Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика возрастных кризисов.




7 вопрос

Характеристика возрастных кризисов.

Кризис новорожденности.

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности: - Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания). - Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Кризис 1 года.

Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется «кризис 1 года».

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.

Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л. С. Выготский назвал автономной. Автономная речь – слова, которые: во-первых, с фонетической стороны не совпадают с речью взрослого; во-вторых, отличаются от слов взрослого человека по значению; в-третьих, общение с помощью детских слов возможно только с теми людьми, которые понимают их значение; в-четвертых, автономная речь практически бессвязна и состоит из ряда восклицаний.

Кризис 3 лет.

Симптомы кризиса:

1) упрямство

2) упрямство;

3) строптивость;

4) своеволие;

5) обесценивание взрослых.

Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека.

Кризис 6-7 лет.

На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.

Основные признаки: 1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка); 2) манерничание (ребенок что-то из себя «строит», скрывает что-то); 3) симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Кризис 13 лет.

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле. В литературе описан как «возраст второй перерезки пуповины», «негативная фаза полового созревания». Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.

8 вопрос

Биологическая теория. Теория Лоренца

Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности и др.

Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Ч. Дарвина о том, что развитие – генезис – подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.

Этология. Предположим, вас заинтересовали вопросы: как влияет на развитие ребенка отсутствие родителей или одного из них? Как формируется взаимная привязанность детей и родителей? Как бы вы ответили на них? Провели бы эксперименты? Но было бы жестоко (уж не говоря о том, что это неэтично и противозаконно) ради эксперимента, с единственной целью — узнать, что получится в результате, лишать группу детей родительской любви даже на время. Естественно же происходящие (по разным причинам) случаи разлучения детей и родителей не всегда можно выявить, а тем более изучить.

Что же делать? Оставить столь важные вопросы без ответов? Но ученый не может позволить себе этого. Он должен найти ответы, потому что затронутая в вопросах проблема касается многих детей, нуждающихся в помощи.

И здесь на выручку приходит этология — научное направление, занимающееся изучением животных и людей в естественных условиях их существования. Особое внимание этологов привлекает вопрос о том, какие формы поведения животных и человека имеют под собой биологическую основу (запрограммированы генетической наследственностью), а какие определяются воздействием внешней среды, т. е. социально обусловлены.

Известный этолог Конрад Лоренц широко использовал понятие «импринтинг», которым он обозначил самые ранние факты подражания, обучения каким-то образцам поведения, проявляющегося в инстинктивной форме. Чаще всего они наблюдаются в критические, или сенситивные*, периоды, когда влияния среды имеют серьезные последствия для дальнейшего развития ребенка или какого-то другого живого существа. Для того чтобы вы могли лучше понять явление импринтинга, приведем такой пример.

Вы когда-нибудь видели, как едва появившиеся на свет утята инстинктивно бредут за каким-то впервые увиденным ими движущимся предметом? Вероятнее всего, вы наблюдали другую сцену: во главе вереницы утят, медленно и осторожно переваливаясь с ноги на ногу, шествует утка-мать. Выводок идет к пруду и даже на воде сохраняет свой строй. А видели ли вы, как цепочка утят движется за человеком? Лоренц же приучил их к этому. Ученый обнаружил, что утята могут пойти за любым предметом, человеком, животным — лишь бы они двигались. Более того, если сначала утята последовали за каким-то посторонним объектом (первое запечатление его и есть импринтинг), то потом бесполезно пытаться заставить их пойти за настоящей матерью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...