысленно повторяя слова за мной.

ТЕКСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

(по А.А. Репину)

1.Располагаюсь удобно. Настраиваюсь на занятие психогимнастикой.

2.Делаю спокойный глубокий вдох и выдох.

3.Закрываю глаза.

4.Все посторонние мысли отбрасываю, глаза спокойно закрыты.

5.Постоянно помню «Золотое правило» гимнастики: каждая фраза занятия должна стать ощущением.

6.Мой мысленный взор медленно скользит по рукам.

7.Мышцы моих рук расслаблены.

8.Руки вялые, неподвижные.

9.Руки тяжелеют.

10.Все больше расслабляются мышцы рук.

11.На экране мысленного взора ясно вижу свои руки.

12.Руками не хочется двигать, не хочется шевелить.

13.Я постепенно успокаиваюсь.

14.Мои руки расслабленные, вялые.

15.У меня только одно желание – как можно глубже почувствовать возникающие ощущения.

16.Посторонние звуки, шумы безразличны, ничто не отвлекает.

17.Ощущение тяжести, расслабленности в руках нарастает.

18.Я чувствую, как волны покоя разливаются по моему телу.

19.Глаза спокойно закрыты.

20.Дыхание спокойное и ровное.

21.Посторонние мысли решительно и спокойно отброшены.

22.Помню «Золотое правило» гимнастики: Фраза становится ощущением.

23.Тяжесть, расслабление мышц рук все более усиливается, нарастает.

24.Мои руки расслаблены, полностью исчезает скованность.

25.Я спокоен, спокоен.

26.Все глубже и приятнее чувство желанного покоя.

27.Покой наполняет постепенно весь мой организм.

28.Стараюсь, как можно ярче представить ощущение разливающегося тепла в руках.

29.Мои руки как бы омывает теплая вода.

30.Я чувствую, как начинает пульсировать кровь в кончиках пальцев рук.

31.Все больше расширяются кровеносные сосуды в моих руках.

32.Мои руки набухают…, наливаются теплом.

33.По расширенным кровеносным сосудам в ладони, в кончики пальцев устремляются волны теплой пульсирующей крови.

34.Ощущение пульсации усиливается, нарастает.

35.Я все больше успокаиваюсь.

36.Приятное тепло согревает мои руки.

37.Мои руки как бы омывает теплая вода.

З8.Я приятно, глубоко, спокойно отдыхаю.

39.Руки расслабленные, кончики пальцев пульсируют, руки теплые.

40.Я во власти покоя.

41.Я совершенно спокоен.

42.Мой мысленный взор медленно скользит по моим ногам.

43.На экране мысленного взора совершенно отчетливо, ясно вижу свои ноги.

44.Полностью расслаблены мышцы моих ног.

45.Ногами не хочется двигать, не хочется шевелить.

46.Я чувствую, как по ногам все больше и больше разливается тяжесть.

47.Мои ноги становятся расслабленными, вялыми, как после длительного путешествия пешком, как после длительной пешей прогулки.

48.Я стараюсь, как можно ярче представить это ощущение в ногах.

49.Приятное тепло разливается по моим ногам.

50.Ноги теплеют и согреваются.

51.Я все больше и больше успокаиваюсь.

52.Все дальше отдаляется внешний мир.

53.Я совершенно спокоен.

54.Каждая клеточка моего организма наполняется покоем.

55.Отдыхает каждый мой нерв.

56.Я думаю только о глубоком, желанном покое.

57.Мне приятно чувство приятного покоя.

58.Полностью расслаблены мышцы моего тела.

59.Проходят остатки напряжения.

60.Я совершенно спокоен.

61.Я совершенно спокоен.

62.Постоянно помню, что каждая фраза должна стать ощущением.

63.Мой мысленный взор медленно скользит по лицу.

64.Расслаблены мышцы лба.

65.Мой лоб совершенно спокоен.

66.Стараюсь прочувствовать полное спокойствие лба.

67.Расслаблены мышцы сводящие брови.

68.Совершенно спокойно закрыты мои глаза.

69.Веки тяжелеют, веки спокойные.

70.Я стараюсь, как можно глубже прочувствовать все эти ощущения.

71.Расслаблены мышцы рук.

72.Расслаблены жевательные мышцы.

73.Зубы не стиснуты.

74.Расслаблены мышцы губ.

75.Мышцы моего лица совершенно расслаблены.

76.Мое лицо совершенно спокойно.

77.Мое лицо совершенно спокойно.

78.Я абсолютно спокоен.

79.Я абсолютно спокоен.

80.Волны приятного покоя медленно разливаются по моей голове.

81.Мысли текут плавно, замедленно, вяло.

82. Совершенно спокоен мой мозг

83. Каждая клеточка моего организма, каждый мой нерв наполнен покоем.

84. Желанные покой и отдых становятся все глубже и глубже.

85. Меня ничто не отвлекает.

86. Мой организм отдыхает, набирается сил.

