Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лоренц считает, что и новорожденные у людей, и детеныши у животных появляются на свет с определенными фиксированными образцами действий, биологически (генетически) детерминированными формами поведения — инстинктами. По мнению этологов, инстинкты закреплен




Лоренц считает, что и новорожденные у людей, и детеныши у животных появляются на свет с определенными фиксированными образцами действий, биологически (генетически) детерминированными формами поведения — инстинктами. По мнению этологов, инстинкты закреплены в генетическом коде каждого живого существа ради выживания видов.

Очевидно, многие из тех объектов и явлений в окружающем природном мире (пауки, змеи, молнии и т. п. ), которых боялись наши доисторические предки, и сегодня вызывают страх у большинства людей. На самом же деле боязнь пауков, змей, молний не является врожденной, хотя некоторые этологи утверждают, что люди биологически (генетически) предрасположены к тому, чтобы одних объектов бояться больше, чем других.

Маленького Альберта научили бояться белую мышь, но этологи сомневаются, что у него можно было бы сформировать чувство страха перед очками или книгой. Большая вероятность выжить и дать потомство существует у тех утят, которые следуют за матерью, а не у тех, которые не выработали «реакцию следования». Фиксированные в биологической природе (генетическом коде) утят образцы поведения готовы проявиться сразу, как только з их окружении возникает необходимый стимул. Однако если в критический (сенситивный) период такой стимул не появляется, то инстинкт может «замереть». Вместе с тем если утята найдут другой стимул для активизации инстинкта, то он непременно проявится. Вот почему утята следуют не за уткой, а за человеком.

Этологическая концепция импринтинга (т. е. самого раннего инстинктивного подражания каким-то образцам поведения) побудила ученых проанализировать критические, сенситивные периоды с целью более глубокого изучения чувства привязанности и переживания детьми разлуки с родителями.

Английский этолог Боулби и американские педиатры Клаус и Кеннелл доказали существование в младенчестве такого критического периода, когда вероятность формирования привязанности ребенка к кому-либо из родителей или других взрослых наиболее высока.

Боулби считает, что если в этот период ребенка разлучить с родителями, то впоследствии у него с большим трудом формируется чувство привязанности, тяжелее складываются доверительные отношения с ними. Клаус и Кеннелл полагают, что первые полтора часа после рождения — как раз тот самый критический период, когда успешнее всего выстраиваются отношения привязанности и доверия между родителями и детьми.

Социобиологическая теория. Социобиология — научное направление, занимающееся систематическим изучением биологической основы социального поведения. Профессор Гарвардского университета Эдвард Вильсон считает, что разнообразные формы социального поведения человека, включая те, которые зависят от принадлежности к тому или иному полу, а также проявления агрессивности и даже религиозность, складываются под сильным влиянием наследственности. Например, такие формы поведения, как помощь другим людям, в частности стремление помочь нуждающимся, заложены в наших генах и обеспечивают выживание вида.

У сторонников этой теории много общего с этологами: те и другие отстаивают взгляды, противоположные убеждению бихевиористов в том, что среда является важнейшим фактором, обусловливающим наше поведение.

Теории рекапитуляции

Теории рекапитуляции утверждают, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Однако другие ученые расширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. Так, С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.

Наиболее ярко эта мысль была развита Гетчинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости (Педология, 1934).

Первый из них — это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, он тащит в рот. Съедобность становится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а максимума в развитии достигает в 3 года.

Следующий период — это период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, составление детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.

Третий период назван периодом пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.

Четвертый период — земледельческий. Преобладающей страстью ребенка является садоводство. Продолжается с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...