Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение № 2 Разминка «Надежда»




Цели: составить сферу ожиданий участников тренинга; «разогреть» группу.

Каждый, по очереди (по кругу) поворачивается лицом к соседу. Он называет рядом сидящего по имени и передает ему свое обращение-пожелание к группе, отражающее его собственные ожидания от занятий.

Примеры: 1)«Андрей, я хочу, чтобы мы тут все от души повеселились. А тебе я желаю быть раскрепощенным»;

2)«Оленька, я верю, что все стрессы после наших занятий, нам будут не страшны. Тебе я желаю чаще улыбаться. Это тебе так идет»;

3)«Иван, я надеюсь здесь не уснуть. И тебе желаю не храпеть»;

4) «Лиза, я хочу научиться владеть целым миром, который заключен во мне. Тебе желаю счастья».

Тот, кому были адресованы пожелания, благодарит партнера, называя его по имени (Например: «Спасибо, Андрей, мне было очень приятно»), говорит о своих надеждах и дарит свои пожелания следующему участнику тренинга. Так продолжается до тех пор, пока очередь не дойдет до последнего участника.

Далее все члены Т-группы на отдельных листочках записывают свои ожидания от тренинга (что бы каждый хотел получить от занятий) и наклеивают эти листочки на плакат, где нарисована река ожиданий. Листочки наклеиваются в том месте, где обозначена пристань «Надежда».

РЕФЛЕКСИЯ (участники говорят о том, что им было легко, а что трудно, что они чувствовали во время упражнения и др.).

 

Упражнение № 3 «Кто я?»

Цель: Осознание членами группы своего «Я» на начальном этапе тренинга. Осуществить первичное знакомство участников тренинга.

 

Каждый должен ответить на вопрос «Кто я?». На самостоятельную работу отводится до пяти минут. Это могут быть имена существительные (Я- борец, Я- психолог, Я- непоседа, Я – друг, Я - сын, Я – мечтатель, Я - человек) или прилагательные (Я смешной, Я неповторимый, Я беспокойный, Я действующий, Я стремящийся, Я любимый). После выполнения данной части задания, ставится задача провести ранжирование своего списка по значимости. Далее каждый зачитывает свой список. Участники задают друг другу вопросы. Завершается упражнение групповым обсуждением.

Рефлексия.

Примечание: Это упражнение целесообразно повторить на последнем занятии.

Комментарии: Тренер обращается к группе: «Итак, вы чуть-чуть размялись и немного познакомились друг с другом. На последующих занятиях мы продолжим знакомство. А теперь перейдем к главному. Мы освоим теоретические основы стресса и приступим к овладению практических методов психологической саморегуляции». Далее идет теоретический материал. Теоретический блок начинается с анализа понятия «стресс». Стресс рассматривается как реакции организма на угрозу, изменение внутреннего состояния, нарушение внутреннего равновесия. Вводится представление о хроническом стрессе, перечисляются его симптомы и последствия. В совместном обсуждении участники тренинга приходят к мнению о том, что уметь справляться с последствиями стресса – значит уметь регулировать свои внутренние состояния.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

С Т Р Е С С

Цель: Ознакомить слушателей с феноменологией стресса.

Актуальность и важность наших с вами занятий по повышению стрессоустойчивости организма и предупреждению стрессов обусловлена нижеследующим:

1.В современном мире сформировалась опасная тенденция к усилению роли стрессовых воздействий среды как фактора разрушающего здоровье. До 90% всех заболеваний человека в той или иной степени вызваны стрессом.

2.В сокровищнице науки и опыта человечества накоплено множество психопрофилактических техник, широкое овладение которыми стало возможным благодаря стрессменеджменту (управлению стрессами).

Первое положение детерминирует необходимость борьбы со стрессами, а второе – обусловливает возможность эффективной их профилактики.

