Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период пренатального развития - это период от зачатия до рождения (Г. Крайг).




18 вопрос

Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы периодизации взрослости и становящийся характер этого раздела психологии развития. Одна из первых периодизаций принадлежит III. Бюлер, которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения. — Первая фаза (16 — 20 лет) — предшествует собственному самоопределению. — Вторая фаза (с 16 — 20 лет до 25 — 30 лет) — фаза проб и поиска (профессии, спутника жизни и т. п. ). Жизненные цели часто нереалистичны и подвержены изменениям. — Третья фаза (с 25—30 до 45—50 лет) — пора зрелости: человек находит свое дело в жизни, обзаводится семьей. Субъективно этот возраст переживается как апогей жизни, желания становятся реалистичными, оценки трезвыми. К 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого. — Четвертая фаза (с 45 — 50 до 65 — 70 лет) — стареющий человек: завершение профессиональной деятельности, исчезновение активного самоопределения и постановки целей. — Пятая фаза (старше 70 лет) — старый человек: обращение к прошлому и желание покоя.

Известный голландский психолог и психотерапевт Б. Ливехуд приводит в качестве примера периодизацию Уотеринга, который выделяет семилетние фазы в жизни взрослого человека: — 21—28 лет — завоевание жизненного базиса, — 28—35 лет — подтверждение и сличение найденных основ жизни, — 35—42 года — вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях, — 42—49 лет — маниакально-депрессивный период, — 49—56 лет — борьба с собственным закатом, — 56 — 63 года — мудрость, — 63 года — 70 лет — возможность еще раз осознанно достичь кульминации своей жизни, возможность «второй молодости».

Однако эти периодизации жизненного пути человека носят скорее описательный характер и не опираются на сколько - нибудь серьезные эмпирические основания. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и зависят от времени завершения юности и начала периода старения.

Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 лет (Д. Биррен), 21 год (Д. Б. Бромлей), 20 лет для женщин и 21 год — для мужчин (по международной классификации), 25 лет (В. В. Бунак) и т. д.

19 вопрос

Период пренатального развития - это период от зачатия до рождения (Г. Крайг).

Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде - матке, но даже и здесь внешняя среда оказывает влияние на его развитие. Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие.

Большинство врожденных дефектов обусловлено воздействием средовых факторов в течение пренатального периода или во время родов, а также взаимодействием факторов наследственности и среды (Г. Крайг).

Ученые выделяют три главные факторы риска, которые оказывают сильное влияние на весь ход внутриутробного развития: питание, стресс и возраст матери (Р. Кайл).

Тератоген - это специфический фактор, нарушающий нормальное развитие плода (например вирус, химический препарат). Так, краснуха может вызвать умственную отсталость, поражение зрения, слуха, сердечной деятельности; никотин - задерживает рост, влияет на умственные способности; излучение - задерживает рост, вызывает лейкемию, задерживает умственное развитие.

Принципы действия тератогенов: 1) воздействие тератогенов зависит от генотипа организма; 2) воздействие тератогенов изменяется на разных этапах внутри-gутробного развития; 3) каждый тератоген влияет на определенный аспект внутриутробного развития; 4) повреждение тератогенами не всегда очевидны при рождении, но могут проявиться в дальнейшем.

Новорожденность (0-2 месяца) С рождения ребенок наделен способностью слышать и видеть, различать вкус и запах, чувствует прикосновение, давление и боль.

Доношенные дети обладают целым рядом врожденных (безусловных) рефлексов, которые помогают ему приспособиться к новым условиям. Это пищевые рефлексы, защитные, ориентировочные. К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы.

Ощущения новорожденного не дифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Так, при резком звуке ребенок прекращает движение, замирает и замолкает. Зрительное сосредоточение появляется на 3-5 неделе.

Сенсорная депривация в этом периоде влечет за собой существенную задержку созревания мозга, а следовательно и психического развития.

Перцептивные, эмоциональные и двигательные возможности интенсивно развиваются у здорового ребенка в ситуациях эмоционально положительного общения с матерью.

Важнейшим психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается возникновение ответной реакции ребенка - улыбки на обращение матери (близкого взрослого).

В последующие недели складывается комплекс оживления, который служит показателем перехода к младенчеству. Термин «комплекс оживления» введен Н. М. Щеловановым, впервые описан Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...