Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина
Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина
Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития, предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д. Б. Элькониным. Она представляет собой нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизацией теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей. Рассмотрим концепцию Д. Б. Эльконина более подробно.
Период от рождения до окончания школы Эльконин разделил на семь этапов.
1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.
2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.
3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет.
4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет.
5. Младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет.
6. Подростковый возраст: от 10–11 до 14–15 лет.
7. Ранний юношеский возраст: от 14–15 до 16–17 лет.
Весь процесс развития можно разделить на три этапа:
дошкольное детство – от рождения до 6–7 лет; младший школьный возраст – от 6–7 до 10–11 лет; средний и старший школьный возраст – от 10–11 до 16–17 лет.
Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка.
Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, т. е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка.
Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым.
Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом происходит общение ребенка с взрослым.
В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального (речевого) общения. Ребенок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления. Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идет личностное развитие ребенка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения.
В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через учение строится вся система отношений ребенка с взрослыми людьми.
В подростковом возрасте возникают и развиваются трудовая деятельность и интимно-личностная форма общения. Трудовая деятельность заключается в появлении совместного увлечения каким-либо делом. Подростки начинают задумываться о будущей профессии. Общение в этом возрасте выходит на первый план и строится на основе так называемого «кодекса товарищества». «Кодекс товарищества» включает в себя деловые и личностные взаимоотношения, похожие на те, которые имеются у взрослых.
В старшем школьном возрасте продолжают развиваться процессы подросткового возраста, но ведущим становится интимно-личностное общение. Старшеклассники начинают размышлять о смысле жизни, своем положении в обществе, профессиональном и личностном самоопределении.
Таковы основные положения концепции развития Д. Б. Эль-конина. Она получила дальнейшее развитие в работах Д. И. Фельдштейна.
Периодизация на основе критериев и признаков
Периодизация выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие " ведущая деятельность" : деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
|
Период
| Годы
| Ведущая деятельность
| Новообразование
| Социальная ситуация развития
| |
Младен- чество
| 0-1
| эмоциональное общение ребенка со взрослым
| ходьба, первое слово
| Освоение норм отношений между людьми
| |
Ранний возраст
| 1-3
| предметная деятельность
| " внешнее Я сам" по Выготскому
| Усвоение способов деятельности с предметами
| |
Дошкольный возраст
| 3-6(7)
| ролевая игра
| произвольность поведения
| Освоение социальных норм, взаимо- отношений между людьми
| |
Младший школьный возраст
| 6(7)-10(11)
| учебная деятелльность
| произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта
| Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.
| |
Средний школьный возраст, подросток
| 10(11) - 14(15)
| интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности
| чувство " взрослости", возникновение представление о себе " не как о ребенке"
| Освоение норм и отношений между людьми
| |
Старший школьник (ранняя юность)
| 14(15) - 16(17)
| учебно-профес-
сиональная деятельность
| профессиональное и личностное самоопределение
| Освоение профес- сиональных знаний, умений
| |
Поздняя юность или ранняя зрелость
| 18-25
| Трудовая деятельность, профес- сиональная учеба.
| | Освоение профес- сионально-
трудовых умений
| |
Зрелость
| после 25
| 20-50 лет - зрелость, 50-75 - поздняя
зрелость,
75-.. - старость
| | | |
| | | | | |
Возрастная периодизация Л. С. Выготского 1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитииребенка, т. к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнююсреду. 2. Младенческий возраст (2 мес. -1 год). 3. Кризис одного года - имеет позитивное содержание: здесь негативныесимптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью. 4. Раннее детство (1год–3года). 5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этотпериод, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенкапретерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка. 6. Дошкольный возраст (3-7 лет). 7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативныестороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения ит. д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется егоотношение к другим детям. 8. Школьный возраст (8-12лет). 9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падениеуспеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннемстроении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системыинтересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, чтоздесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход квысшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижениемработоспособности. 10. Пубертатный возраст (14-18 лет). 11. Кризис 17 лет. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности Д. Б. Эльконина В настоящее время периодизация психического развития в детском возрастепринадлежит Д. Б. Эльконину. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности, Эльконин предлагает следующуюсхему периодизации. Схема периодизации описывает психическое развитие, а не развитие личности. Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст наоснове следующих критериев: 1. Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую ребеноквступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественныхотношений, в какие области общественной жизни входит. 2. Основой, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. 3. Основные новообразования развития. Важно показать как новые достиженияв развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее " взрыву" – кризису. 4. Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Ребенок – целостная личность, которая активно познает окружающий мирпредметов и отношений. Д. Б. Эльконин выделил 2 системы отношений: 1) человек – человек 2) человек – вещь. В связи с этим существуют 2 группы деятельности, в которых эти системыотношений осваиваются: 1. Социальная (человек – человек): ориентирована на нормы отношений междулюдьми, т. е. главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера. 2. Культурная (человек – вещь): человек осваивает способы действия с вещью, т. е. акцент на развитии интеллектуально-познавательной сферы. Таблица 1 Стадии психического развития по Д. Б. Эльконину Возраст
| Ведущая деятельность
| Тип деятельности
|
|
|
|
Младенчество
| Эмоциональное общение с матерью
| Социальная
|
Младший дошкольный (1-3 года)
| Предметно-манипулятивная
(освоение предметов культуры)
| Культурная
|
Старший дошкольный
| Ролевая игра
| Социальная
|
Младший школьный
| Учебная
| Культурная
|
Средний школьный
| Интимно-личностная
| Социальная
|
Старший школьный
| Учебно-профессиональная
| Культурная
|
17- 30 лет
| Освоение социальных позиций – профессиональная группа и семья
| Социальная
|
30-40
| Самореализация и творчество
| Культурная
|
Больше 40
| Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых
| Социальная
|
Каждая из сторон подготавливает развитие другой стороны. Границами возрастовявляются кризисы – переломные моменты в развитии. Гипотеза Д. Б. Эльконина: позакону периодичности в детском развитии, по-новому объясняется содержаниекризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за нимивозникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисымировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. Периодизация психического развития по А. В. Петровском. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка счленами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность исвой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входитодновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией. Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенкунеобходимо быть как все, т. е. эта фаза предполагает утрату инд. черт(конформность, робость, неуверенность в себе). Индивидуализация – появляется как противоречие между результатом адаптации инеудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватнаясамооценка). Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечаютпотребностям группы (изоляция или вытеснение)А. В. Петровский выделяет следующие возрастные периоды: 1. Эпоха детства 3-7лет – преобладает адаптация, ребенок в основномприспосабливается к социальной среде. 2. Эпоха отрочества 11-15 – доминирует индивидуализация, человек проявляетсвою индивидуальность. 3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция вобщество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: