Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивная сфера младенца. . Аффективная сфера младенца.




КОГНИТИВНАЯ СФЕРА МЛАДЕНЦА.

Ø Ощущения. Ø Восприятия. Ø Мышление. Ø Память. Ø Представления. Ø Внимание.      У новорождённого есть ощущения. Наиболее развиты кожные. Высокоразвитые -вкусовые, обонятельные. Медленнее - слух, зрение. Слух. Есть предположение, что ребёнок слышит ещё в утробе. Но после рожденияслуховой проход заполнен околоплодной жидкостью, поэтому ребёнок плохо слышит, но есть реакция на звук. В три - четыре месяца - реакция на пение, музыку. Прежде всего, слух ребёнкареагирует на интонации, позже звуки. Зрение. Нет координации осей. Развивается дольше других. Свет - реакцияориентировочная. Цвет - первые дни не различает (к пятому месяцу). Восприятия и ощущения. В формировании образа восприятия главная роль - действия. Поэтому необходимосведение зрительных осей. Манипулирование предметами - рука лучший глаз(периодизация Пиаже). Память. Условный рефлекс - первоначальное развитие памяти. Например: плачет ребёнок -заходит мама - нет плача. Феномен узнавания: лица, предметы. Младенчество заканчивается, когда ребёнокузнаёт близких и родителей. На самом деле за некоторое время (латентныйпериод), когда ребёнок не видит предмет, возникает забывание. Двухлетнийребёнок - латентный период несколько недель. К двум годам память можетобеспечить рост психических процессов (т. н. “ сквозной” процесс). Внимание. В первые месяцы - непроизвольное внимание (как ориентировочный рефлекс). Кдвум месяцам может сам заинтересоваться, к пяти - берёт в рот и играет. Зачатки произвольного внимания - к одному году. Л. С. Выготский: “ Произвольное внимание начинается с указательного пальца”. Мышление. Характерно наглядно - действительное мышление. Отражение связей и отношенийтолько в наглядной ситуации и выделяется с помощью действия. В 1, 1 г. -способен подставить стул, если высоко. Решение простых практических задачисходя из собственного опыта и опыта других людей. Речь. Параллельно с развитием мышления. Четыре периода развития речи. Два из нихвыпадают на младенчество: 1) период подготовки словесной речи; 2) первоначальное овладение языком. Подготовка словесной речи (от рождения - 1 г. ). Первые голосовые проявления - плач и крик (носят рефлекторный характер). Плачет - подходит взрослый. Знак - у меня не всё в порядке. В два - три месяцаребёнок начинает гулить, ворковать, экспериментировать гласными, в хорошемрасположении духа. Даже лепет плюс согласные. Лепет и воркование - видимо, заложены генетически (т. к. проявляются у глухих детей). До восьми месяцев детивсех народов “ лепечут одинаково”, позже начинают улавливать интонацииязыка (эхология). Существует ещё пассивная речь, которая развивается раньше, чем активная (где логика? ). Расширение пассивного словаря с шести месяцев. Период активной речи: восемь - девять месяцев. Первоначальное овладение языком. 1 стадия) - слов и предложений; 2 стадия) - двух или трёх словных предложений. Первая стадия (от 1 г. - 1, 5 лет) - первые слова отличаются своеобразием: слово может говорить и о предмете и о действии с предметом. Эти словаситуативны - привязаны к ситуации, т. е. чужой не может понять речи ребёнка. Вторая стадия (1, 5 - 2 г. ) - быстрый рост активного словаря. К двум годам -250 - 300 слов, имеющих устойчивое и чёткое значение. К этому времени почти всебуквы, кроме Р, Л, С, З, Ж, Ш (свистящие; шипящие).       

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА МЛАДЕНЦА.

    Ребёнок ещё в утробе ощущает желанный он или нет. Эмоции - первая форма связи ребёнка с окружающим миром. Черезэмоции выражается отношение к внешнему миру и средство общения. Дефицитэмоционального общения и положительных эмоций оказывает отрицательное влияниена психическое, и даже физическое развитие. В младенческом периоде зарождаютсяи социальные эмоции - переживание человеком своего отношения кокружающим людям. Формируются, проявляются и закрепляются в межличностныхотношениях. “ Комплекс оживления” - реакция на близких. Формируется эмоциональная реакция на похвалу - это предпосылка развитиясамосознания. Эмпатические реакции: если мама огорчена, ребёнок реагирует на состояние. Кконцу первого года - попытки утешить маму. В этот период быстрое заражениеотрицательными эмоциями. В развитии эмпатии - взрослые играют главную роль. В период второго года жизни имеются большие предпосылки для развитияотрицательных эмоций (предпосылка - есть опыт, но не развита речь и выплескотрицательных эмоций). На втором году появляется страх - возникает на изменения привычнойобстановки плюс родители пугают, пытаясь добиться послушания. Отклонения могут проявляться либо в недостаточном развитии - эмоциональная холодность - следствие развития поспитализма, эмоциональнаядлительная депривация (пример: у “ отказников” часто во взрослом состоянииэмоциональные нарушения). Если ребёнок лишён родителей в шесть месяцев, то это может привести кразвитию асоциального поведения. Причины возникновения отклонений в эмоциональной сфере ребёнка: 1) срыв в привычном стереотипном поведении; 2) неправильное построение режима: а) несоответствие режима индивидуальным особенностям; б) частое нарушение режима; 3) неправильные воспитательные приёмы (запугивания, ограниченияактивности) плюс слишком большая порция эмоций приводят к переутомлению; 4) отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности(наличие сенсорной информации); 5) создание односторонней аффективной привязанности у ребёнка. Плохо, когда ребёнок видит постоянно только мать; 6) отсутствие единого подхода к ребёнку со стороны взрослых.       
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...