87. Я абсолютно спокоен.

88. Я абсолютно спокоен.

89. Мой мысленный взор скользит по носоглотке и гортани.

90. Чувствую, как дыхательные пути слегка холодит струя прохладного воздуха.

91. Дышится легко и свободно.

92. Я чувствую, как облегчение наполняет мою грудь.

93. Дыхание спокойное и ровное.

94. В груди состояние приятного облегчения и покоя.

95. Мое сердце работает спокойно и ровно.

96. Приятное легкое тепло и покой наполняют, окутывают мое сердце.

97. Волны приятного покоя и отдыха разливаются по всему телу.

98. Я абсолютно спокоен.

99. Я абсолютно спокоен.

100.Мой мысленный взор сконцентрирован в подложечной области, в зоне солнечного сплетения.

101.Мое солнечное сплетение постепенно согревается, теплеет.

102.Теплая пульсирующая кровь согревает мое солнечное сплетение.

103.Я ощущаю приятное легкое тепло в подложечной области.

104.Солнечное сплетение струит лучи тепла и покоя по всему телу.

105.Чувство покоя все больше и больше наполняет меня.

106.Каждый мой нерв, каждая клеточка моего организма отдыхает.

107.Я совершенно спокоен.

108.Я совершенно спокоен.

109.На экране мысленного взора стараюсь ярко, образно представить картину леса.

110.Вижу березовую рощу: стройные березы, покрыты густой зеленой листвой.

111.Вижу пышные изумрудные кроны.

112.Между ветвями спокойное темно-голубое небо.

113.Стараюсь увидеть, представить картину леса в ярких, живых красках природы.

114.Медленно. Спокойно скользит мой мысленный взор по отдельным листьям, травинкам.

115.Я полностью во власти покое, я перестаю ощущать свое тело.

116.Чувство покоя и невесомости всю больше углубляется.

117.Мой организм приятно и глубоко отдыхает, я растворился в покое.

118.Проводимое занятие психологической гимнастикой благоприятно действует на мою нервную систему.

119.Восстанавливаются мои силы, работоспособность.

120.Я с каждым днем становлюсь выносливее, спокойнее, крепче.

121.Каждое занятие приносит хорошее настроение, бодрость.

122.Моя нервная системы, мой организм набираются энергии, силы, улучшается сон.

123.Внутренний покой, даваемый психологической гимнастикой, становится моим верным спутником.

124. Я абсолютно спокоен.

125.Я абсолютно спокоен.

126.Желаемый внутренний покой становится все глубже,

127.Покой наполняет меня.

128.Покой окутывает меня.

129.Мне сейчас все безразлично, кроме целительного внутреннего покоя.

130.Чувство покоя наполняет весь мой организм, все мое тело.

131.Все дальше отдаляется внешний мир.

132.Растворяюсь в желанном живительном покое,

133.Звуки доносятся издалека.

134.Постепенно теряю нить занятия.

135.Совершенно не реагирую на окружающее.

136.Дремота становится все глубже и глубже.

137.Неодолимое желание уснуть глубоко, крепко, приятно.

138.Ни о чем не хочу думать.

139.Отключаюсь от внешнего мира.

140.Полностью погружаюсь в приятный, глубокий отдых.

А теперь будем постепенно выходить из состояния релаксации.

Мысленно повторяйте за мной и старайтесь ощущать то, о чем говорите.

1. Уходит чувство тяжести и расслабленность из моих рук, из моих ног, из всего моего тела.

2. Все мои мышцы становятся легкими и упругими.

3. Все внимание на моем лице.

4. Мышцы моего тела подвижные и легкие.

5. Сонливость рассеялась.

6. Я все бодрее и бодрее.

7. Дышу ровно.

8. Моя голова отдохнувшая и ясная.

9. Мое самочувствие хорошее, бодрое.

10. Я полон энергии.

11. Я готов действовать!

Давайте встанем и разомнемся.

Рефлексия всего занятия.

 

ЗАНЯТИЕ № 5

Задачи занятия: формирование культурных ценностей личности.

 

Упражнение №1 «Двадцать названий снега»

Цель: Развитие эмпатии, доброты, душевности.

Тренер говорит о том, что у одного из народов Аляски есть более 20 различных слов, обозначающих лишь одно понятие – «снег». Каждое слово описывает какой-то особый вид, оттенок, качество снега. Эта конкретизация очень важна для жизни в условиях Аляски. Сколько Вы смогли бы использовать слов для того, чтобы обратиться к самому близкому для вас человеку в семье? Запишите их (не менее 20 обращений). А теперь составьте не менее 20 слов, чтобы обратиться к другу или подруге.

После выполнения работы, каждый зачитывает свои варианты, вопросы.

Обсуждение. Рефлексия.

 

Упражнение №2 «Святая ложь»

Цель: Развитие толерантности и способностей к анализу.

Обсуждение: Что такое ложь? Почему она возникает? Можно ли говорить неправду, во имя чего? Что такое «святая ложь» и нужна ли она?

