1. Предмет и задачи возрастной психологии.
Стр 1 из 43Следующая ⇒ 1. Предмет и задачи возрастной психологии. Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. В возрастной психологии выявляются закономерности и факты развития на протяжении всей жизни. Выделяется 3 раздела возрастной психологии: 1. Детская психология (от рождения до 17 лет); 2. Психология взрослых, зрелых возрастов; 3. Геронтология или психология пожилого возраста. Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Возрастная психология особая отрасль знаний. Рассматривая процесс развития ребёнка, она дает характеристику разных возрастных периодов и оперирует такими понятиями как «возраст» и «детство». Понятие возраста неоднозначно и включает в себя ряд аспектов. Прежде всего различают: 1. Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 2. Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом. 3. Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: умственный возраст (показатель интеллекта); психосексуальный возраст (уровень эротических интересов); рекреационный возраст (проведение свободного времени). В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. /Понятие акселерации, ретардации, децелерации.
Существует другой подход к понятию возраста: Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно " плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. Таким образом возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. 2. Задачи возрастной психологии. 1. Изучение влияний наследственных и социальных факторов на развитие; 2. Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет, семья, улица, школа? ); 3. Соотношение и влияние задатков и способностей; 4. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; 5. Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии; 6. Влияние семьи на психическое развитие; 7. Проведение психодиагностической работы; 8. Разработка рекомендаций для коррекционной работы.
3. Методы возрастной психологии. В возрастной психологии используются те же методы, что и в общей психологии. Детское развитие исследуется (по Ананьеву Б. Г. ): 1. Метод срезов - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. 2. Сравнительный метод – сравниваются данные по каждой группе. 3. Лонгитюдный метод - здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени.
Этими методами организую в целом психологическое исследование детей. Кроме этого в возрастной психологии используются Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение - сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения, систематичность наблюдений, наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится). Эксперимент различают следующие виды эксперимента: -констатирующий, определяется уровень развития на настоящее время. -формирующий, создаются специальные условия, где прослеживаются развитие определенной психической функции. Проводится система развивающих заданий и игр. Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов. Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|