Бернштейн: активность определяет, как живую важнейшую черту всех живых систем.
Активность - системообразующий фактор, который связывает наследственность
и среду.
4 вопрос
Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. Наиболее распространенной классификацией, которая и в настоящее время принимается педиатрией, является классификация Н. П. Гундобина. В основу ее положены некоторые биологические особенности растущего организма ребенка. Выделяются следующие периоды: период новорожденности (до отпадения пуповины); грудной возраст (до одного года); период молочных зубов (с одного года до 6—7 лет); период старшего детства (с 8 до 11 лет); период полового созревания (12—17 лет). На специальном Международном симпозиуме по возрастной периодизации (Москва, 1965) была предложена и утверждена схема возрастной периодизации, по которой период созревания разделен на несколько этапов: новорожденный — от 1 до 10 дней; грудной возраст — от 10 дней до 1 года; раннее детство — от 1 года до 3 лет; первое детство — от 4 до 7 лет; второе детство: мальчики — от 8 до 12 лет; девочки — от 8 до 11 лет; подростковый возраст: мальчики — от 13 до 16 лет; девочки — от 12 до 15 лет; юношеский возраст: юноши — от 17 до 21 года; девушки — от 16 до 20 лет.
Возраст
Основная характеристика возрастного периода
К 1 году
Ребенок использует 7-14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 мин., усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).
К 1, 5 годам
Словарный запас ребенка составляет 30-40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка – «Что? », «Кто? ».
К 2 годам
Словарный запас увеличивается до 300-400 слов, основные вопросы ребенка – «Что это? », «Кто это? » Ребенок осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1, 5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
К 2, 5 годам
Словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы «Где? », «Куда? », «Откуда? », «Когда? ». В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать – это может свидетельствовать о задержке психического развития или глухоте.
К 3 годам
Появляется вопрос вопросов – «Почему? ». Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помогать наводящими вопросами. Использует сложносочиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое «один», «мало», «много», различает левую и правую сторону. По одной характерной детали может узнать целое. по ушам – зайца, по хоботу – слона.
К 3, 5 годам
Осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и, несколько позже, со сверстниками. Ребенок эмоционален. самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.
К 4 годам
Способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос – «Почему? » (у ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) преобладают вопросы «Что? », «Где? », «Куда? »). Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом 40-50 мин.
К 4, 5 годам
Способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос «Зачем? »
К 5 годам
Умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, может собрать игрушку по схеме, нарисовать человека со всеми частями тела.
К 6 годам
Словарный запас составляет около 4000 слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.
5 вопрос
Закономерности психического развития ребенка
Психическое развитие ребёнка подчиняется определённым закономерностям. Их сформулировал Выготский.
1)Закон сензитивности и неравномерности психического развития.
Сензитивность - особая чувствительность и восприимчивость, наибольшая благоприятность к психолого-педагогическим воздействиям. В отдельные периоды жизни на первый план выходит развитие одних психических функций, и они интенсивно развиваются, а развитие других замедляется.