ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (Теоретческие основы общения)
Для того, чтобы представить, о какой категории человеческой жизнедеятельности пойдет речь в тренинге коммуникативной культуры, постараемся лаконично раскрыть теоретические основы общения. В психологии общением называется взаимодействие между людьми, в процессе которого между ними возникают субъективные межличностные отношения (В.А. Семиченко). Кроме того общение рассматривается как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Психический контакт в данном случае характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми (А.В. Петровский). Виды общения многообразны. Для их рассмотрения целесообразно сначала обратиться к теоретической модели общения. Она состоит из таких компонентов как: содержание, цель, участники, средства, тип устанавливающихся между участниками связей, форма и результат общения. Содержание общения – это информация, которая передается от одного участника общения другому. По содержанию преобразовательных контактов виды общения на производственные, учебные, семейные, практически-бытовые, межличностные, научно-теоретические. В содержательном аспекте различают: 1. Деятельностное общение, связанное с определенными организационно-техническими процессами, в ходе реализации которых люди вступают во взаимодействие; 2. Материальное общение, когда люди обмениваются продуктами и предметами деятельности; 3. Когнитивное общение, в процессе которого осуществляется обмен знаниями и способами их интерпретации. 4. Кондиционное общение, осуществляемое как однонаправленное влияние или обмен эмоциональными или функциональными состояниями.
5. Мотивационное – заключается в передаче другому установок, убеждений, готовности к действиям, локальных побуждений. Цель общения – то, ради чего осуществляется данное взаимодействие. По целям общение делят на целевое и инструментальное (как элемент какой либо деятельности). По типу связей, которые устанавливаются между участниками общение бывает: одно и дву-направленное. Первое это монолог, а второе – диалог. Различают: непосредственное и опосредованное общение (через третье лицо, вещь, письмо). По средствам общение делится на вербальное и невербальное (через мимику, пантомимику, телесные контакты, через прямые сенсорные контакты). Общение напоминает своеобразную пирамиду состоящую из 4-х граней: мы обмениваемся информацией; мы взаимодействуем с другими людьми; мы познаем их; переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения. Структура общения представлена тремя ее сторонами: КОММУНИКАЦИЯ – ИНТЕРАКЦИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ Коммуникативная интерактивная перцептивная сторона сторона сторона Коммуникативная (коммуникация) состоит в обмене информации между субъектами. Интерактивная – заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. не только в обмене знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная - означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения позволяет представить нам общение как обмен информацией. Информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. В.Н.Мясищев коммуникацию представлял как интерсубъектный процесс. Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, коммуникативных барьерах, коммуникативном влиянии и существовании различных уровней передачи информации. Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем.
Для межличностного общения характерен механизм обратной связи. Она может быть прямой и косвенной. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации (риторические вопросы, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции и др.). В этом случае коммуникатор сам должен догадываться, что хотел ему сообщить партнер по общению. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте (ОБРАЗ) и отношения к нему, а также от ситуации общения. Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения. Психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению называется коммуникативным барьером. Есть барьеры понимания, барьеры отношения, барьеры социально-культурных различий. Определенную роль здесь играют предубеждения и установки, а также аффекты. Барьеры отношений формируются на основе субъективного жизненно го опыта, привычек, стереотипов. На этой основе может появляться доверие или недоверие, отторжение, агрессия. Барьеры коммуникативного взаимодействия проявляются и в стилях взаимодействия (избегание, приспособление, сотрудничество, соперничество), позициях (НАД и ПОД). Созвучны функциям – аспекты общения. Л.П.Буева выделяет следующие аспекты исследования общения: - информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией).
- интерактивный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации); - гносиологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания); - аксиологический (общение изучается как обмен ценностями); - нормативный (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения). ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ 1. Контактная 5. Понимания 2. Информационная 6. Эмотивная 3. Побудительная 7. Установления отношений 4. Координационная 8. Оказания влияния.
А.А. Брудный выделяет: А) начальные функции общения: 1. Активационная – побуждающая к действию; 2. Интердиктивная – запрещения, торможения; 3. Дестабилизирующая – угроза, оскорбление. Б)основные функции: 1. Инструментальная – координации путем общения; 2. Синдикативная – создания общности, группы; 3. Самовыражения; 4. Трансляционная.
Р.Якобсон выделяет функции речи: 1.Эмотивная – отношение говорящего (коммуникатора) к слушающему (реципиенту); 2. Конативная – побуждение адресата к действию, приказ; 3. Реферационная – выражение мыслей; 5. Поэтическая – демаркация реального и воображаемого; 6. Фактическая – поддержание контакта; 7. Метаязыковая – уточнение, регуляция собственного высказывания. В теории коммуникации известны два типа коммуникации: А) аксиальный – когда сигналы направлены единичным приемникам информации; Б) ретиальный – когда сигналы направлены множеству приемников информации. В социальной психологии выделяют следующие средства общения: речь; оптико-кинестетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима); паралингвистическая; экстролингвистическая система (интонации, паузы); система организации пространства и времени коммуникации; система контакта глазами.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА
Читайте также: B) Нравственные положения Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|