Для того, чтобы наши занятия были осознанными и продуктивными, давайте четко усвоим теоретические положения, проливающие свет на следующие вопросы:

1. Что такое стресс?

2. Чем он опасен и каковы его симптомы?

3. Каковы причины его порождающие?

4. Каким образом можно освободиться от стресса?

Стресс – это нормальная психофизиологическая реакция человека на действия внешней и внутренней среды. Чаще всего стресс ученые рассматривают как сильно неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм, воздействие.

Стресс проявляется на пяти уровнях:

А) химическом (нарушение обмена веществ, изменение состава крови, желудочного сока и др.);

Б) физическом (боли, недомогания, мышечные зажимы и т.д.);

В) психическом (нервные расстройства);

Г) эмоциональном (неадекватные психические реакции, тревожность, раздражительность, страх, плохое настроение и др.);

Д) поведенческом (агрессия, попытки самоубийства и др.).

Примечание: Эти пять уровней проявления стресса должны быть заранее написаны на плакате.

 

Поэтому более точно стресс можно определить как физическую, психическую, эмоциональную, химическую и поведенческую реакцию организма на то, что пугает его или угрожает ему (реакция «бей или беги»).

Стресс – это нарушение равновесия в организме, скачкообразные повышения имеющейся энергии, чтобы можно было бы ею воспользоваться при встрече с опасностью.

Наиболее опасным для жизнедеятельности человека является хронический стресс, который характеризуется постоянным нарушением внутреннего равновесия.

Симптомы хронического стресса: нарушение памяти и концентрации внимания; агрессивность; тревожность; бессонница; депрессия; чувство вины; мысли о самоубийстве.

Последствиями хронического стресса являются: головная боль, псориаз, боли в спине, язвы, колиты, выпадение волос, повышенное давление, сердечные заболевания, нарушение менструации у женщин, импотенция и преждевременная эякуляция у мужчин, гипертония, ослабление иммунной защиты организма.

Хронический стресс – результат постоянного пребывания в обстановке, полной опасностей, постоянного повторения травмирующей ситуации. Его зарождение и развитие во многом зависит от субъективного фактора, то есть от того, как воспринимается субъектом та или иная ситуация. Дело в том, что мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся. Всякий раз, когда ситуация кажется нам опасной, все происходит так же, как и при реальной угрозе. Чем чаще окружающая обстановка кажется нам враждебной, тем больше времени наш организм пребывает в состоянии боевой готовности под влиянием реакции «бей или беги» – в ситуации хронического стресса.

Давайте зафиксируем, какие негативные последствия взывает стресс.

СТРЕССЫ:

- вызывают негативные эмоции и поэтому окрашивают окружающий нас мир в серые тона;

- развивают неуверенность в себе и формируют чувство вины, порождают страх;

- ухудшают коммуникацию и мыслительные процессы;

- отнимают жизненную энергию (приводят к быстрому утомлению организм человека), понижают жизненный тонус;

- создают проблемы в семейных отношениях;

- затрудняют профессиональную деятельность, снижают удовлетворенность трудом;

- делают человека раздражительным, агрессивным или ведут к депрессии;

- детерминируют неадекватность поведения личности;

- деформируют характер и личностные качества человека, подавляют его волю;

-разрушают здоровье и приводят к потере смысла жизни;

- сокращают жизнь и приводят к смерти.

Примечание: Кратко, по ходу объяснения, тренер записывает эти пункты маркером на флип-чарте. Желательно привести примеры по ряду позиций и обсудить их с участниками тренинга.

 

Стрессы бывают разные по силе, характеру, симптоматике. Стресс бывает травматическим. Он вызывается сильным травмирующим фактором: смерть близких людей; разрыв с любимым человеком; автомобильная катастрофа; насилие; физическая травма и др.

Травматический стресс – это особого рода переживания, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Поэтому люди, попавшие в такие обстоятельства, иногда кажутся ненормальными.

