Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Методологические основы дошкольной олигофренопедагогики и олигофренопсихологии.




3. Методологические основы дошкольной олигофренопедагогики и олигофренопсихологии.

Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблюдений, полученная информация обрабатывается и интерпретируется.

Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что было недостаточно ясным при наблюдении, эксперименте или изучении продуктов детской деятельности. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.

Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности детей с нарушением интеллекта: рисунков, лепных поделок, поделок из бумаги и природного материала, тетрадей по отдельным дисциплинам и контрольных работ и т. д.

Изучение психолого-педагогической документации (личных дел детей, медицинских карт, психолого-педагогических характеристик, дневников наблюдений, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет получить некоторые объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль среди методов олигофренопедагогики играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного содержания, метода или приема работы для выявления его педагогической эффективности. Эксперимент включает четыре этапа: теоретический -- постановку проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез; методический -- разработку методики исследования, методов обработки полученных результатов; собственно эксперимент -- проведение серии заданий, комплекса упражнений и т. п.; аналитический -- количественный и качественный анализ полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и практических рекомендаций. По конечным целям эксперимент может быть констатирующим, обучающим и контрольным.

Методы детской олигофренопсихологии

Метод беседы. Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Беседа позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляются запас сведений и точность представлений.

Метод наблюдения. Является одним из ведущих при изучении детей. Оно начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение всегда должно вестись целенаправленно. Его материалы необходимо фиксировать.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в детской олигоференопсихологии.

Метод изучения рисунков. Рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование (свободное и по заданию). Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза.

Изучение документации и продуктов деятельности детей беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответствующую психическую функцию.

При обследовании детей в психодиагностических целях используется метод тестов.

 

4. Вклад отечественных и зарубежных исследователей в развитие представлений об умственной отсталости.

История развития методов изучения детей с нарушениями развития за рубежом.

Но до середины ХIХ в. установление умственной отсталости оставалось медицинской проблемой. С всеобщим обучением появилась практическая потребность в выявлении детей, не способных к обучению в обычных школах. Поэтому в 60-е гг. ХIХ в. открылись первые вспомогательные классы, а также специальные школы для УО.                                                                                         Психологи, чтобы помочь врачам ввели (конец XIX—начало ХХ в. ) экспериментальные методы.

Экспериментальные методы исследования детей стали использоваться в целях диагностики способностей. С помощью теста у обследуемого измеряли «кол-во ума» (А. Пьерон). Одним из первых тестирование начал Ф. Гальтон (состояние сенсорных функций: острота зрения и слуха, способность различать тепло, холод, боль); Дм. Кеттел («интеллектуальный тест»; установление сенсомоторных реакций, скорость протекания псих. процессов; стандартизация тестов); Э. Крепелин (изучение псих. больных; психологические тесты). А. Бине и Т. Симон («Метрическая шкала умс. способностей» - 1905 (содержал 30тестов, без возраста); 1908 (с 3-15лет от 3-8 тестов); 1911 (с 3-16 лет по 5 заданий). Л. Термен впервые начал использовать введенное В. Штерном понятие «интеллектуальный коэффициент» (IQ), кот. представляет собой соотношение умственного возраста к хронологическому (паспортному) возрасту. С. Санктис (6 заданий на внимание, память цветов и др. (с 7 лет). 1939 – тест Векслера; Тест Дж. Равена (60 матриц с пропущенными элементами). Разрабатываются различные проективные техники («пятна» Роршаха и др. ). Н. Бейли (для детей с 2мес. -2, 5 лет; оценивается умств., соц. и эмоц. поведение).

 История развития методов изучения детей с нарушениями развития в России

Необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости у детей возникла в начале XX в. в связи с открытием в 1908-1910г. г. первых вспомогательных школ и вспомогательных классов. Г. И. Россолимо (использование графика-профиля «Психологические профили»(внимание, воля, прочность зрит. восприятий и др. ), но с упрощением стала называться «Краткий метод исследования УО»; Кащенко, Фельцман, Трошин – указывали на необходимость наблюдения; А. Ф. Лазурский (методика целенаправленного наблюдения; предложил схему естественного наблюдения; создал программу исследования личностии. ). На основе Выготского ЗБР и ЗАР был разработан «обучающий эксперимент» (А. Я. Иванова): стр. дошк. возраст + 3 этапа(ориентировочный, основное задание, аналогичное задание). 20 — 30-е гг. XX - разработка диагностических методик. (помощь школе в изучении детей), но их усилия привели к тому, что в школах началось массовое тестирование. Дети педагогически и социально запущенные признавались умственно отсталыми и направлялись во вспомогательные школы. На недопустимость такой практики и было указано в постановлении ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Но этот документ был воспринят как полный запрет на использование при обследовании детей каких бы то ни было психодиагностических методик, и особенно тестов. Лишь в случаях явно выраженной умственной отсталости допускалось обследование в медико-педагогических комиссиях (МПК) детей без пробного обучения их в школе. В 50 — 70-е гг. ХХ в этот период велись интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б. В. Зейгарник, разрабатывались нейропсихологические методы исследования детей под руководством А. Р. Лурия. Исследования этих ученых значительно обогатили теорию и практику экспериментально-психологического изучения умственно отсталых детей. В 80 — 90-е гг. ХХ осуществляется ранняя дифференциальная диагностика, разрабатываются психолого-диагностические методы исследования. На современном этапе большое значение для развития диагностики отклонений в развитии имеют исследования В. И. Лубовского.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...