Участники письменно составляют перечень ситуаций, которые позволяют

говорить неправду. Для этого заполняют аналитическую таблицу.

СОДЕРЖАНИЕ СИТУАЦИИ
КОМУ? КОГДА? ВО ИМЯ ЧЕГО?

 

Далее идет обсуждение записей участников тренинга. Во время обсуждения обязательны примеры и серьезная аргументация.

Подведение итогов.

Рефлексия.

 

Упражнение № 3 «Круг интересов»

Цель: Актуализация потребностей и интересов для обеспечения личностного роста.

Тренер: «Встречали ли вы интересных людей? Чем они интересны для вас? Что в них особенного? К какой группе людей относите себя вы? Каков круг Ваших интересов? Давайте проанализируем».

Заполняется таблица: СФЕРА ИНТЕРЕСОВ, ПРИМЕРЫ, ПРИМЕЧАНИЕ.

На составление таблицы отводится 3-4 минуты. Далее группа делится на звенья по 3-4 человека и осуществляется обсуждение таблиц. Задача каждой группы в итоге выявить самого интересующегося, т.е. человека с самым широким кругом интересов.

Рефлексия.

Упражнение № 4 «Мой идеал»

Цель: Актуализация ценностей личности.

Тренер: «У каждого из вас есть один или несколько любимых литературных героев или киноактеров, образы которых помогают вам принимать важные решения или справляться с трудной ситуацией. Может вы, просто хотите на кого-нибудь из них быть похожим? Что вас объединяет с этим героем? Почему хочется быть похожим именно на него? Какие качества привлекают? Есть ли у героя качества, которые вам не нравятся? Подумайте над этим. Есть ли такие характеристики, по которым Вы превосходите своего кумира?

Подумайте 3 минуты и поделитесь своими размышлениями с группой».

Обсуждение результатов. Рефлексия.

 

Упражнение № 5 «Кто я?»

Цель: Анализ самооценок членов группы.

Каждый должен подумать и записать не менее 10 «Я - ощущений». Это могут быть имена существительные или прилагательные. После выполнения данной части задания, необходимо провести ранжирование своего списка по значимости. Далее каждый зачитывает свой список. Участники задают друг другу вопросы, касающиеся самохарактеристик. После этого ведется обсуждение самооценок, осуществляется их групповая коррекция.

Примечание: Целесообразно было бы сравнить полученные результаты с результатами данного упражнения, которое проводилось ранее (на втором занятии). Важно обсудить динамику, обратить внимание на то, что осталось неизменным. Рекомендуется провести это же упражнение еще раз на заключительном занятии.

 

Завершается упражнение групповым обсуждением.

Рефлексия.

 

Упражнение № 6 Аудиальная психогимнастика «БУДДА»

Цель: Снятие психического напряжения.

К аудиальной психогимнастике относится крик, пение, произнесение звуков с определенным чередованием гласных и согласных. Она очень проста и эффективна.

Суть аудиальной, медитативной психологической гимнастики «Будда» заключается в психотерапевтическом воздействии голосовых вибраций на нервную систему человека. Она базируется на древних тибетских психотехниках, очень эффективна, проста в освоении. Может использоваться как в комплексе упражнений, так и отдельно. Упражнение способствует релаксации, снятию отрицательных переживаний, гармонизации нервных процессов, активизации жизненной энергии.

Приступим к выполнению упражнения. Постарайтесь отнестись к упражнению серьезно и преодолеть стеснение. Расположитесь так, чтобы вам было удобно. Примите позу «Дремлющий Фараон», то есть спину держите прямо, но без напряжения, слегка расслабьте. Ладони опустите на бедра или на колени (кому как удобнее). Локти чуточку разведите в стороны. Глаза закрыты. Голова опущена таким образом, чтобы угол зрения составил примерно 45% от прямого взгляда.

1.Делаем глубокий вдох и постепенно носом выдыхаем с мычащим звуком:

М…М…М…М…М…М…М…М…М…М…

Упражнение повторяем трижды.

2.Руки на уровне солнечного сплетения, расположены раскрытыми ладонями вниз. Повторяем за тренером протяжно:

Пааа…дммм…эээ…, пааа…дммм…эээ…, пааа…дммм…эээ…

При этом руки движутся плавно, симметрично в разные стороны по прямой линии до уровня ширины плеч. Представьте, что вы разгребаете с ровной водяной глади упругую пленку.

На паузу – возврат рук в исходное положение.

С каждым разом увеличивайте ощущения пружинящего действия воображаемой пленки. Можете представить, что вы очищаете свое энергетическое поле от тончайшего налета повседневных дрязг. Вообразите, что это поле переливается серебряным или золотым цветом, или цветами радуги. Представьте это образно (ярко, насыщенно).

3. Произносим протяжно на распев: Паа…дмм…эээ…ммм…ааа…ни...й.

Повторить дважды. Произнос

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...