Психологическая травма возможна, если:

- происшедшее событие осознаваемо, т.е. человек знает, что с ним случилось и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние;

- пережитое разрушает привычный образ жизни.

Травматический стресс – особая форма общей стрессовой реакции. Стресс становится таковым, когда перегружает психические и физиологические адаптационные возможности человека и разрушает защиту. Он становится травматическим. Психологическая травма может быть устранена при восстановлении или при построении новой защиты. Но нередки случаи, когда психологическая травма дает о себе знать через годы, вновь и вновь заставляя нас переживать давно минувшие события. В этом случае мы имеем дело с так называемым посттравматическим стрессом.

Посттравматический стресс это психологическая деформация личности, вызванная определенными негативными событиями. В рассматриваемом случае травматическое событие упорно переживается вновь и вновь. Это может происходить в различных формах:

1. Повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления;

2. Повторяющиеся кошмарные сны о событии;

3. Действия или чувства, соответствующие пережитым во время травмы.

4. Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающем (символизирующем) травматическое событие;

5. Физиолгическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли и др.;

6. Повышенная раздражительность или вспышки гнева;

7. Нарушение памяти и концентрации внимания;

8. Сверхбдительность или преувеличенное реагирование.

Примечание: Тренеру необходимо, вышеизложенные позиции проиллюстрировать примерами. Целесообразно также обсуждение данных форм проявления стресса с группой.

 

Посттравматический стресс имеет следующие разновидности проявлений:

* Упорно избегается все, что может быть связано с травмой (мысли, разговоры, действия, места или люди, напоминающие о травме);

* Проявляется неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, а соответственно человек не может рационализировать или отреагировать травмирующее событие;

* Теряется интерес к жизни, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает;

* Появляется чувство отчужденности от других, ощущение одиночества и тоски;

* Притупленность эмоций – неспособность переживать сильные чувства (любовь, ненависть и др.);

· Появляется чувство укороченного будущего и ожидание смерти.

Примечание: Тренеру целесообразно привести примеры из жизни, иллюстрирующие названные разновидностей проявления стресса.

 

Обратим внимание на то, что не всегда и не все стрессы бывают негативными. Определенная степень стресса даже полезна, она играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к меняющимся условиям. Например, нормативные стрессы, не травмируют психику, а побуждают человека к осмыслению ситуации, личностному росту. Они имеют познавательную ценность. Эустресс характеризуется переживанием удовольствия, неожиданной радости. Но длительный или сильный стресс перегружает адаптационные возможности человека и приводит к физическим или психологическим «поломкам» в организме.

Следует отметить, что не во всех случаях стресс проявляется как мгновенная реакция на отрицательные события. Это может быть длительный, поступательный процесс накопления травмирующего опыта, который в определенный момент разрушает психологическую защиту личности. Поэтому зачастую человек не замечает и не понимает, что он «входит» в состояние хронического стресса.

Рассмотрим механизм развития стресса. В благоприятных условиях человек адаптирован к среде. Все его психофизиологические системы работают в привычном режиме. Но вот изменилась ситуация. Это не обязательно физическая травма или горе. Это может быть просто неприятная, непривычная ситуация.

Например:

1. Вас незаслуженно обвинили в непрофессионализме ваши коллеги по работе;

2. Ваши инициативы и старания не оценили по заслугам;

3. Вам в транспорте нечаянно испачкали новый костюм;

4. По стечению обстоятельств, Вы опоздали на свидание с любимым человеком, и он на Вас обиделся;

5. Вам просто показалось, что близкие люди к Вам стали относиться без должного тепла.

Примечание:Тренер предлагает участникам тренинга привести собственные примеры.

 

В объективно или субъективно негативной или неожиданной пугающей ситуации наступает дезадаптация организма. Он, на какое то время не может восстановиться. Вспомните или представьте свое состояние в названных или подобных ситуациях. Что Вы чувствовали? Какие эмоции переживали?

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...