Комплекс - 2. «визуализация»
Упражнение № 7. «Визуализация конкретных предметов». В этом упражнении мы ставим цель научиться переживанию конкретных образов, развить воображение, фантазию. Дидактическое обеспечение занятия: редметы материального мира (цветы, фрукты, монеты, горящая свеча, ваза, кувшин, модель маяка, медальон, книга, картина, песочные часы, зеркало, статуэтка, хлеб, цветные диапозитивы). Начинаем упражнение с сокрашенного комплекса ПСР. «Устройтесь в кресле удобно, постарайтесь расслабиться». ………………………………………………………………… (проводится сеанс аутогенной тренировки АТ – 1). Ваша задача в данной части упражнения состоит в том, чтобы рассматривать, размышляя, эти предметы или изображения, и выбрать одно из них, которое станет предметом следующих упражнений. Приступаем к упражнению (продолжительность 7 – 8 минут). После окончания данной части упражнение проводится обсуждение размышлений по поводу рассматриваемых предметов. Вторую часть упражнения вновь начинаем с низшей ступени аутогенной тренировки, к чему в заключение присовокупляются формулы так же, как и в первом занятии на переживание цвета: «Перед моим внутренним взором появляется образ – Я вижу (следует обозначение предмета, например, медальон»). Образ становится все четче (повторить 3 – 5 раз), Образ стоит ясно перед моими глазами….» Упражнения завершается обсуждением визуализации конкретных предметов. Примечание: Для первой групповой визуализации целесообразно выбрать один предмет для всех, например горящую свечу. Во всех остальных визуализациях предметы выбираются индивидуально.
Упражнение №8 «Визуализация ряда предметов» Цель: развитие навыков визуализации предметов.
Дидактическое обеспечение занятия тоже, что и в предыдущем упражнении по визуализации. Упражнение начинается с аутогенной тренировки (комплекс АТ – 1). Далее участники группы, рассмотрев предметы, закрывают глаза и вызывают перед внутренним взором другие картины и предметы, до тех пор, пока они не появятся ясно и четко. Для этого поначалу требуется время (несколько минут для каждого образа), затем, после удаления, такие образы будут устанавливаться быстро. Смена образов происходит при помощи подобных формул, как при вышеописанной смене цветов: «Образ исчезает (повторить 2 - 4 раза), Образ исчез. Перед внутренним взором я вижу сейчас… (следует название нового предмета, например, розы), Образ становится четче» и так далее … Завершается упражнение обсуждением содержания визуализации.
Упражнение № 9 «Свободная визуализация предметов» Цель: закрепление навыков визуализации предметов. Визуализация осуществляется без предварительного созерцания предметов. Упражнение начинается с простейшего комплекса АТ-1, который постепенно переходит в визуализацию образов. К последовательным зрительным образам это переживание образов не имеет никакого отношения. Задача упражнения состоит в оживлении представлений, которое подготавливает и облегчает полностью спонтанное переживание образов в гипнотическом переключении. В данном упражнении нет необходимости представлять образы предметов, рассматриваемых на предыдущих занятиях. Это могут быть любые предметные образы, встречавшиеся в жизни: горный ландшафт, море, какой то предмет мебели дома, состав поезда и т.д. Эти образы могут возникать спонтанно. Вы в собственной визуализации можете стать сами ее предметом наряду с другими. Визуализируемые образы, ставшие поводом для размышлений могут стать основой или стимулом для углубленного самопознания.
Для более четкого представления расплывчатых или неясных образов можно использовать приемы мысленного приближения к предмету, изменения его положения в пространстве, «включения луча прожектора», направленного на предмет и так далее. Примечание: В зависимости от собственных желаний и настроений члены Т - группы могут сами решать, как долго им тренироваться, и хотят ли они выполнять все три упражнения.
Читайте также: A) регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|